Амнистия протонной лучевой терапии

Новый малогабаритный протонный ускоритель для лечения рака зарегистрирован в Росздравнадзоре [1, 2]. Это означает, что установка признана безопасной и теперь на ней можно проводить клинические испытания на добровольцах. Разработчик ускорителя — Владимир Балакин, чл.-корр. РАН, директор Физико-технического центра ФИАН, житель наукограда Протвино на юге Московской области.

Владимир Балакин заинтересовался протонной терапией почти 40 лет назад, еще работая у легендарного академика Андрея Михайловича Будкера. Реализовать свой проект он смог уже в Протвине в 1990-е годы. Здесь он разработал и построил небольшой протонный синхрофазотрон размером с комнату. Для лечения пациента закрепляют в специальном кресле так, чтобы избежать случайных движений и сотрясений органов. Облучение пучками протонов, вырабатываемыми в ускорителе, идет с 36 и более направлений сразу, что позволяет увеличить дозу облучения больной ткани, но при этом не повредить здоровую ткань.

Протонная лучевая терапия эффективно применяется в мире, потому что позволяет избирательно воздействовать на опухоль; но лечение очень дорого, поскольку завязано на большие ускорители и сложные системы облучения, где пациент лежит. В Японии, к примеру, действует всего несколько таких установок. Ускоритель Владимира Балакина получился на порядок дешевле, чем существующие в мире аналоги. Он ожидал, что его изобретение примут на ура в министерствах и фондах, но ошибся. Ему не давали финансирование, не включали в программы, ни один медицинский центр в стране не хотел закупить ускоритель, а без этого его нельзя было зарегистрировать как медицинскую установку.

Тогда Балакин стал предлагать протестировать свою установку иностранцам. Один ускоритель купили в Массачусетском технологическом институте, а потом в клинике McLaren в штате Мичиган. Один комплект он продал в Словакию, в город Ружомберок, но там возникли непреодолимые сложности. Ускоритель так и не собрали и возвращают назад в Россию. К изобретению проявил интерес и Израиль. В будущем году туда отправится одна установка.

В 2010 году протонный ускоритель собрали в Протвине, в городской больнице, в надежде на то, что городские власти помогут с его регистрацией и использованием. Это было бы отличным стартом для развития в городе центра лечения онкологических заболеваний. Еще одну установку собрали в Пущине для Академии наук, но пока без медицинской части. К сожалению, разработчики не смогли пробить стены бюрократии, безразличия и зависти, и установки так и не были разрешены к использованию. Теперь, когда регистрация получена, начать клинические испытания в Протвине нельзя, потому что там нет специалистов, а у больницы нет лицензии на лечение онкологических заболеваний.

Лечение на протонном ускорителе Балакина начнется в Обнинске. Сейчас в радиологическом центре города Обнинска идет монтаж установки, но на это потребуется минимум год. Как пояснил в одном из интервью Владимир Балакин, медики будут привозить своих пациентов из Обнинска в Протвино, облучать на ускорителе и увозить назад.

В принципе, на одной установке можно лечить 1–2 тыс. человек в год. Когда все три установки — в Протвине, Пущине и Обнинске — начнут работу, можно будет говорить о целом кластере протонной медицины. Изначально Владимир Балакин хотел сделать лечение для больных бесплатным, а зарабатывать на продаже ускорителей за рубеж. Себестоимость лечения низкая, потому что ускоритель дешев в сборке, обслуживании и потребляет мало энергии. Как теперь пойдет развитие проекта, предсказать сложно. По крайней мере, принципиальных препятствий нет.

Апрель 2015 года. Сборка компактного протонного ускорителя для Massachusetts General Hospital (Бостон, США). Фото: protom.ru
Апрель 2015 года. Сборка компактного протонного ускорителя для Massachusetts General Hospital (Бостон, США). Фото: protom.ru

Предприятие Балакина, ЗАО «ПРОТОМ», не раз находилось на грани банкротства. Владимир Егорович закладывал свою квартиру и квартиру сына, чтобы платить зарплату сотрудникам. Когда в 2010 году объявили о строительстве центра протонной терапии в Димитровграде, на проект выделили 14 млрд руб., но у Балакина оборудование закупать не намеревались, этот проект начали с нуля.

Кроме того, в Протвине есть еще одна уникальная для страны технология — по лечению рака углеродным пучком. Эту технологию создали в Институте физики высоких энергий. На эксперименты, настройку ускорителя под углеродный пучок и постройку канала ушло 12 лет. Углеродная терапия рака — прорывная технология в мире. Пучок углерода действует как скальпель, проникая на несколько сантиметров вглубь тканей и позволяя воздействовать на опухоль, совершенно не повреждая здоровые ткани. В мире уже построено несколько центров углеродной терапии. Лидируют в этой области Япония и Германия. Не первый год в ИФВЭ приезжают высокие чиновники, смотрят ускоритель. Сначала государственное финансирование обещал экс-губернатор Московской области Борис Громов. Недавно на вертолете в институт прилетал нынешний губернатор Андрей Воробьёв и тоже обещал поддержать.

Но пока поддержки со стороны государства нет.

Балакин подал заявку на регистрацию своей установки три года назад. Почему ее удовлетворили только сейчас? Скорее всего, дело в желании чиновников повысить импортозамещение. Иначе с чего бы вдруг они дали амнистию давнему проекту? Однако каковы бы ни были причины, а за Балакина и будущих пациентов Обнинского центра можно только порадоваться.

1. http://serp.mk.ru/articles/2015/11/10/kogda-v-protvino-poyavitsya-centr-protonnoy-mediciny.html

2. http://inprotvino.ru/multimedia/novosti/novosti/08-11-2015-13-27-08-v-protvino-nachinayut-lechit-rak-protonnaya-ustano/

Связанные статьи

9 комментариев

  1. Ужасно конкуренция в научной среде работает в России. Даже стыдно за страну.
    Ни анализа, ни конкурса проектов не проводят. Раздают средства исключительно «эффективным менеджерам» из Сколково, игнорируя уже успешные разработки из отечественных институтов.

  2. хорошая штука. компактная.
    а где гентри? он что, пациента будет вращать вместо пучка?

    1. Можно склонять, можно не склонять. Правила допускают и то, и это. Тенденция склонять то, что на слуху. И разумеется желательно единообразие в издании, но оно не всегда возможно.

    2. Традиционно склоняются. Например, у Лермонтова:
      «Недаром помнит вся Россия про день Бородина́!»
      Но народ уже подзабыл, что были такие Пущины, не знают про Протву… Для них эти названия теперь «иноязычные», «ничего не говорящие», и склонять их постепенно перестают. Что тут удивительного? Кое-кому (между прочим по собственному убеждению сильно образованному) и слово «Москва» уже ничего не говорит…

  3. Здравствуйте, у моей супруги опухоль твердого нёба, в Иркутском ООД получила 4 курса химиотерапии, 33 сеанса лучевой терапии, операция с удалением верхней правой челюсти. Через 3 месяца, как было назначено, при обследовании обнаружены раковые клетки на нёбе на месте операции и в правом шейном лимфоузле. Как можно попасть к вам на лечение?

    1. на самом деле установка еще проходит регистрацию в Росздраве. только тсс

  4. Билатеральный рак молочной железы. Метастаз в лимфоузлы, очаги в легких. Химеотерапия малоэффективна.Мечтаю попасть к Вам на лечение! Что для этого нужно?

  5. Билатеральный рак молочной железы. Метастаз в лимфоузлы, очаги в легких. Химеотерапия малоэффективна.Мечтаю попасть к Вам на лечение! Что для этого нужно?
    max30104@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *