Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

Связанные статьи

1 950 комментариев

  1. erema, какие-же «честные археологи» баламуты, только что-то грязи здесь льётся совсем с иной стороны

  2. я говорю сейчас именно о демократоре,если у вас получится и есть желание,то можете узнать ip ярых крутильщиков голосов.Страна должна знать своих героев

  3. Мы в редакции сейчас совещаемся на предмет того, чтобы комментирование по этой статье наконец закрыть. Объявление по этому поводу будет сделано позже.

    Может оно и к лучшему, здесь спорят только археологи и поисковики и похоже что общего мнения не получится. Надо бы это обсуждение вопроса в соц. сетях разместить где общается народ не связанный ни с археологами, ни с поисковиками. Интересно мнение остального общества.

  4. борода, ну начал работу археолог без листа, а потом через месяц получил лист и все остальные правила закона и методика раскопок соблюдены, а находки сданы в музей. Не стоит это сравнивать с простым выгребанием находок из слоя

  5. ЛСК: «И Вы и другие искатели всё время требуют неких границ во времени и на местности, так сказать, выделения свободных зон, толкуют о культурном слое. Я же Вам уже неоднократно объяснял, что охране и собственности государства подлежат ВСЕ материальные древности, все «археологические предметы», вне зависимости от культурного слоя, памятника и т. п. Никаких свободных зон нет. Есть зоны, свободные для земляных работ — это те, где закончено археологическое обследование. Но такие зоны Вам не интересны».
    Вам сколько еще раз повторять, что лично я ничего не ищу? Конечно, кроме логики в высказываниях арехологов…
    Я правильно понимаю из Вашего ответа, что любые земляные работы, включая селько-хозяйственные, можно проводить только после археологического обследования.
    Вспоминая Ваше прошлое мнение про крупные земляные работы, дополнительно спрашиваю, что все-таки такое крупные земляные работы? И чем они отличаются от средних и мелких?

  6. В СССР за металлопоиск не давали ничего. Да были статьи за разрушение памятников и за присвоение кладов. Но не более того.

  7. Старому Доку Ярославу Ермолаеву (он же профессор преображенский)

    За каждым кустом беднягам мерещатся страшные и ужасные участники Движения в защиту археологического наследия АМАТОР и его основатель Владимир Еременко. Сразу ясно, кто самый главный враг грабителей археологического наследия — те, кто 3 года выводил их на чистую воду в глазах общества и государства, добивался ужесточения законов и почти уже добился.

    Грабители и их добровольные адвокаты наивно полагают, что их попытки очернить кого-то из археологов или даже всех скопом помогут им противостоять принятию поправок в законодательство, думая, что бредни шариковых, пытающихся украсть не только квартиру, но и имя профессора Преображенского, кто-то будет читать, кроме них самих

    P.S. Еременко здесь нет. Он добился того, что планировал. Он там, где доморощенному сыщику и другим подонкам его никогда не достать

  8. Владимир Евгеньевич (он же Правдоруб), а правда что вас с поста скинули? За что, если не секрет?

  9. Майоров, под земляными работами понимаются стройки любых объектов — дороги, лэпки, ж/ди тп. Потому их должны проводить после того, как там прошёл археолог. Распашка — тоже земляные работы, но на них не обращают внимания в виду невозможности вывести землю из севооборота. А вот металлопоиск — это целенаправленная добыча археологических артефактов.

  10. Металлодетектерист, всё в одну кучу свалил. Вы назвали разрушение архитектурных, а не археологических объектов — при чём здесь археологи? Да это ужасно, но мы занимаемся своим делом — а именно охраной археологических памятников. Обратитесь в другое ведомство

  11. P.S. Еременко здесь нет. Он добился того, что планировал. Он
    там, где доморощенному сыщику и другим подонкам его
    никогда не достать.
    чего взяли начальником арх.полиции?или все-таки в больницу положили?

  12. Легис, конкретные статьи российских законов, по которым любые земляные работы должны сопровождаться археологической экспертизой. Конкретные статьи российских законов которые говорят, что любой предмет в земле археологичесакий. Конкретные статьи российских законов, запрещающие поиск не археологических предметов с помощью металлоискателя. В студию! А то всё слова, слова…

  13. erema:
    12.03.2013 в 12:05
    а я считаю,то что статью надо удалить совсем,так как в ней необоснованно обвиняется множество невинных людей.Особо интересный раздел про демократор,там тоже сначала,якобы честные археологи хотели закрыть голосование срачем беспорядочным в комментариях,после того как это сделать не удалось т.к. комментировать запрещено они стали голосовать совсем уж левыми голосами,для того чтобы опять же голосование прикрыли,но ничего не вышло.И они пошли в последний бой и начали использовать откровенную накрутку голосов,но их разоблачили и удалили все лишнее.Как правильно сказал Максим Борисов,что все это можно отследить ip,e-mail и тд,и после проверки все ненастоящие голоса были списаны.Я думаб что по ip при желании можно даже найти откуда голоса шли,но для наших честных ученых это будет равноценно гибели.Так что это статья не что иной как обман,пыль в глаза не ращбирающимся в данном вопросе людям.

    Полезно? 4 3

    ======================
    Статья и все до одного сообщения крайне полезны для оценки сложившейся по этой теме ситуации. Это уже история летопись — будущий «археологический предмет» из мыслей архозавров и прогрессивного человечества.

  14. Отлично, то есть, Legis, археологи выступают за то, чтобы любое строительство проводилось только после археологического обследования. С этим разобрались.
    Тогда возникает вопрос: Почему уничтожать металлические предметы в ходе «некрупных» земляных работ можно, а изымать их из земли с глубины 10-30 см недопустимо? Legis, сможете объяснить?

  15. Старый Док не надоело самому с собой беседовать да бабьи истерики закатывать?

  16. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Я считаю, что Вы должны быть поставлены в известность о
    происходящем — о фронтальном очернении профессионального
    археологического сообщества металлодетектористами и
    другими «любителями археологии себе в карман»,
    организованном и возглавленном А.К. Станюковичем.
    Происходит вся эта хорошо срежиссированная вакханалия не на
    грабресурсе, а на площадке ДЛЯ УЧЕНЫХ — электронном
    ресурсе Троицкий Вариант
    Речь идет о заметке Л.С. Клейна «Археологи против черных» от
    26 февраля 2013 года: http://trv-science.ru/2013/02/26/
    arkheologi-protiv-chernykh/ :
    К заметке дано более 1000 комментариев (ссылки на них и
    окно для вставки комментария есть внизу каждой страницы),
    из них 95 процентов — от «любителей» и возглавившего их А.К.
    Станюковича, модератора сайта для владельцев незаконных
    коллекций археологических артефактов из разграбленных
    археологических памятников «Домонгол» (там он работает под
    ником «Кирилыч») и редактора журнала все для тех же
    коллекционеров «Русская старина». Эта «славная компания»
    забила в грязь «продажных архов, ворующих артефакты с
    собственных раскопов и продающих их в интернете», по самую
    маковку и еще сверху вывалила сотню ж-д составов с дурно
    пахнущим содержимым.
    Цель грязной кампании очевидна: помешать принятию
    Госдумой Законопроекта № 217902-6 «О внесении изменений в
    отдельные законодательные акты Российской Федерации в
    части пресечения незаконной деятельности в области
    археологии» Текст в присоед. файле, а также по ссылке: http://
    asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/
    ID/47DE7510492329E943257B0B00270C86/$FILE/217902-6.PDF?
    OpenElement
    РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: может ли профессиональное
    сообщество, не способное и (или)не желающее защитить свое
    честное имя и дать достойный отпор лжецам и клеветникам,
    защитить археологическое наследие от разграбления??? Нас,
    несколько тысяч ученых, поливает грязью горстка из 10-15
    малообразованных проходимцев, создавая негативный образ
    «архов» с очевидной целью противопоставить нас обществу в
    целом. И эта горстка уже частично добилась желаемого
    результата: администратор Троицкого варианта Максим
    Борисов (admin@trvscience.ru) открыто занял сторону
    металлодетектористов.
    Я неделю призываю, прошу, умоляю в соцсети вКонтакте коллег
    заступиться за нашу профессиональную честь и достоинство,
    показать обнаглевшему от безнаказанности и отсутствия
    отпора ворью, что не они хозяева жизни. Откликнулось меньше
    десяти человек.
    Дорогие коллеги, использую последний ресурс — рассылку по е-
    мэйл, и обращаюсь к вам в последний раз. Дайте наконец
    достойный отпор одуревшему от безнаказанности сообществу
    металлодетектористов в комментариях. Те, кто хочет
    безнаказанно грабить археологическое наследие, должны
    понять, что в стране и мире достаточно честных и порядочных
    людей, способных им противостоять. Не обязательно с ними
    спорить и вступать в дискуссию. Достаточно было бы и
    кратких текстов с одобрением общего смысла и направленности
    заметки Льва Самойловича, пусть даже частичным
    Ложь, повторенная тысячекратно и не встретившая столь же
    массового опровержения,не становится истиной — она просто
    прочно входит в общественное сознание и становится
    общеизвестным фактом, не требующим доказательств.
    «Троцкисты — наймиты капитализма», «Архи — нищие воры и
    собаки на сене, не дающие народу заниматься любимым
    хобби».
    —————
    Был бы искренне признателен за распространение текста этого
    письма как можно более широкому кругу профессиональных
    археологов
    С уважением,
    к.и.н. Владимир Еременко
    Автор и владелец сайта Археология.РУ
    http://www.archaeology.ru/
    http://vkontakte.ru/club14813293
    eremenko@archaeology.ru

  17. Дмитрий, да хватит лукавить, вы всё прекрасно знаете, смотрите ФЗ-73 «Закон об объектах культурного наследия…» — стати про обследование перед земляными и строительными работами сами найдёте, не маленький. С организацией экспертизы государство, к сожалению, тянет кота за хвост — это его вина или просто тупость. А по поводу разрушения с использованием металюшников в законе, к сожалению, ничего нет — вот и надо это прекратить

  18. Ну почему же…это я с вами беседую,Владимир Евгеньевич. То, что вы мне отвечаете, это как раз и доказывает. Также с глубоким прискорбием вынужден констатировать, что раз вы мне отвечаете, то петлю с шеи вы сняли….Насчет бабских истерик- вам виднее, все ваши посты за последние 2 дня- это именно такие истерики. Переживаете за утраченный высокий пост?

  19. Вы бы Легис, не морализаторством занимались а цитату из закона бы привели. В доказательство своей правоты.

  20. Legis, читайте: «Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия…»
    Сам участвую в землеотводе под нужды строительства, реконструкции и прочие. Ни разу не слышал об археологических обследованиях… Скажите на что ссылаться и я обязательно по данному факту напишу обращение в прокуратуру.

  21. Майоров, если вы имеете в виду распашку, то мелкие предметы она не всегда уничтожает и потом многое, всё равно, достаётся науке. А при металлопоиске с поверхности выгребается всё. К тому ж, почему вы заостряете внимание на небольших земляных работах и сравниваете их с металлоприском? На сколько я видел археологические памятники после деятельности на них «любителей» — так они по большей части не распахиваются, а металюшники чаще всего действуют на неразрушаемых объектах

  22. Майоров, и «выявленных объектов культурного наследия» — вот ваша контора и не выполняет эту норму. Вот это «выявление» и есть обследование перед работами. Просто данная норма плохо, к сожалению, исполняется. В одних областях её выполняют, в других нет — всё зависит от местной власти и местных госорганов охраны памятников: одни выдают согласование на застройку за взятку и пишут, что археологии на данной площади нет, другие — проводят обследование за счёт застройщика, а если надо и раскопки

  23. Дмитрий:
    12.03.2013 в 13:02
    Владимир Евгеньевич (он же Правдоруб), а правда что вас с поста скинули? За что, если не секрет?

    ======================

    раньше так всегда делали чтобы моральный облик подсудимого не пачкал организацию.

    Неужто скоро посодют?

  24. Легис, я не нисколько не сомневаюсь, что вы видели достаточно арх. памятников, после деятельности «любителей». Только почему вы решили, что эти любители действовали металлоискателями, да еще не на разрушаемых памятниках. Сказали бы уж так, чтобы было похоже на правду- «металюшники чаще всего действуют на разрушаемых объектах», тут я бы хоть мог согласиться…. опять возвращаемся к пройденному: у самого современного металлоискателя на автомате при грунтах средней замусоренности глубина обнаружения мелких и средних предметов( монеты) не превышает 15-20 см. Против законов физики не попрешь.Фирмы бьются годами за увеличение глубины поиска на 1-3 см, в результате все вселось к тривиальному увеличение диаметра катушки. Не может современная электроника на данный момент решить проблему глубины. Пятак Екатерины- 25 см, 2 коп Александра I- 18-20 см, полушка Анны- 15 см, чешуя 6-7 см. Топор 40-45 см. Это для хороших дорогих приборов. Соответственно, чтобы разрушить неразрушенный памятник археологии, металлоискатель не больно то поможет.

  25. Старый Док, все в курсе про 20-25 см эффективной работы металлодетектора. Но даже на любом задернованном (не разрушаемом) памятнике находки в дерновом слое содержатся всегда — и от этого они не перестают находиться в контексте памятника. Следовательно — это всё равно разрушение памятника. Ясное дело, что на пашне работать удобнее — там все предметы ещё больше выпаханы наружу, да и трава не мешает. А распознать работу детектора можно по характерным закопушкам от лопаты.

  26. Для собеседника Из Сибири.:
    Разумеется отвечу Вам, так как я «МЕНТ с улицы рахбитых фонарей».Уже объяснял участникам семинара, что неясности формулировок указанного проекта будут работать как против копателей, так и «ментов», которые решат выслужиться.Если Вам известна история 2010-2012 года по факту задержания двух «чёрных копателей » на обмелевшем дне Волги, в районе Самарской Луки, Вы наверно заметили, что приговор Шигонского суда в августе 2012 года, а также решение вышестоящего суда г.Самары признали отсутствие в действиях «граждан» того преступления, в котором их обвиняли -прокуратура, следствие,милиция и самарские археологи С.и К. Эта история выявила всю «нищету юридических познаний и исполнительностьи указанных специалистов» при высокой моральной уверенности в правоте своих действий.Поговорите с поисковиками, они адрес приговора подскажут. Археолог Алексей Ковалёв указал в своей статье на имеющиеся подходы археологов и юристов к проблеме.Конечно он молодой учёный и не знает формулу Ленина- практика лучшее доказательство теории.Он хочет написать хороший закон, но не проверяет, как работает уже имеющийся. А я отвечу на примере приговоров мировых судей по ст.7.15 КоАП РФ — БЕЗОБРАЗНО.В каждом районе свой подход.А это значит Закон несбалансирован с УПК ,УК и логикой совершенно.Новые поправки его ещё более ухудшат.Не только у Вас есть почки.Они есть и у археологов.Когда ментов заставят сделать статистику по новому закону, они найдут неучтённые археологиченские предметы и у поисковиков и у археологов.
    С уважением за Ваше трезвое мышление.С.Е.Г.

  27. Legis:
    12.03.2013 в 14:15
    Старый Док, все в курсе про 20-25 см эффективной работы металлодетектора. Но даже на любом задернованном (не разрушаемом) памятнике находки в дерновом слое содержатся всегда — и от этого они не перестают находиться в контексте памятника. Следовательно — это всё равно разрушение памятника. Ясное дело, что на пашне работать удобнее — там все предметы ещё больше выпаханы наружу, да и трава не мешает. А распознать работу детектора можно по характерным закопушкам от лопаты.

    Полезно? 1 1
    =======================================
    Для излечения массового психоза архозавров -нас обокрали!!!! Посмотрите мультфильм — Чьи в лесу шишки?

  28. Хм, а одно меня всё таки радует. Камрады,а ведь большинство работающих,именно работающих археологов не желают поддерживать всю эту провокацию затеянную с подачи проф.Клейна и раздутую пристяжью из Аматора. Интересно,а за что Ерёменко М.Борисова то «запинал»? Веснассс однако!Ну что же,посмотрим,получится ли у граждан «археологов» устроить из страны эдакий археологический ГУЛАГ.Вообще то плохо это,со своим народом воевать,особенно когда твоё погоняло не Сталин.

  29. Уважаемый сборщик металлолома ИЗ СИБИРИ.
    Разумеется, все названные Вами вещи — не археологические объекты. До принятия нового закона, естественно, действуют старые нормы. А когда новый закон будет обсуждаться — вот и выступите со своими предложениями, как сделать так, чтоб и деятельность Ваша была под контролем, и разрушители культурного наследия не могли к Вам примазаться, и препон Вашей деятельности не чинилось бы. Вот на что и должны быть направлены усилия в обсуждении, а не на торможение закона любой ценой.
    Вы такой же гражданин страны, как и я — вносите Ваши предложения. Но исходите при этом из принципа, что все древности должны быть защищены, а самовольный промысел их пресечен. Вопрос лишь в том, как отделить от этого промысла безвредную деятельность — Вашу.

    Уважаемый Лев Самуилович, спасибо за ответ! Спасибо что разъяснили что после принятия закона любая железка будет считаться культурным наследием! Значит я окажусь в числе грабителей и мародёров, перспектива не радужная. Вы говорите выступите с предложениями, где, куда и кто меня будет слушать. Я институтов не заканчивал и говорить красиво не умею. Пусть этим занимаются те чья это прямая обязанность, законотворцы. Пускай дорабатывают, определяют граници не в ущерб обществу, это их работа, они за это зарплату получают. Я так же как и вы против тех кто грабят курганы и в нарушении закона роют на арх. памятниках, но вы пытаетесь подвести всю территорию России под арх. памятник и всё что находится в земле культурным наследием народа. Я считаю что это не правильно. И ещё, кого вы считаете народом? Я вроде как тоже являюсь таковым. Меня ещё в школе(правда советской) учили что всё что вас окружает является народным достоянием, что мы наблюдаем сейчас, нефть и газ народное достояние, заезжая на заправку убеждаешься насколько оно народное, лесные массивы народное достояние, попробуй берёзу на дрова спилить, сразу поймёшь что это не так, реки, озёра народное достояние, не порыбачить бесплатно, ни отдохнуть, коттеджи повсюду. Теперь ещё и свободно передвигаться по земле которую мой дед в ВОВ защищал нельзя, это арх.памятник. Надо весь гнев и археологов и общественности обратить против расхитителей курганов и памятников и нещадно карать, чем отлавливать людей которые ищут монетки вокруг деревень или как я металлолом.

  30. Уважаемый СЕГ.
    И вот, что характерно для наших реалий. После принятия закона, появится и соответствующие указания на облавы, дабы оправдать. И когда поисковики попрячутся, под раздачу попадут все – от самих археологов до туристов с палаточными лагерями и временными сортирами и ямами для мусора. Никакой полицейский на месте не будет разбираться в арх. тонкостях и доводить дело даже до суда. Достаточно будет пригрозить судом..

  31. ЦИРК УЖЕ УЕХАЛ: см. в этой же газете новую статью
    ————————————

    Алексей Ковалев. Cпор о «черных копателях» сквозь призму мирового опыта
    // 12 марта 2013 года. Троицкий вариан № 124, c. 2-3, Рубрика: Бытие науки

    «…С исторической точки зрения, презумпция государственной охраны по определению ВСЕХ неизвестных археологических объектов и предметов, залегающих «в земле, на земле и под водой», родилась в Папской области в XVI веке и была оформлена во всей полноте в Швеции, законом 1666 года. Споры по поводу справедливости такого подхода уже не актуальны. Все страны мира объявили такие древности (про их определение см. выше) предметом государственной охраны. Их находчик обязан совершить определенные действия во избежание крупных штрафов либо уголовного наказания. Оборот таких древностей (по определению) либо запрещен, либо строго ограничен. Как-то они там на Западе, Востоке и Юге нашего глобуса умудряются определять эти черепки и кремешки? Наш народ, по мнению «копателей» (да и сами «копатели» в первую очередь), до этого не допетрит ни в жисть!»

    http://trv-science.ru/2013/03/12/cpor-o-chernykh-kopatelyakh-skvoz-prizmu-mirovogo-opyta/

  32. Павел:
    12.03.2013 в 14:52
    Уважаемый СЕГ.
    И вот, что характерно для наших реалий. После принятия закона, появится и соответствующие указания на облавы, дабы оправдать. И когда поисковики попрячутся, под раздачу попадут все – от самих археологов до туристов с палаточными лагерями и временными сортирами и ямами для мусора. Никакой полицейский на месте не будет разбираться в арх. тонкостях и доводить дело даже до суда. Достаточно будет пригрозить судом..

    =====================

    Больше чем вступление к статье Льва Клейна меня неприятно удивляют подобные панические высказывания. Получается цель архозавров достигнута? Вы уже смирились с принятием в законодательном порядке их противозаконных бредней?

  33. «Вы уже смирились с принятием в законодательном порядке их противозаконных бредней?»
    Вовсе нет, я просто с этим согласен: «Надо бы это обсуждение вопроса в соц. сетях разместить где общается народ не связанный ни с археологами, ни с поисковиками. Интересно мнение остального общества».

  34. Для erema-ы:

    P.S. Еременко здесь нет. Он добился того, что планировал. Он
    там, где доморощенному сыщику и другим подонкам его
    никогда не достать.
    чего взяли начальником арх.полиции?или все-таки в больницу положили?

    Лев Самуилович своим авторитетом и выдержкой, удивительным !!!терпением к Вам — ершистым и дёрганным но со специалльным образованием, и «Нашим» без специального образования , тестирует мнение граждан на проблему.Это ему «+».Он один из Вас, который тянет этот воз нерешённых археологическим сообществом и министерством культуры проблем и как мне, всегда с почтением смотревшего в сторону профессоров -Хмелевского, Кнышенко,Хлыстова и др. , прискорбно , когда возле могучего Льва -пусть он и Ширхан для поисковиков-волчар,, бегают личности Иродов, Правдорубов и всё время выкрикивают лозунги » А мы всех пересажаем!».Я уважаю труд археологов учёных и практиков, но мне прискорбно видеть, как они самоизолируются от населения в каморках кафедр и лабораториях музеев.Мне не нравится, когда из-за неразумности законодателей, с подачи всяких Мадеев выходят законы, неисполнимые при условии если не «ударить кого по почкам».Я не веду речь о физическом воздействаии, а о моральном. Полицейский, имея обсужджаемый закон в руках, не будет утруждаться чтением коментариев или наших с Вами рассуждений. Он скажет -«Ляминий, значит ляминий»
    С.Е.Г.

  35. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Вы не на том акцент делаете.
    Пункт 3 статьи 298 Криминального кодекса Украины: «Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені з метою пошуку рухомих предметів, що походять із об’єктів археологічної спадщини, — караються позбавленням волі на строк від двох до п’яти років.»
    Действия совершённые с целью поиска движимых предметов (!!!) — от 2 до 5 лет.
    А что такое объект культурного наследия — «об’єкт археологічної спадщини (далі — археологічний об’єкт) — місце, споруда (витвір), комплекс (ансамбль), їх частини, пов’язані з ними території чи водні об’єкти, створені людиною,
    незалежно від стану збереженості, що донесли до нашого часу
    цінності з археологічного, антропологічного та етнографічного
    погляду і повністю або частково зберегли свою автентичність».
    Обратите внимание — объекты несут ценность с археологического, антропологического, этнографического взглядов! Под этот пункт попадает всё когда-либо созданное людьми или к чему прикасалась рука человека!

    Так что с законодательной базой у нас всё в порядке!
    Всё равно грабят, скажете — да. Потому что на верхах не о Державе пекутся, а чубы друг дружке рвут! А установится мало-мальски твёрдое правление — весь этот бардак быстро накроют. Пока — от 2 до 5, но уверен, что планку следует поднять…
    И обратите внимание на главное — за поиск движимых предметов на объекте археологического наследия (а это в первую очередь было написано для МД-истов) у нас предусмотрен такой же срок, как и за умышленное разрушение памятника национального занчения! Чего и дружественной суверенной ))) России желаем!
    С уважением С.Л.

  36. Павел:
    12.03.2013 в 15:07
    «Вы уже смирились с принятием в законодательном порядке их противозаконных бредней?»
    Вовсе нет, я просто с этим согласен: «Надо бы это обсуждение вопроса в соц. сетях разместить где общается народ не связанный ни с археологами, ни с поисковиками. Интересно мнение остального общества».

    Полезно? 7 1

    =============================
    Ни в коем случае!!! Нас размажут как и на демократоре только по всей России, напоминаю в сотый раз мы уже давно проиграли информационную войну.

    Нам надо действовать только в порядке обращений граждан РФ в органы власти. там нам под руку и в уши власти никто не будет кричать мерзости от архозавров и проблемных депутатов. Есть план, пока нет широкого взаимодействия, есть дата рассмотрения 22-е марта. Мой адрес Bryanskne@yandex.ru

  37. При всём моём уважении к археологам, как к учёным и образованным людям, в науках разных, удивляет их баранья твердолобость по-жизни. Вот почитав все их посты теперь думаю. Никогда не ходил по АКР и ОКН. Соблюдал закон, знал, что нельзя. Специально скачал список ОКН области, чтобы не попасть случайно. Древнятина никогда не интересовала. Собирал монеты от Петра 1 до поздних советов. Теперь так уже разозлили меня архи своей твердолобой упёртостью, что в этом сезоне, если подвернётся, долго думать не буду, как раньше. Погляжу, чего же там такого, из-за чего вы так попу рвёте. Вы получили, чего упрямо добивались. Думаю и не я один.

  38. Добавлю, лишь, что это возможно произойдёт в том случае, если примут один или другой драконовский закон.

  39. Сергею Алексеевичу.
    Ту болванку, что на коинсе можно мне отправить в Генпрокуратуру под своей подписью? Буду грызть смертным грызом, раз по-человечьи до них не доходит.

  40. Зашел глянуть что же изменилось за то время что я покинул обсуждение. Изменилось кое-что. Степень абсурда и агрессивности со стороны копателей!

    Николай, в предыдущем посте решил сознательно заняться преступной деятельностью по нанесению ущерба истории нашей страны и извещает всех что виноват в это не он — а кто, как Вы думаете? Твердолобые и упертые археологи!

    Это и правда что-то новенькое!

    Разрушать памятники буду я, а виноваты будете Вы. Видите, до чего Вы меня и других довели!До такого нужно еще додуматься!

    Если я раньше мог сомневаться, то теперь проголосую за самые жесткие меры к преступникам! Раз они идут на преступление сознательно и не стесняются всех об этом оповестить!

  41. Сборщик металлолома из Сибири: Сбор металлолома для меня является дополнительным источником дохода и неплохим источником, потому-что невозможно прожить на 30т. в месяц семье из 4-х человек с двумя кредитами

    Уважаемый, кого вы хотите разжалобить? Некоторые детей не заводят исключительно по причине того, что пишут диссертации и живут по общежитиям. Ваши 4-го детей и ваши два кредита — это исключительно ваши проблемы. Это не дает вам никакого права идти на умышленный обман.

  42. Николай:
    12.03.2013 в 15:52

    При всём моём уважении к археологам, как к учёным и образованным людям, в науках разных, удивляет их баранья твердолобость по-жизни. Вот почитав все их посты теперь думаю. Никогда не ходил по АКР и ОКН. Соблюдал закон, знал, что нельзя. Специально скачал список ОКН области, чтобы не попасть случайно. Древнятина никогда не интересовала. Собирал монеты от Петра 1 до поздних советов. Теперь так уже разозлили меня архи своей твердолобой упёртостью, что в этом сезоне, если подвернётся, долго думать не буду, как раньше. Погляжу, чего же там такого, из-за чего вы так попу рвёте. Вы получили, чего упрямо добивались. Думаю и не я один.

    Это называется «разбудил в себе зверя». Он жил все это время, да сладко спал.

  43. Олегу.
    Да бросьте, никуда Николай не пойдет, Вы же это прекрасно понимаете. Не в традициях у нашего народа святотатствовать, вон на кладбищах каждая могилка за заборчиком своим. Не потому, что покойники разбегутся, а потому, что их покой священен..

  44. Сборщик металлолома из Сибири: где-то в дискуссии было написано что те кто имеет МД ездят на дорогих Джипах и в деньгах проблем не имеют, так вот я езжу на старенькой Ниве и нуждаюсь в деньгах которые добываю с помощью МД собирая металлолом.

    Какие тут могут быть комментарии? У человека только старая Нива, конечно нужно позволить ему воровать артефакты, чтобы ему хватило денег на Джип.

  45. Александру.
    По совсем недавним исследованиям немецких ученых, в России к 2013 году население сократится на 15 миллионов, несмотря на огромный приток мигрантов. Основная убыль – мужское население. Основная причина — смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.. Вы, стесняюсь спросить, на каком языке диссертации пишите?

  46. Павел: По совсем недавним исследованиям немецких ученых, в России к 2013 году население сократится на 15 миллионов, несмотря на огромный приток мигрантов. Основная убыль – мужское население. Основная причина — смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.. Вы, стесняюсь спросить, на каком языке диссертации пишите?

    Ну и что же? Вы меня не убедили, что нужно расхищать артефакты для того, чтобы кормить семью. Должны быть моральные ценности. Может быть мы в разном обществе живем? Иногда можно пожертвовать новым Джипом, но остаться честным человеком. Найдите другое средство заработка.

Comments are closed.