Выживет ли ИТЭФ?

Институт теоретической и экспериментальной физики имени А.И.Алиханова – многопрофильный центр изучения фундаментальных свойств материи. Основные направления исследований: теоретическая и математическая физика, астрофизика, физика элементарных частиц (высоких энергий), ядерная физика, физика плазмы, физика твердого тела, нанотехнология, реакторная и ускорительная физика, медицинская физика, компьютерные науки. В ИТЭФ осуществляется обширная и эффективная образовательная программа. Институт занимает часть бывшей усадьбы «Черёмушки-Знаменское» – памятника архитектуры и садово-паркового искусства XVIII—XIX веков.
Из Википедии

Уважаемые коллеги всех возрастов, должностей и научных званий!

В настоящее время завершается работа по окончательному формированию Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский Институт» под руководством чл.-корр. РАН М.В. Ковальчука. На этом пилотном проекте отрабатывается схема взаимодействия правительства и науки в Российской Федерации.

Мы, теоретики ИТЭФ, хотим рассказать, что происходит в нашем институте, который должен войти в НИЦ. За последние 4 года в Институте сменилось 5 (пять!) директоров. Нынешний директор – посторонний для Института человек, не только не интересующийся проблемами Института, но даже не желающий знакомиться с коллективом.

Уже месяц как научный коллектив Института бурлит. «Волнения» возникли в связи с вхождением ИТЭФ в НИЦ и переходом на новую систему оплаты труда из-за реорганизации Института в федеральное бюджетное учреждение. На первый взгляд новая система оплаты труда не может ухудшить положение ученых. Оно и так не блестящее: должностной оклад ведущего научного сотрудника доктора наук составляет 16 000 рублей (плюс доплата за степень 500 рублей), старшего научного сотрудника кандидата наук – 10 000 руб. (плюс доплата за степень 300 рублей). Согласно электронным письмам, разосланным руководителям подразделений заместителями директора по науке, скоро вступит в силу новое штатное расписание, подготовленное заместителем директора по работе с персоналом. Мнение научных сотрудников дирекцию Института не интересует. Ни научно-технический совет, ни ученый совет, ни профсоюзная организация не привлекались даже для консультаций. Кстати, никто из дирекции не счел нужным прийти на профсоюзную конференцию, проходящую как раз в то время, когда в научном коллективе «кипят страсти».

Основная идея новой системы оплаты труда заключается в том, что заработная плата работника состоит из оклада (базового), установленного по соответствующей профессиональной квалификационной группе (в нашем случае это научные сотрудники), повышающих коэффициентов к окладу, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер оклада, повышающих коэффициентов к окладу, компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются руководителем учреждения. Важно, что коэффициенты к окладу и различные выплаты устанавливаются на определенный период времени, и только базовый оклад устанавливается бессрочно. Очевидно, что администрации удобно сделать базовый оклад максимально низким, чтобы иметь «рычаг влияния» в виде персональных повышающих коэффициентов и персональных стимулирующих выплат.

Именно это и происходит в ИТЭФ: согласно новому штатному расписанию, базовый оклад научных сотрудников, независимо от должности и научной степени, составляет 5790 рублей (для справки: минимальный размер оплаты труда в Москве с 1 января 2012 г. будет равен 11 300 рублям, а с июля 2012 г. – 11 700 рублям, однако он не является обязательным для организаций с федеральным финансированием). Только базовый оклад представляет собой гарантированную составляющую зарплаты и не может быть изменен администрацией в одностороннем порядке. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности и прочие выплаты (исключение – надбавка за степень) устанавливаются администрацией на определенный срок и могут быть изменены в одностороннем порядке. В новом штатном расписании ИТЭФ повышающий коэффициент для доктора наук на должности ведущего научного сотрудника равен 8%, а для кандидата наук на должности старшего научного сотрудника – 6%. Таким образом, должностной оклад ведущего научного сотрудника доктора наук составляет 6253,20 рубля, старшего научного сотрудника кандидата наук – 6137,40 рублей. Из каких соображений установлен такой базовый оклад и такие повышающие коэффициенты? Почему вообще понижаются оклады? Неужели такое понижение обязательно и неизбежно при переходе ИТЭФ в НИЦ? Вовсе нет: в Петербургском институте ядерной физики, также переходящем в НИЦ, сокращение окладов не предусмотрено.
Непонятны также правовые основания того, что оклады, даже с учетом повышающих коэффициентов к окладу в зависимости от занимаемой должности, оказались ниже существующих ныне должностных окладов, закрепленных в трудовых договорах сотрудников. Почему?! Ведь финансирование Института не уменьшилось. Понижая гарантированную (базовую) составляющую зарплаты в 2-3 раза, администрация не считает нужным дать какие-либо объяснения научному коллективу Института.

Результаты подобного эксперимента нетрудно предсказать. Последние действия руководства НИЦ и ИТЭФ приведут к тому, что из Института уйдут наиболее квалифицированные люди, а о притоке молодежи можно будет забыть. В итоге останется территория в 37 га в центре Москвы, свободная от ученых. Что, видимо, и является истинной целью проводимых мероприятий.

По поручению научных сотрудников теоретических лабораторий ИТЭФ
председатель теоретической секции НТС
В.А. Новиков

26 декабря 2011 г.

Связанные статьи

16 комментариев

  1. Увы,проблемы в институте начались задолго до назначения Козлова директором.
    Отсутствие задач, четкой программы развития, ожидаемых результатов.
    Политика мертвых душ.
    Люди по 10-20 лет занимаются одними и теми же задачами.
    Делим годовой бюджет института (200 млн руб) на 1000 чел, получаем полное
    отсутствие перспектив (не забывая про затраты на электричество, канализацию,
    etc, эксперименты в конце концов, если они есть).
    Нужно либо увеличивать одно, либо сокращать другое. В разы.

    По-видимому, ИТЭФ в этом отношение не уникален, такая же ситуация творится в
    большинстве постсоветских институтов.

    С новым годом!

    1. Все перечисленные проблемы присущи всем без исключения отечественным научным заведениям (по крайней мере в области физики). Идея с объединением всего под знаменем курчатника была бы хороша (на мой взгляд это вообще единственный выход), если бы не личность главы всей этой аферы, а именно Ковальчука. Данный господин, насколько мне известно, гробит научные программы не только в других институтах, но и в своем собственном, при этом никаких попыток оптимизации системы не предпринимается.

      Особенное отвращение вызывает то, что гробят именно ИТЭФ, где люди действительно что-то делают вопреки всем условиям.

      1. ИТЭФ……былое и думы…
        Ландау мог работать и в Харькове……
        А это ЦПХ уже не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, кроме содержания «носителей знания «, которые интересны своими публикациями , а не фактом обитания…….

    2. «Делим годовой бюджет института (200 млн руб) на 1000 чел »

      Какие-то неправдоподобные цифры. Они соответствуют средней зарплате 6тыс рублей.

  2. «Люди по 10-20 лет занимаются одними и теми же задачами».
    А что физику-теоретику надо осбаивать специалнность золоторя?

  3. 1. не только в итэф, но и во всем «цивилизованном» мире знания перестали быть ценностью (кстати, именно с этим обстоятельством связан и кризис в образовании)
    2. фундаментальные исследования не дадут в ближайшем времени (порядка срока перевыборов) практического выхода — а потому в демократических (потребительских)обществах такие исследования и исследователи обречены на вымирание
    3. у всяких экстрасенсов и колдунов и петриков можно научиться завоевывать жизненное пространство для своей деятельности, но это унизительно. Лучше остаться в дураках, чем благополучествовать с подонками…

    1. Пункты 1 и 2 просто не верны. Знания являются сейчас гораздо большей ценностью, чем они были во времена Ньютона. Раньше они, конечно, не делились на фундаментальные и прикладные, но сути это не меняет. Острый кризис системы образования наблюдается именно в нашей стране и связан он с административным устройством, а не с ценностью знаний (доказательством тому является то, что кризис не только в естественных науках, но и в гуманитарных, да и по совсем прикладным направлениям). Время окупаемости фундаментальных исследований — около 20 лет (в развитых странах сейчас этот срок стремительно сокращается). И такая ситуация была всегда, что не мешало и не мешает проводить эти фундаментальные исследования.

      Третий пункт от части верен, но опять же в развитых странах у официальной науки есть хорошо налаженные каналы связи с общественностью. Популяризации науки там уделяют внимания почти столько же, сколько и самой науке.

  4. Сочувствую народу ИТЭФ. Но. Такой уровень зарплат во многих ВУЗах Москвы (в провинции он всегда был еще ниже). Не думаю, что мы остались в дураках, ведь хорошо смеется — известно кто.

  5. Российским ученым власть ясно говорит: проваливайте к едреней фене. И если они не ней отдадудт эти 37 гектаров Москвы, то их просто перережут. Да благославится Владмир-Крвсное Солнышко, будущий помазанник на место Императора Всея Руси.

  6. во всем прослеживается желание бюрократии съэкономить на всем, а высвободившиеся средства использовать (не)целевым образом

    желание шкурное, близорукое, идиотское, тупое
    я думаю, через 5-10 лет мы станем свидетелями распада государства

  7. согласен с Российским профессором нас одурачили в 91 г и продолжают дурачить наука и образование в эрэфии не есть ценность

  8. Не нравится Россия — езжайте в Израиль. Там Гейфандов и Перельманов ждут гранты, контракты и премии.

    1. Оставил это просто для демонстрации довольно неказистого тезиса: сколь привычна и неудивительна для нас стала ситуация, когда первый попавшийся недоразвитый тролль со знанием дела «кроет» тех, кто давно уже стал синонимом как настоящей науки (и научной популяризации) так и подлинного патриотизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *