Перемудрили

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю…
Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички.

А. П. Чехов

Аудитория постепенно заполняется: заседание кафедры вот-вот должно начаться. Повестка дня — переаттестация юного мэнэ­эса. Сам «виновник торжества» в страхе и трепете ёрзает на стуле. Трепетать есть отчего: по юной глупости не сразу осознал, что начальство надо холить и лелеять, а «служить бы рад, прислуживаться тошно» — лозунг никак не для младшего научного. И вот расплата наступила. Нет, конечно, начальник, с европейскими манерами, на заседании распекать и терять репутацию демократа не будет; но, по слухам, кулуарно уже успел убедить нескольких авторитетных коллег, что бездельнику на кафедре не место. Кафедра большая, «бездельник» — человек новый, еще мало кому известный, убедить не сложно. Он уже ловит на себе неодобрительные взгляды и безуспешно старается слиться со стенкой.

А пуще барского гнева — неумолимые баллы! Ох, эти баллы! Их высчитывают для каждого сотрудника по его научной и педагогической активности и сравнивают с какими-то там «пороговыми значениями». Преодолел — что же, респект, переаттестовываем! А нет — переводим на низшую должность. Ну, а если и для нее баллов не хватает — извини, вон порог, в нашем вузе работают только лучшие!

Завкафедрой постукивает карандашом по столу: заседание начинается. Оглашает повестку дня. Предлагает присутствующим высказаться по рассматриваемому вопросу.

Аттестуемый оглядывается. По лицам понятно, кто сейчас будет его «топить». На его счастье просит слова совсем другой человек — симпатичный молодой доцент. Выйдя к кафедре, он рассказывает, что давно обратил внимание на публикации этого молодого человека и с интересом следит за ними. Публикации — в хороших журналах и написаны на высоком уровне, причем самостоятельно, многие без соавторов.

Секретарь кафедры с места сообщает, что у аттестуемого в самом деле публикации в высокорейтинговых журналах. Кроме того, в прошедшем учебном году он разработал и прочитал спецкурс для студентов кафедры. Так что балл у него — весьма высокий, вполне достаточный для переаттестации с повышением на научного сотрудника… а может быть, даже и на старшего…

Ее прерывает завкафедрой. Напоминает, что вопрос о повышении должен обсуждаться отдельно, предварительно согласовываться с непосредственным руководителем претендента и сегодня не рассматривается.

Просит слова профорг кафедры. Она рассказывает собравшимся о большой общественной деятельности аттестуемого и выражает благодарность от имени профкома. С места высказывается аспирантка: незаменимый человек: если что-то в установке барахлит — всегда поможет!

Лица у присутствующих теплеют. Даже завкафедрой перестает нервно постукивать карандашом по столу и время от времени одаривает аттестуемого благосклонными взглядами.

На кафедру выходит непосредственный начальник аттестуемого. Расплывшись в улыбке, он произносит хвалебную речь своему подопечному. Впрочем, суть речи не сильно отличается от заготовленного заранее текста, но акценты совсем иные: вместо «потерял связь с кафедрой» — «проявил замечательную инициативу и показал себя зрелым самостоятельным научным работником». Разумеется, если бы на кафедре были соответствующие вакансии… конечно, их нет, но если бы были (здесь он вздымает руки в какую-то неопределенную высь — то ли к небесам, то ли в сторону ректората), то непременно нужно было бы повысить нашего молодого специалиста в должности.

Среди тишины затаившей дыхание аудитории слышится громкий шепот престарелого профессора, одного из ветеранов кафедры:

— Ну, прямо, кажется, теперь придется на ведущего повышать!

Из другого конца аудитории немедленно раздается ехидный голосок замзава:

— Точно, точно! И сразу же уволить, потому что баллов не хватает! 

Иван Верститский

Рис. М. Смагина
Рис. М. Смагина

Связанные статьи

1 Comment

  1. Странное начальство. По моим наблюдениям — именно таких выскочек в первую очередь и наказывают. Например, когда были сокращения, с целью омоложения коллектива, естественно «зачистили» институт от избытка молодых кандидатов наук (диалектика, однако). Я сравнил уровень публикаций, сроки защиты диссертаций, научный уровень.. в общем, во всех лабораториях оставшиеся сотрудники того же возраста ВСЕГДА были хуже, чем сокращенные. После реформирования, когда устои были поколеблены, часть ученых вернулись и доказывают своей работой что они лучшие. Вывод — надо в качестве квалификационной характеристики факт увольнения тоже рассматривать, как положительный показатель. Или программу по мобильности кадров..

Добавить комментарий для Афонюшкин Василий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *