Мы обратились к членам редсовета и нашим постоянным авторам с просьбой подвести итоги года

Накануне Нового года мы обратились к членам редсовета и нашим постоянным авторам с просьбой подвести итоги года. Публикуем поступившие ответы.

— Что, на Ваш взгляд, стало главным событием 2011 года в российской науке?

Андрей Калиничев:

Я пишу издалека, поэтому, наверное, мой взгляд будет не вполне объективным. Но мне почему-то кажется, что самым главным событием 2011 года в российской науке стало окончательное расставание с иллюзиями. Несмотря на всю нано-инновационную риторику властей, несмотря на программы «мегагрантов» и другие заявленные с большой помпой научные мегапроекты, российские ученые в 2011 году потеряли веру в то, что власть действительно заинтересована в развитии в стране науки и высоких технологий.

Это, конечно, не было одномоментным событием, а представляет собой долгий и болезненный процесс, который, наверное, еще не закончился. Но результаты недавних выборов однозначно фиксируют обвальное падение поддержки партии власти во всех академгородках, где еще теплится конкурентоспособная на мировом уровне российская наука. (Кажется, в моей родной Черноголовке доля голосов, отданных за «Единую Россию», оказалась вообще самой низкой во всей стране!) Жить и работать, расставшись с иллюзиями, будет, безусловно, в чем-то труднее. Но во многом — и плодотворнее, потому что только так можно добиться успешного устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Чего я и желаю от души своим коллегам в наступающем 2012 году!

Ревекка Фрумкина:

Поскольку Жизнь включает науку, а не наоборот, то главное (на данный момент) — это митинг на Болотной. Будет день — будет пища.

Алексей Крушельницкий:

Конец уходящего года ознаменован политическим бурлением, вызванным избирательной кампанией и выборами в Госдуму, к сожалению, в значительной степени сфальсифицированными. На первый взгляд, эти события не имеют непосредственного отношения к российской науке, но я думаю, что развитие политических процессов в стране в ближайшем будущем будет оказывать прямое влияние на развитие (или деградацию) научного сообщества.

Проблемы организации науки в России напрямую связаны с проблемами, которые испытывает все наше общество. Корень наших бед что в науке, что в экономике или политике — не недостаток денег, не плохие начальники, а дефицит людей, обладающих чувством собственного достоинства и гражданской ответственностью. Да, события последнего времени показали — таких людей в стране много. Но тех, кому все пофиг, увы, намного больше. Хочется верить в перемены к лучшему, в том числе и в российской науке. Начнутся ли они в наступающем году — зависит от всех нас.

— Главное научное событие года, на Ваш взгляд?

Сергей Попов:

В астрофизике в 2011 году, на мой взгляд, самые интересные результаты были получены при исследовании экзопланет, и сделано это было в основном благодаря работе спутника «Кеплер». Во-первых, заслуживает упоминания огромный список кандидатов в экзопланеты, опубликованный по данным этого проекта.

Во-вторых, было более детально изучено несколько крайне важных и интересных планет и планетных систем. Это планета Kepler-22b, которая является первым хорошим кандидатом в земноподобные планеты в зоне обитания. Это Kepler-16 — планета у двойной звезды. Не только «Кеплер» давал важные результаты.

http://flyingsinger.blogspot.com/2011/03/amazing-kepler-exoplanet-graphic.html
http://flyingsinger.blogspot.com/2011/03/amazing-kepler-exoplanet-graphic.html

Отметим интереснейшую планету corot-20b, являющуюся «горячим юпитером» очень высокой плотности. Были уточнены параметры первого хорошего кандидата в каменные экзопланеты — Corot-7b. Была обнаружена интереснейшая планетная система у звезды 55 Рака. WASP-43b стала планетой с самой компактной орбитой — всего лишь 0,014 астрономической единицы. И это только часть интересных результатов в этой области. Кроме того, теоретики начали активное исследование планетных систем методом популяционного синтеза.

Если же посмотреть более широко, то я бы отметил результат эксперимента OPERA по измерению скорости нейтрино и дискуссию вокруг. Скорее всего, никакой новой физики там не будет, тем не менее, обсуждение идет очень активное и интересное. Нет сомнения, что это одно из самых ярких научных событий года.

Ольга Закутняя:

В моем личном рейтинге главные события 2011 года — это, безусловно, два запуска обсерватории «Радиоастрон» и межпланетной автоматической станции «Фобос-Грунт». Первая успешно работает, а второй проект, к глубокому сожалению, закончился, не успев начаться. Однако прошедший год оказался интересным и с точки зрения других космических проектов.

Монохромное и цветное изображения Меркурия, полученные в ходе первой кампании по картографированию поверхности. Фотографии сделаны в ходе одного меркурианского дня (176 земных дней). Фото: NASA/Johns Hopkins university Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of VVashington

Два громких «научных» запуска — это миссии NASA Juno и Mars Science Laboratory для изучения Юпитера и Марса, которые стартовали 5 августа и 26 ноября соответственно. Кроме этого, два более ранних аппарата, также принадлежащих NASA, в 2011 году наконец-то прибыли в «пункт назначения». Во-первых, зонд MESSENGER стал первым в мире искусственным спутником Меркурия — выход на орбиту произошел 18 марта. В ноябре NASA объявило, что «жизнь» аппарата будет продлена еще на один год после окончания номинальной миссии 17 марта 2012 года. Во-вторых, аппарат Dawn в июле начал исследование астероида Весты, которое продолжится около года. В июле 2012 года аппарат направится к следующей «остановке» — Церере.

www.nasa.gov/mission_pages/…/messenger_orbit_image20111005_1.html

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *