24 марта 2014 года приказом ректора МГИМО был уволен профессор этого вуза историк А.Б. Зубов. Формулировки официального сообщения на сайте МГИМО [1] не оставляют сомнений в том, что профессор Зубов уволен за свои политические взгляды и публичную критику решений государственной власти. Совет Вольного исторического общества считает это вопиющим нарушением академических свобод и прямой угрозой сообществу историков и преподавателей России.
Ссылки на «корпоративную этику» и ведомственную принадлежность вуза к системе Министерства иностранных дел не могут быть аргументом для ограничения свободы мнений и их выражения; профессора не дипломаты и не военные, и право на собственную оценку политических решений и исторических событий лежит в основе их профессиональной деятельности. Мы также уверены, что изменение политического курса руководства (как и демократическая смена власти) не должны иметь следствием увольнение преподавателей, одобрявших прежний курс, или принуждение ученых к пересмотру их взглядов в соответствии с текущей конъюнктурой.
Особую озабоченность вызывает тот факт, что информация о преследовании за критику политических решений власти приходит из разных районов страны. Мы надеемся, что инцидент с профессором Сахалинского госуниверситета А.Т. Коньковым будет благополучно исчерпан, а его контракт продлен.
Мы, историки и вузовские преподаватели, можем иметь самые разные убеждения и политические взгляды и расходиться в оценках происходящего в стране и в мире, но увольнение или другие административные санкции, в том числе угроза увольнением или непродлением трудового контракта за высказанные нашими коллегами оценки и предостережения, не могут не вызывать протеста членов профессионального исторического сообщества России.
Вольное историческое общество призывает руководство МГИМО отменить приказ об увольнении профессора Зубова как незаконный; преподавателей, работающих с потенциальными абитуриентами МГИМО (старшеклассниками и бакалаврами гуманитарных специальностей), — довести до сведения обучающихся факт отказа этого вуза от традиционных академических свобод; российских и зарубежных ученых — иметь в виду поведение руководства МГИМО при принятии решений об участии в научных и образовательных проектах, реализуемых этим учебным заведением.
Вольное историческое общество также считает необходимым выразить поддержку профессору Зубову, профессору Конькову и всем коллегам, испытывающим давление со стороны ректоров и представителей власти.
Совет Вольного исторического общества
26 марта 2014 года
1. http://www.mgimo.ru/news/university/document249761.phtml
Об увольнении профессора А.Б. Зубова из МГИМО
Заявление Комиссии общественного контроля в сфере науки
Комиссия выражает свое несогласие с принятым решением об увольнении проф. А.Б. Зубова из МГИМО.
Комиссия считает недопустимым проводить увольнения или накладывать другие административные санкции за политические высказывания, а не на основании профессионального уровня ученых или преподавателей, вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждения.
Среди нас есть люди, по-разному относящиеся к взглядам профессора Зубова, но для всех членов комиссии несомненно, что государству необходимо поощрять свободные высказывания экспертов и свободные дискуссии между ними — только это может предоставить руководству страны всю полноту картины, помочь ему принимать взвешенные решения и сохранять многовариантность реакции на их последствия.
Комиссия обращается к ректору МГИМО, академику Анатолию Васильевичу Торкунову с предложением еще раз проанализировать целесообразность репрессий против ученого в нынешней сложной ситуации и не создавать своими действиями опасный прецедент, который может пагубно повлиять на культурную и интеллектуальную ситуацию в нашей стране.
30 марта 2014 года
http://rascommission.ru/index.php/statements/88-zubov
Посыл и возмущение вроде праведные, а форма отдает совковой анонимкой — кто такая эта коммисия? У них есть имена? Что они о себе мнят? Судя по тону мнят они много — не просьба или совет или мнение выдают а претендуют на предписание указаний правлению института. Это уже больше похоже на стиль предреволюционных газет…