Археологи против черных

Лев Клейн
Лев Клейн

Наше время возвращения частной собственности на землю и строения на ней характеризуется чрезвычайным размахом «черной археологии» — самодеятельных копателей, разрушающих памятники и расхищающих древности: всё — на продажу. Подпольная торговля древностями приносит колоссальные доходы. Только в 1988 году американские коллекционеры израсходовали на покупку древностей 5 млрд долл., из них 2 млрд — на контрабандные, краденые и подделанные. А с тех пор цены возросли в несколько раз. «Черные археологи» организованы, хорошо экипированы, снабжены металлоискателями. Они готовы защищать свои источники доходов с оружием в руках. И идеологически.

Конечно, для втирания очков властям и любителям истории они изображают себя невинными коллекционерами, хранителями старины и краеведами (такие, конечно, тоже есть).

18 февраля 2013 году в Госдуму поступило Открытое письмо депутатам Государственной Думы от поискового сообщества — «любителей приборного поиска» (документ № 10348, www.democrator.ru/problem/10348) с просьбой не принимать закона, ради сохранения культурного наследия запрещающего такой самовольный поиск. В письме этом, составленном неким Д.С. Скрипкой и собравшем более 12 тысяч подписей, приводится аргументация безвредности такого поиска — и такого извлечения древностей. Автору письма известны понятия находки, памятника, культурного слоя. Он понимает, что трогать памятник нельзя — повредишь культурный слой, перемешаешь прослойки, исказишь состав древностей. Для археологов такой памятник уже не та ценность.

А вот если памятник уже ранее поврежден, распахан, боронован, слои уже перемешаны или памятник наполовину съеден рекой — никакой информации для археологов в нем, по мнению автора письма, уже нет. «В силу этого, — рассуждает он, — данное место никакого интереса для археологов уже не представляет — археологи туда никогда не приедут. Это аксиома, которую подтвердит любой археолог».

Простите, я археолог, эту «аксиому» не подтверждаю. Я археолог с большим стажем преподавания археологии в университете, с опытом собственных раскопок, я преподавал и изучал именно методику раскопок и — нет, не подтверждаю. Конечно, разрушение — это катастрофа, важная часть информации погибла. Уже не восстановить стратиграфию, распался «замкнутый комплекс», вещи теперь разрозненны, не связаны друг с другом доказательно — одной структурой. Но даже разрушенный памятник содержит массу информации для археолога — по крайней мере все найденные здесь вещи можно изучить сами по себе, их технологию и типологию, занести их на карту. Уже само географическое место их обнаружения может оказаться очень важным. Есть и методика изучения нестратифицированных вещей, т.е. вещей не из культурного слоя. Любители металлодетекторов извлекают из земли и часто из памятника металлические предметы. Это резко сокращает информативные возможности памятников: на них остаются только неметаллические находки — предметы из камня, глины, рога и кости, фрагменты посуды, кости животных и т.д. Культура прошлого искажается и обедняется.

Курган Хохлач был раскопан в середине XIX века случайными людьми, он теперь называется поэтому не курганом, а Новочеркасским кладом, но по его изучении написана большая монография. Однако он был остатками царского погребения I века н. э. Теперь такие не разграбленные в древности курганы — большая редкость. Каждый из них важен для науки. Если же они раскапываются современными грабителями, наука теряет колоссальную информацию о прошлом нашей страны. Такие вещи тоже уходят в частные коллекции. На инаугурации прежнего президента Украины жена его была в наряде, украшенном античными украшениями из коллекции миллионера-благотворителя Платонова. Античные украшения на шее жены президента — это пустующие витрины музея и пробелы в монографиях ученых. Но это всё речь о сокровищах. Тут всё наглядно.

«Подавляющая часть наших находок, — развивает свою мысль автор-поисковик, — не имеет практически никакой ценности для археологии — они неинтересны в силу их заурядности». В голове автора маячит старый образ археолога как охотника за сокровищами (привет от Индианы Джонса!). Но современная археология не такова. Для изучения материальной культуры народов прошлого мы давно уже пользуемся статистикой именно массового рядового материала. Есть методика «случайных репрезентативных выборок», есть связанные с массовым материалом демографические подсчеты,

Любитель приборного поиска ссылается на медные крестики и другие мелкие металлические вещицы, на которые археолог не обратит внимания. Да нет, должен обратить. Скажем, карта находимых на юге скифских наконечников стрел позволяет проследить расселение и походы скифов. Картирование монет позволяет проследить торговые пути разных времен. Сейчас быстро развивается так называемая промышленная археология, изучающая материальную культуру близких к нам веков. Ну, а медные крестики — это не только датирующий источник. Они уточняют распространение православия в разные века, а также дают характеристику ювелирного производства в разных землях и княжествах (а в Новое время — в разных губерниях).

Да мало ли! Сейчас трудно предсказать, какие новые виды информации мы сможем извлекать из археологических объектов всего через несколько десятилетий. Мы сейчас уже по ирридированному стеклышку можем определить, сколько лет тому назад оно попало в землю, по нагару на черепке — какую пищу в нем варили и т.д. Еще недавно мы этого не умели.

Важно только не упустить объекты культурного наследия, не дать им уйти в руки вандалов и барыг.

Конечно, коллекционерство — милая забава, куда лучше, чем пьянки и драки. Но что коллекционировать, какое коллекционерство поощрять — тут есть над чем подумать. Частные коллекции и школьные музеи — доброе дело. Они могут содействовать науке, приобщать молодежь к культурным интересам. Но когда коллекции составляются из вещей, которым место в государственных музеях, это уже вредная конкуренция. А школьные музеи как правило живут не дольше того учителя-энтузиаста, который их организует. Уходит энтузиаст — и музей тает, расхищается, вещи пропадают неизвестно куда. Из частных коллекций немногие вырастают в музеи или приобретаются музеями. Большинство рассеивается, а информация, с ними связанная, гибнет. Нет учета, нет документации, не с кого спросить — нет ответственности. Нет ответственности — нет и хранения, а есть лишь демонстрация местного патриотизма.

Поиск захоронений солдат, погибших в войну, — благородное дело. Но опять же не стоит его пускать на самотек — это приведет лишь к засорению рядов бескорыстных искателей корыстными охотниками за оружием. Их тоже немало.

Любопытная подробность. Как сообщает Координационный совет Движения в защиту археологического наследия АМАТОР, на сайте Демократор.ру против Обращения поискового сообщества проголосовало более 7 тысяч человек, в том числе цвет российской археологической и исторической науки — академики Деревянко, Молодин и Макаров, члены-корреспонденты РАН Носов, Седов, Гайдуков, Бужилова и Иванчик, более тысячи докторов и кандидатов наук, руководителей археологических экспедиций. Однако была организована так называемая «фэйк-атака» — голосование «против» с заведомо ложных аккаунтов, затем последовала подача жалоб на поданные с этих аккаунтов голоса. Аналогичная технология использовалась при голосовании на том же ресурсе по «антисиротскому закону». В результате этих и других махинаций больше половины голосов «против» было аннулировано, в том числе подпись акад. Деревянко и чл.-корр. Седова.

Словом, на всякий поиск древностей, приборный или бесприборный, нужен Открытый лист — разрешение, без которого ни один археолог не выходит в поле. Они бывают разных степеней — на полные раскопки и на разведки различного охвата. Наличие Открытого листа обеспечивает возможность контроля за проведением работ и требование Отчета по их окончании. Так что археологи против черных, против самостийных копателей-непрофессионалов, за строгий закон и неусыпный контроль.

Связанные статьи

1 950 комментариев

  1. Александр.
    Мое мнение в том, что расхищать ОКН нельзя. И, я сейчас сказал не про артефакты, а про диссертации, мешающие рожать детей.

  2. борода:
    12.03.2013 в 12:31
    в виду того что археологи кристально честные и говорят правду, только правду, и ни чего кроме правды примем комментарий Тороповой Елены за истину в последней инстанции.
    ——————————————
    «Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Административный кодекс, ужесточающие наказание за нарушение правил государственной охраны объектов культурного наследия и ведения археологических полевых работ

    Поправки, в частности, предусматривают увеличение в 1,5 раза штрафов за ведение несанкционированных археологических раскопок и разведок. Кроме того, теперь у нарушителей будут конфисковать их инструменты и оборудование. Также законопроектом вводится ответственность за повреждение или уничтожение объектов археологического наследия и за уклонение от передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ. Штраф за это составит от 15 до 20 МРОТ (для должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, юридических — от 500 до 600 МРОТ).
    =======================
    О каких поправках речь? А Торопову вы хорошо ухватили за язык. Надо будет тоже сетёвой народ порадовать, только пока мне непонятно когда и по какому поводу у Тороповй брали то интервью. Поясните пожалуйста.

  3. Павел:
    Мое мнение в том, что расхищать ОКН нельзя. И, я сейчас сказал не про артефакты, а про диссертации, мешающие рожать детей.

    Потому что человек иногда вынужден чем-то жертвовать на своем пути. На то он и человек! Научная деятельность не препятствует демографической проблеме, я не понимаю о чем вы говорите. Выбор каждого сколько ему заводить детей, но прежде нужно подумать, где они будут жить и чем питаться. И не нужно оправдываться трудным материальным положением.

  4. Николай, при всём уважении вы переходите к оскорблениям, мы вас «баранами» не называем. А разве в вас не упёртость играет — типа «что хочу то и буду делать». Это вы при всём своём «уме» не можете или не хотите понять, что такое разрушение археологического памятника и как это вредит изучению «любимой» вами древней истории

  5. Павел, может любое преступление оправдаем, если у вас 4 детей?

  6. Спасибо Борода за подсказку, сам нашёл инфу про этих воров археологов
    ====================
    ^ УТАИВАЮЩИХ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ АРХЕОЛОГОВ БУДУТ ШТРАФОВАТЬ
    Росбалт (Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург)) , http://www.rosbalt.ru/, 10.02.2006, 0:00:00

    Госдума в пятницу приняла в первом чтении поправки в Административный кодекс РФ, ужесточающие наказание за нарушение правил государственной охраны объектов культурного наследия и ведения археологических полевых работ. Как передает корреспондент «Росбалта», законопроект поддержали 416 депутатов.

    Поправки предусматривают увеличение в 1,5 раза штрафов за ведение археологических раскопок и разведок без разрешения (открытого листа), а также конфискацию инструментов и оборудования, используемого нарушителями. Кроме того, вводится ответственность за повреждение или уничтожение объектов археологического наследия и за уклонение от передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ — штраф от 15 до 20 МРОТ (для должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, юридических лиц — от 500 до 600 МРОТ).

    ====================

  7. Никак не уймутся чёрные археологи! Приезжайте ко мне на дачу как снег сойдёт с полей дам вам прибор вместе походим какалики пособираем.Вас в поля побродить не загонишь вам курганы нужны да посытнее! С поля то карман не набьёте себе! Скажите чёрные археологи мне белому копателю какаликов куда делись находки найденные при строительстве подземного торгового комплекса на манежной площади? А за выражение ЧЁРНЫЙ КОПАТЕЛЬ пора на вас в суды подавать!

  8. Сергей Кулиничев, а против этого закона ни кто и не выступает, только пусть он действует на вас тоже, а не только на тех кто с запозданием сдал находки

  9. Александр:
    Уважаемый, кого вы хотите разжалобить? Некоторые детей не заводят исключительно по причине того, что пишут диссертации и живут по общежитиям.
    ==================================
    Это, исключительно, Ваши проблемы
    ================================================================================
    Александр:
    Это называется «разбудил в себе зверя». Он жил все это время, да сладко спал.
    ==================================
    Я, водолей, человек мирный, общительный, доброжелательный и добрый. Но с людьми-баранами разговариваю исключительно на их языке.
    ================================================================================
    Павел:
    12.03.2013 в 16:43

    Олегу.
    Да бросьте, никуда Николай не пойдет
    ==================================
    Добавлю, лишь, что это возможно произойдёт в том случае, если примут один или другой драконовский закон. Только при чём здесь кладбища? Не сочиняйте отсебятину, Жюль Верны, блин.
    ==============================================================================
    Сергею Алексеевичу.
    Ту болванку, что на коинсе можно мне отправить в Генпрокуратуру под своей подписью? Буду грызть смертным грызом, раз по-человечьи до них не доходит.

  10. Олег:
    12.03.2013 в 16:32
    Зашел глянуть что же изменилось за то время что я покинул обсуждение. Изменилось кое-что. Степень абсурда и агрессивности со стороны копателей!

    Николай, в предыдущем посте решил сознательно заняться преступной деятельностью по нанесению ущерба истории нашей страны и извещает всех что виноват в это не он — а кто, как Вы думаете? Твердолобые и упертые археологи!

    Это и правда что-то новенькое!

    Разрушать памятники буду я, а виноваты будете Вы. Видите, до чего Вы меня и других довели!До такого нужно еще додуматься!

    Если я раньше мог сомневаться, то теперь проголосую за самые жесткие меры к преступникам! Раз они идут на преступление сознательно и не стесняются всех об этом оповестить!

    Полезно? 2 7

    =================
    Дешёвый ход, это ваши шариковы из аматора кричат, а с нашей стороны идёт спокойная работа в порядке кстановленном ФЗ № 59 от 02.06.2013 года.

    аматор лает ветер носит, а нам почтальон правительственные письма приносит.

    Чувствуете разницу мышления и подхода к серьёзному делу?

  11. Legis:
    12.03.2013 в 17:29
    Сергей Кулиничев, а против этого закона ни кто и не выступает, только пусть он действует на вас тоже, а не только на тех кто с запозданием сдал находки

    ==============================
    А мы не археологи, нам в вашу кассу сдавать кроме анализов нечего.

  12. Сергей Кулиничев,коль уж речь идёт о порче и разрушении памятников — то вам за отсутствие открытого листа надо первому отвечать

  13. минуснуть каждый может. А находки то с манежки почему в музей не попали?

  14. «Дешёвый ход, это ваши шариковы из аматора кричат, а с нашей стороны идёт спокойная работа в порядке кстановленном ФЗ № 59 от 02.06.2013 года.

    аматор лает ветер носит, а нам почтальон правительственные письма приносит.

    Чувствуете разницу мышления и подхода к серьёзному делу?»

    Значит когда из Вашей среды кто-то что-то не то говорит — так это засланные казачки из «Аматора»? Конспирология в ход пошла? А у Вас все белые и пушистые?

    В новом номере «Троицкого варианта» информативнейшая статья Алексея Ковалева с разъяснениями по юридической стороне дела и по тому как, не по «Вашему мнению», а на самом деле законодательно обстоят дела за рубежом. Что-то я там ни одного комментария весьма юридически образованных копателей не вижу.

    Чувствуете разницу мышления и серьезного подхода к делу?

  15. Уважаемый, кого вы хотите разжалобить? Некоторые детей не заводят исключительно по причине того, что пишут диссертации и живут по общежитиям. Ваши 4-го детей и ваши два кредита — это исключительно ваши проблемы. Это не дает вам никакого права идти на умышленный обман.

    Уважаемый пока ещё Александр! Во-первых детей у меня двое, а написал я что семья из 4-х человек включая меня и супругу, во-вторых про какой обман вы говорите и в-третьих это нам с женой решать сколько иметь детей а не археологическому сообществу.

  16. Из Сибири, а решать преступил или нет закон кому? И это не зависит от количества детей.

  17. Какие тут могут быть комментарии? У человека только старая Нива, конечно нужно позволить ему воровать артефакты, чтобы ему хватило денег на Джип.

    Где вы в моих сообщениях увидели что я ворую артефакты, я по-мойму ясно написал для чего мне МД, для сбора металлолома и дальнейшей продажи на пункте приёма металлолома. О каком Джипе идёт речь, да мне на него горбатится надо незнаю сколько. Вы прочитайте все мои сообщения прежде чем делать выводы.

  18. Из Сибири, а что тогда впрягаться за «кладоискателей»?

  19. 12.03.2013 в 17:57
    Из Сибири, а решать преступил или нет закон кому? И это не зависит от количества детей
    ============
    Это решает СУД, а не архи с арматурой, и тем более не Вы. Читайте Конституцию РФ, сидите ровно и глубоко дышите. Судьи нашлись, блин.

  20. Некоему Александру…
    Ну вот.И обсуждались.
    =======Потому что человек иногда вынужден чем-то жертвовать на своем пути. На то он и человек! Научная деятельность не препятствует демографической проблеме, я не понимаю о чем вы говорите. Выбор каждого сколько ему заводить детей, но прежде нужно подумать, где они будут жить и чем питаться. И не нужно оправдываться трудным материальным положением.===================
    Наверно Вы и название своим постам уже придумали — «Моя борьба!» Вы же боретесь, советуете мужчине из Сибири кушать зелёную травку,приглашаете поработать на даче-бесплатно.Ляпнули про Манежную площадь.С каким интересом я читал журналиста в московском издании,его свидетельство очевидца как таджики и кто ещё там копали улицы и лопатили культурные слои ,за гроши продавали свои находки прохожим московских улиц.Вы их что считаете Чёрными копателлями? Кстати про Манежную площать.Там вроде и начинал свой профессиональный рост нынешний главный археолог Москвы…..Москвичи, просветите Александра, вроде, московскими новостями…
    Он на даче своей от жизни отстал.

  21. Legis
    Все просто, ЛСК запритил Из Сибири собирать металлолом..

  22. Из Сибири, а что тогда впрягаться за «кладоискателей»?

    Да потому-что речь в законе идёт о полном запрете металлоискателя и повреждении культурного слоя каковы является вся территория России. Думаете меня этот закон стороной обойдёт, как-бы не так, я уже писал что будет происходить если нашим любимым органам скажут «Фас», под общую гребёнку всех причешут.

  23. Николай, я не собираюсь вас судить, так же как арматурой бить. Для этого вашу деятельность и надо запретить.

  24. А первыми органы причешут самих археологов. За что боролись, на то и напоролись. Поисковик свободен как ветер в поле, ищи его, свищи его.

  25. Павел, металлолом — это к нашему делу не относится. Это совсем другая тема и если она так зациклена на металлодетекторах, то пусть коллективно выступают за свой закон.

  26. Павел:
    12.03.2013 в 18:06

    Legis
    Все просто, ЛСК запритил Из Сибири собирать металлолом..

    А ЛСК это кто? Главный в стране по сбору металлолома? Пожалуйста «Запрет о сборе металлолома из Сибири» в студию.

  27. С.Е.Г. здесь два Александра, прошу не путать.

  28. Legis
    Человек подрабатывает сбором металлолома с помощью МД. Ему это запретили, и его это не касается, экий Вы затейник. Я вот тоже не кладоискатель, меня обсуждение тоже не касается?

  29. Для …Сергея Лысенко:
    УВажаемый Тёзка.Я понимаю Вы горячий казак и гарний хлопчик,а вот прикладной юрист- никакой.Прочитал Ваш пост и пришёл к мнению, что заковыка более серьёзна, чем Вы думаете.Предлагаю всё это перечитать снова….
    =============Уважаемый Сергей Евгеньевич! Вы не на том акцент делаете.
    Пункт 3 статьи 298 Криминального кодекса Украины: «Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені з метою пошуку рухомих предметів, що походять із об’єктів археологічної спадщини, — караються позбавленням волі на строк від двох до п’яти років.»
    Действия совершённые с целью поиска движимых предметов (!!!) — от 2 до 5 лет.
    А что такое объект культурного наследия — «об’єкт археологічної спадщини (далі — археологічний об’єкт) — місце, споруда (витвір), комплекс (ансамбль), їх частини, пов’язані з ними території чи водні об’єкти, створені людиною,
    незалежно від стану збереженості, що донесли до нашого часу
    цінності з археологічного, антропологічного та етнографічного
    погляду і повністю або частково зберегли свою автентичність».
    Обратите внимание — объекты несут ценность с археологического, антропологического, этнографического взглядов! Под этот пункт попадает всё когда-либо созданное людьми или к чему прикасалась рука человека!

    Так что с законодательной базой у нас всё в порядке!
    Всё равно грабят, скажете — да. Потому что на верхах не о Державе пекутся, а чубы друг дружке рвут! А установится мало-мальски твёрдое правление — весь этот бардак быстро накроют. Пока — от 2 до 5, но уверен, что планку следует поднять…
    И обратите внимание на главное — за поиск движимых предметов на объекте археологического наследия (а это в первую очередь было написано для МД-истов) у нас предусмотрен такой же срок, как и за умышленное разрушение памятника национального занчения! Чего и дружественной суверенной ))) России желаем!

    Вы же сами написали СВОЮ ПРОБЛЕМУ- преступный умысел Вашего УК усматривает преступление в краже «рухомих предметів » с мест «що походять із об’єктів археологічної спадщини «.Для возбуждения уголовного дела по этой статье требуется справки о признании места преступления «археологічний об’єкт»
    Насколько я почитал Ваших поисковиков — планы внесения » археологічний об’єкт»ов в реестры Украины — не выполняются.Что говорить, если Ваш чернозём едет составами в Европу не смотря на все запреты. А так, спасибо за подсказку.
    С уважением Сергей Евгеньевич

  30. Павел, коль таких металоломщиков много пусть коллективно выступают за поправки к закону. Но их проблемы совсем не означают, что нам не надо прекратить разворовывание археологических объектов.

  31. С.Е.Г.Наверно Вы и название своим постам уже придумали — «Моя борьба!» Вы же боретесь, советуете мужчине из Сибири кушать зелёную травку,приглашаете поработать на даче-бесплатно.Ляпнули про Манежную площадь.С каким интересом я читал журналиста в московском издании,его свидетельство очевидца как таджики и кто ещё там копали улицы и лопатили культурные слои ,за гроши продавали свои находки прохожим московских улиц.Вы их что считаете Чёрными копателлями? Кстати про Манежную площать.Там вроде и начинал свой профессиональный рост нынешний главный археолог Москвы…..Москвичи, просветите Александра, вроде, московскими новостями…
    Он на даче своей от жизни отстал.

    Пошла путаница. Слепили из двух Александров одного. Пусть я буду Александром Евгеньевичем.

  32. Александру
    ===============С.Е.Г. здесь два Александра, прошу не путать.============
    Ну Вы между собой и разберитесь. Кто Александр 1, кто Александр 2….У меня дома двухстволки нет.

  33. С.Е.Г.Наверно Вы и название своим постам уже придумали — «Моя борьба!» Вы же боретесь, советуете мужчине из Сибири кушать зелёную травку.

    Отвечу на ту часть реплики, которая адресована мне. Я советую человеку найти другой способ заработать деньги. Уверен, что в Сибири это возможно.

  34. К Legis:су

    =========Павел, металлолом — это к нашему делу не относится. Это совсем другая тема и если она так зациклена на металлодетекторах, то пусть коллективно выступают за свой закон=============
    УВажаемый Legis: Вы читали поправку касающуюся использование металлодетекторов. Там записано, что Использование МД и иных приборов ,ПРИГОДНЫХ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ АРХЕОЛОГИСКИХ ПРЕДМЕТОВ, возможно при наличии разрешения(открытого листа).В Европейской Конвенции несколько по другому — РАЗРЕШИТЬ(ДОПУСКАЕТСЯ) прииенение МД и иных приборох при ведении археологических работ исключительно при наличии разрешения(открытого листа)ВЫ разницу видите или у Вас тоже «Моя борьба» -настольная книга.

  35. Александр Евгеньевич «Я советую человеку найти другой способ заработать деньги. Уверен, что в Сибири это возможно»
    Т.е. Вы советуете человеку бросить собирать металлолом и искать работу, а я Вам посоветовал рожать детей, а не писать диссертации, только и всего. Жаль, что только посоветовать можно, а не потребовать законом, что Вы собственно и делаете..

  36. «Николай, в предыдущем посте решил сознательно заняться преступной деятельностью по нанесению ущерба истории нашей страны и извещает всех что виноват в это не он — а кто, как Вы думаете? Твердолобые и упертые археологи!»

    Если человеку каждый день говорить «Ты — ВОР!», думаю многие начнут воровать. Попробуйте сказать «ты лучше чем думаешь о себе» и человек обязательно изменится.

  37. Legis:
    12.03.2013 в 17:41

    Сергей Кулиничев,коль уж речь идёт о порче и разрушении памятников — то вам за отсутствие открытого листа надо первому отвечать

    Полезно? (Много оценок.) 3 9
    ——————
    Хорошо, что решать не Вам, кому и за что отвечать. Займитесь лучше своими научными трудами.

  38. Павел: Т.е. Вы советуете человеку бросить собирать металлолом и искать работу, а я Вам посоветовал рожать детей, а не писать диссертации, только и всего. Жаль, что только посоветовать можно, а не потребовать законом, что Вы собственно и делаете..

    «Не хочу учиться, а хочу жениться»! Это Ваше право.

  39. Аспект сбора металлолома — вот в чём главная проблема недовольства чёрных.

  40. Прочитав сегодняшние сообщения,что я вижу?Обман со стороны археологического сообщества,они заявляют,что их поддерживают абсолютно все,а в итоге что?А в итоге получается что Еременко надо рассылать вот такие жалобные письма,чтобы хоть кто-то пришел и поддержал его и его друга ЛСК,но даже прося помощи,только еденицы идут у него на поподу,очень показательно

    1. Пусть и здесь это письмо будет… (разумеется, я из него удаляю все мэйлы, на которые оно было переслано).

      Было получено два странных послания на адрес, предназначенный для решения технических проблем сайта газеты «Троицкий вариант — Наука».

      Первое может быть и формально вежливое, а вот второе совсем невменяемое, написанное будто в бреду. В чем-то обвиняют, грозят божьей карой, «паскудство и преступление!», «Вы откровенные и циничные преступники и вас нужно выжечь каленым железом из самого археологического пространства и судить за преступления против науки и культуры.»

      Интернет — вещь загадочная, и не такое случается, но тут очень быстро выяснилось, что адресат — вполне уважаемый башкирский профессор, даже то ли завкафедрой, то ли был им.

      Потом с его слов выяснилось, что причиной тому — еще один очень странный человек, о существовании которого я недавно узнал, — Владимир Еременко. Он ведет своеобразную (возможно и как бы и «благородную») борьбу в интернете, пользуясь «никами», рассылая грозные обвинительные посты и требуя удалять ответы, содержащие критику его лично и возглавляемой им организации. Во всяком случае так это выглядит со стороны. До какой-то степени как администратор сайта я пошел навстречу — вдобавок к тем постам, которые и так удалялись из-за явных оскорблений, антисемитских или гомофобных высказываний (обычная практика) были удалены посты с явным негативом, но, разумеется, не всё — я даже объяснил, что у нас нет добровольцев, осуществляющих тотальное круглосуточное модерирование, и альтернативой является обращение к руководству газеты или закрытие возможности комментировать статью вовсе (сегодня это, видимо, и будет сделано, терпение истощилось).

      Само по себе ультимативное требование удалить все комментарии, где упоминается господин Еременко и его организация, так как все — неправда, не может не вызвать негативной реакции со стороны администрации. Можно, конечно, списать на перехлестывающие эмоции, но повторяющиеся действия заставляют уже заподозрить что-то неладное. Ни сам я, ни газета, борющаяся с псевдонаукой и псевдоучеными «на всех фронтах», не заслужили такого отношения. Поток всех этих мнений вообще занимает мое личное время, это исключительно общественная работа, в которой никакой корысти. Читая письмо возбужденного профессора во время публикации очередной статьи о законодательстве в области археологии, я вообще сначала решил, что это какие-то угрозы от тех самых темных криминальных копателей, чьи интересы мы как-то задели. Тем более, что там фигурирует какая-то «патронируемая вами команда» — кто ж это? страшно подумать.

      Возможно, господину Еременко доставляет какое-нибудь извращенное удовольствие использовать почтенных коллег, вертя ими, рассылая такие «письма счастья», однако в нормальном обществе такие действия называются «подставить». Даже ради дела не все действия и поступки могут быть оправданы и не все средства хороши, многое просто может оттолкнуть и поссорить коллег. Глупо, конечно, сразу переносить действия отдельных горячих представителей на все сообщество в целом (мы не вчера родились), но способность адекватно реагировать на такие вещи в своей среде как-то ведь тоже ожидается. Иначе самое примитивное манипулирование первого же кликуши будет иметь просто ошеломляющий успех.

      После некоторых раздумий и консультаций, я решил все-таки разослать такое вот письмо по адресам, любезно предоставленным В.А.Ивановым, т.к. информация может быть полезна для формирования дальнейших отношений с Еременко и в тех случаях, когда он будет требовать от сообщества такого же немедленного и бездумного реагирования.

      Строго говоря, я не имею на это полного права, но ведь Еременко волей-неволей сделал меня участником этой рассылки, вписав мой е-мэйл, предложив обращаться, вызвав разгневанные письма, пусть и не включив меня самого в копию «тайного послания».

      C уважением,
      Максим Борисов

      PS Ниже — некоторые подробности на всякий случай.

      Maxim Borisov писал(а) в своём письме Mon, 11 Mar 2013 23:08:57 +0400:

      Cообщаем, что с адреса, указанного в качестве официального контакта на персональной странице Иванова Владимира Александровича, профессора кафедры историко-культурного наследия

      Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

      http://www.archeologyrb.ru/index.php/chleny-ao-rb/22-ivanov-vladimir-aleksandrovich

      в адрес газеты «Троицкий вариант — Наука», предназначенный для связи с администратором сайта газеты
      admin@trvscience.ru

      было направлено письмо следующего содержания:

      Владимир Иванов писал(а) в своём письме Mon, 11 Mar 2013 21:08:03 +0400:

      Господин Максим Борисов! Назвать вас уважаемым — язык не поворачивается. Я не знаю, верите ли вы в Бога или нет, но в любом случае, то, что совершает патронируемая вами команда (а стало быть и вы с ними) — паскудство и преступление! Преступление против памятников и памяти прошлого, против памяти тех, кто сделал Российскую Археологию мировым достоянием! Я убежден в том, что вся ваша команда не относится к категории «не ведающих, что творят». Вы откровенные и циничные преступники и вас нужно выжечь каленым железом из самого археологического пространства и судить за преступления против науки и культуры. Случится такое или нет при наших властях — не знаю, но очень этого желаю! А перед Богом вы все равно ответите.
      Владимир Иванов.

      В том случае, если это послание — результат недоразумения или взлома почты, просьба разобраться и, возможно, принести извинения, если это случилось по Вашей вине.
      В том случае, если недоразумения не было, напоминаем, что указанный контакт не предназначен для частной переписки, а присланное в редакцию по умолчанию может быть обнародовано (как, впрочем, и все то, что содержит оскорбительные высказывания, обвинения и угрозы). Для публичного ответа (возможно, с копией в адрес учебного заведения, где работает автор письма), просьба уточнить, какая именно публикация вызвала такую реакцию, что именно подразумевается под «всей вашей командой» и какова роль во всем этом Борисова. Пока это совершенно неясно.

      Также просьба подтвердить правильность контактной информации учебного заведения
      КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      (347) 273-42-70
      ул.Октябрьской Революции, 3а, 2 учебный корпус, 204 каб.
      sdo@bspu.ru

      так как Иванов Владимир Александрович там не указан
      http://bspu.ru/node/9482
      Возможно, ошибка, и там не все профессора.
      Заведующим кафедрой всеобщей истории и культурного наследия там указан Горбунов Владимир Степанович

      С уважением,
      Борисов М.Г.

      Господин Борисов! Нет, никакой ошибки здесь нет. Вчера, 11 марта, я получил приводимое ниже письмо, позже продублированное еще несколькими коллегами, которое, в свою очередь, я разослал по имеющимся у меня адресам коллег и друзей археологов. Поскольку отправители этих писем — мои добрые друзья и коллеги с очень давних лет, не доверять им у меня нет никаких оснований. Равно как нет оснований выражать свой пиетет ко всякого рода «металлодетектористам» и «трактористам», уничтожающим наше археологическое достояние. С этим я, увы, сталкиваюсь ежегодно. Если вы, как об этом можно судить по тексту приводимого письма, если и не принадлежите к ним, то поддерживаете их, то пусть вас судит Бог! От своего письма на ваш адрес я не отрекаюсь, и мнения своего о моральной оценке происходящего не изменил (во всяком случае — пока). Если ваше имя попало в эту ситуацию по недоразумению и вы об этом заявите публично — я готов первый принести вам свои извинения. Вам лично! В противном случае вы можете сообщать о моем письме в любую стоящую надо мной инстанцию — от ректора нашего университета до президента Республики Башкортостан.
      За сим остаюсь, археолог, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории и культурного наследия БГПУ им.М.Акмуллы
      Владимир Иванов.
      ———- Пересланное сообщение ———-
      От кого:
      Дата: 11 марта 2013 г. 15:17:26
      Тема: Fwd: Фронтальное очернение профессионального археологического сообщенства в электронном издании «Троицкий вариант»
      Кому:
      Fwd: Фронтальное очернение профессионального археологического сообщенства в электронном издании «Троицкий вариант»

      Коллеги,
      познакомьте Ваше окружение и отреагируйте, пожалуйста.
      Ваш С.К.
      ——— Пересылаемое сообщение———
      09.03.2013, 22:41,

      ——— Пересылаемое сообщение ———
      От кого: Владимир Еременко
      Кому:
      Копия:
      Дата: Суббота, 9 марта 2013, 18:23 +03:00
      Тема: Фронтальное очернение профессионального археологического сообщенства в электронном издании «Троицкий вариант»

      Здравствуйте, уважаемые коллеги!

      Я считаю, что Вы должны быть поставлены в известность о происходящем — о фронтальном очернении профессионального археологического сообщества металлодетектористами и другими «любителями археологии себе в карман», организованном и возглавленном А.К. Станюковичем. Происходит вся эта хорошо срежиссированная вакханалия не на грабресурсе, а на площадке ДЛЯ УЧЕНЫХ — электронном ресурсе Троицкий Вариант

      Речь идет о заметке Л.С. Клейна «Археологи против черных» от 26 февраля 2013 года: http://trv-science.ru/2013/02/26/arkheologi-protiv-chernykh/ :

      К заметке дано более 1000 комментариев (ссылки на них и окно для вставки комментария есть внизу каждой страницы), из них 95 процентов — от «любителей» и возглавившего их А.К. Станюковича, модератора сайта для владельцев незаконных коллекций археологических артефактов из разграбленных археологических памятников «Домонгол» (там он работает под ником «Кирилыч») и редактора журнала все для тех же коллекционеров «Русская старина». Эта «славная компания» забила в грязь «продажных архов, ворующих артефакты с собственных раскопов и продающих их в интернете», по самую маковку и еще сверху вывалила сотню ж-д составов с дурно пахнущим содержимым.

      Цель грязной кампании очевидна: помешать принятию Госдумой Законопроекта № 217902-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» Текст в присоед. файле, а также по ссылке: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/47DE7510492329E943257B0B00270C86/$FILE/217902-6.PDF?OpenElement

      РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: может ли профессиональное сообщество, не способное и (или)не желающее защитить свое честное имя и дать достойный отпор лжецам и клеветникам, защитить археологическое наследие от разграбления??? Нас, несколько тысяч ученых, поливает грязью горстка из 10-15 малообразованных проходимцев, создавая негативный образ «архов» с очевидной целью противопоставить нас обществу в целом. И эта горстка уже частично добилась желаемого результата: администратор Троицкого варианта Максим Борисов (admin@trvscience.ru) открыто занял сторону металлодетектористов.

      Я неделю призываю, прошу, умоляю в соцсети вКонтакте коллег заступиться за нашу профессиональную честь и достоинство, показать обнаглевшему от безнаказанности и отсутствия отпора ворью, что не они хозяева жизни. Откликнулось меньше десяти человек.

      Дорогие коллеги, использую последний ресурс — рассылку по е-мэйл, и обращаюсь к вам в последний раз. Дайте наконец достойный отпор одуревшему от безнаказанности сообществу металлодетектористов в комментариях. Те, кто хочет безнаказанно грабить археологическое наследие, должны понять, что в стране и мире достаточно честных и порядочных людей, способных им противостоять. Не обязательно с ними спорить и вступать в дискуссию. Достаточно было бы и кратких текстов с одобрением общего смысла и направленности заметки Льва Самойловича, пусть даже частичным

      Ложь, повторенная тысячекратно и не встретившая столь же массового опровержения,не становится истиной — она просто прочно входит в общественное сознание и становится общеизвестным фактом, не требующим доказательств. «Троцкисты — наймиты капитализма», «Архи — нищие воры и собаки на сене, не дающие народу заниматься любимым хобби».
      —————

      Был бы искренне признателен за распространение текста этого письма как можно более широкому кругу профессиональных археологов

      С уважением,

      к.и.н. Владимир Еременко
      Автор и владелец сайта Археология.РУ
      http://www.archaeology.ru/

      ——— Завершение пересылаемого сообщения ———

  41. «Я советую человеку найти другой способ заработать деньги. Уверен, что в Сибири это возможно».
    В принципе, жизнь после лоботомии тоже возможна.

  42. Legis
    К чему юродствовать, я верю человеку Из Сибири, что он действительно собирает металлолом, у Вас есть доказательства, что это не так?

  43. Отвечу на ту часть реплики, которая адресована мне. Я советую человеку найти другой способ заработать деньги. Уверен, что в Сибири это возможно.

    Если вы внимательно посмотрите все мои сообщения, то увидите что у меня есть основная работа, а сбор металлолома является дополнительным доходом в свободное от работы время и этот доход полностью принадлежит мне и моей семье, причем когда поехать и сколько времени потратить на поиск металлолома решать только мне. А вы предлагаете мне найти ещё одну или две работы на дядю Васю который мне будет говорить сколько я должен работать и сколько этот дядя Вася соблаговолит мне денег заплатить. Вы мне предлагаете работать сутками на трёх работах что-бы заменить доход от металлолома и что-бы супруга детям моё фото показывала что-бы папку не забыли. У меня нет слов, одни эмоции!

  44. sdf Прочитав сегодняшние сообщения,что я вижу?Обман со стороны археологического сообщества,они заявляют,что их поддерживают абсолютно все,а в итоге что?А в итоге получается что Еременко надо рассылать вот такие жалобные письма,чтобы хоть кто-то пришел и поддержал его и его друга ЛСК,но даже прося помощи,только еденицы идут у него на поподу,очень показательно

    К сожалению, не у всех есть время дли продолжения этой дискуссии, тем более, что основные моменты уже озвучены с обеих сторон. Обилие реплик, а также их рейтинг не несут никакой информационной нагрузки.

  45. Павел, я ему очень даже верю, но не думаю, что ограничение использования МД помешает большому количеству подобных поисковиков металлолома. Главное что-бы это помешало чёрным разрушать памятники. Проблема сохранения культурного наследия важнее частных поисков металлолома.

  46. вот ни 1 радетель за наследие не опроверг комментарий Тороповой. за то должностные преступники упорно продолжают твердить о законности и делать преступников из других людей. и это творит «элита» нашей российской науки. интеллигенция хренова…….

  47. Александр Евгеньевич ««Не хочу учиться, а хочу жениться»! Это Ваше право.»

    Если так с законопроектами дело пойдет, то сомневаюсь, что это будет «Вашим правом»))

  48. борода про Торопову — это что последний аргумент?

Comments are closed.