Первый Никольский храм Руси

Как мы помним, первый каменный храм в Великом Новгороде построили ровно в середине XI в.: Софию Новгородскую освятили аккурат в 1050 г. В Киеве и окрестностях строятся еще храмы — Спасский собор Чернигова, Золотые ворота, храмы Георгия и Ирины в Киеве и несколько других храмов, о которых речь еще пойдет. В «северной столице» же после постройки Софии каменное строительство прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 г. никакого «зодчества» (в буквальном смысле — «здо» означает глину, из которой «творили» плинфу — кирпичи) в Новгороде в XI в. более не было. То ли князья и архиепископы не чувствовали себя здесь уверенными и не стремились строить на века, то ли еще что, но следующая каменная постройка в тех краях возведена 53 года спустя — и не в самом Новгороде, а рядом, на Городище.

Старый город и Мономашич

Это место называют еще Рюриково Городище. С недавних пор оно считается находящимся в черте современного города, да и видно его с пешеходного моста через Волхов, однако добраться туда непросто: пешком идти придется больше 12 км, а автобус ходит трижды в день (впрочем, такси в Новгороде дешево). Не очень давно удалось доказать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было, скорее, это был некий гибрид антикризисного менеджера и ЧОП). Именно это — древнейшее место в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция. Именно там в 1103 г. сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав и построил свой первый храм — Благовещения.

Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. По отцу он был прямым потомком византийских кесарей, а по матери шведской принцессе Гите — потомок английских королей, и имел весьма немалые права на британский трон. Западные источники даже называли его Гаральдом. Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался Новгород.

Судя по всему, Мстислав и Новгород понравились друг другу. Новгородцы не отпускали его на другие княжения, а сам Мстислав, уже будучи вдовцом и киевским князем, именно отсюда взял новую спутницу жизни. И именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции.

Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099 год, но там, где речь идет о таких древних событиях, принято больше доверять Первой летописи. Здание XII в. не дошло до наших дней, в 1342 г. оно разрушилось, и на его месте поставили новую церковь. Увы, и на месте здания XIV в. сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную войну его разрушили. Руины законсервированы, и есть шанс, что когда-нибудь его восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы, кто знает… Однако именно во время консервации руин удалось узнать кое-что о церкви XII в. В 1966-70 гг. здесь провели раскопки, которые позволили выяснить, каким был храм резиденции Мстислава Владимировича. Это был достаточно крупный (приблизительно 23 х 15 м) шестистолпный трехапсидный храм с лестничной башней. Удалось даже найти фрагменты фресковой живописи и надписи-граффити на штукатурке.

Никола на Дворище

Впрочем, ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Никольский, (Николо-Дворищенский) собор (1113-1136 гг.) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это — один из трех новгородских соборов-кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главнейшим новгородским храмом. Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии, пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV в. Посвященный любимому народом Николе Чудотворцу на княжеском дворе, он должен был придать весомости княжеской власти, не очень популярной в Новгороде. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя, то свадьба вершилась именно здесь. Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65 х 15,35 м). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Туда попадали через дверь в стене на втором этаже. Скорее всего, в эту дверь вел переход со второго этажа деревянного дворца, стоявшего рядом. Позже, но еще в XII в., после «боярской революции» в Новгороде, дверь заложили, а в юго-западной части храма сложили винтовую лестницу на хоры.

Снова пять глав

Признаться, когда я первый раз приехал в Новгород в 1997 г., уже прекрасно зная облик всех его памятников по фотографиям, я не узнал его. Дело в том, что на всех фотографиях собор был одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей. И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке — Ганзейского союза нового времени. В 2003 г. собор снова открыли.

Фресок XII в. в соборе сохранилось немного: в принципе Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели — их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки, чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются. Одна из немногих сохранившихся композиций — «Иов на гноище», в которой хорошо сохранилась фигура жены Иова, протягивающая своему супругу на шесте котелок с едой. Однако и эта фигура пострадала от варваров: отходящие из Новгорода солдаты немецкой армии расстреляли фреску из револьвера.

Помимо реставрации вокруг храма понизили уровень земли — культурный слой, «наросший» почти за 900 лет, срыли на 2 м. Теперь собор не только обрел свои пять глав, но и свои первоначальные пропорции.

Алексей Паевский

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *