Школьники на орбите

166-0023166-0025C 15 сентября по 12 октября 2014 года состоялся Всероссийский турнир по моделированию космических аппаратов «Орбита» в рамках Фестиваля науки. В игре «Орбита» [1] приняли участие почти 650 школьников 8–11-х классов из 30 регионов России (всего 146 команд).

Все участники начинали с отборочного этапа: он продолжался три недели в онлайн-режиме. Каждый понедельник командам, которые сумели пройти предыдущие этапы, открывалось новое задание. В первой миссии, лунной, задача была простой: участникам нужно было посадить уже готовый корабль на поверхность спутника Земли, для чего достаточно было внимательно прочесть методические указания и посчитать значение единственного параметра.

Те, кто сумел посадить корабль на Луну, неделей позже должны были скорректировать торможение и не допустить достижения критической величины перегрузки уже на Марсе. Красная планета требовала большего количества расчетов, поэтому свои гипотезы можно было проверять на баллистической модели — вместо ракеты запускать тело с фиксированной массой и использовать экспериментально полученные данные. В последней из миссий онлайн-тура командам нужно было не только посадить корабль на Марс, но и предварительно его сконструировать, а после посадки — передать как можно больше научной информации с поверхности планеты на Землю.

Работа ребят в отборочном туре проходила с помощью онлайн-симулятора, в котором моделировались резкие перегрузки при входе в плотные слои атмосферы, нагрев аппарата за счет трения об атмосферу, опасность столкновения с поверхностью и другие реалии посадки космического аппарата.

Но, в отличие от других космических симуляторов, таких как Orbiter [2], SpaceEngine [3] или Kerbal Space Program [4], в «Орбите» нужно было иметь дело с формулами, разбираться в физическом смысле, решать практические задачи без красивой визуализации. Онлайн-симулятор только вычислял результат, показывая, насколько верно школьники провели анализ исходных данных и сделали собственные расчеты. После каждой посадки на поверхность планеты участники получали телеметрию от своих космических аппаратов и могли посмотреть свои ошибки или, напротив, удостовериться в правильности выбранных решений. Выиграть этот турнир методом проб и ошибок было невозможно.

12 октября в финале в стенах Университета машиностроения (МАМИ) встретились 15 лучших команд со всей России. Им предстояло покорить Венеру, что являлось серьезным вызовом: аппарату нужно было преодолеть плотные слои атмосферы, а затем как можно дольше проработать на раскаленной поверхности планеты.

В ходе шестичасовой борьбы лидер менялся несколько раз. На последних минутах турнира победу вырвала сборная команда московских десятиклассников под названием «Вёдра Рассела», состоящая из бывших и действующих учеников школы «Интеллектуал» (Даниил Гафни, Евгений Койляк, Даниил Коноваленко, Иннокентий Никитин, Кирилл Шумилов).

Второе место заняла команда «Керманы» из центра образования № 1 города Тулы (Александр Анчишкин, Дмитрий Зацаринный, Даниил Покусаев). Эта команда очень долго сохраняла лидерство и имела все шансы на победу. Третью ступень пьедестала заняла команда «КБ им. Э. Шрёдингера» из лицея № 14 подмосковного Жуковского (Данила Вознюк, Борис Билич, Алексей Шепелев, Иван Шандыбин, Михаил Сысак).

166-0024Александр Хохлов
Фото
предоставлено организаторами турнира

1. http://orbitagame.ru.

2. http://orbit.medphys.ucl.ac.uk.

3. http://spaceengine.org.

4. https://kerbalspaceprogram.com.

P.S. Редакция поздравляет А. Хохлова с рождением дочери Олеси!

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *