Записки о снежном человеке

Вид на Гиссарский хребет из Варзобского ущелья. Фото автора
Вид на Гиссарский хребет из Варзобского ущелья. Фото автора

Канд. биол. наук, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Павел Квартальнов раскопал в архивах свидетельства ученых о безрезультатных поисках «снежного человека» в Таджикистане.

В 2011 году мы с коллегами изучали богатства, собранные в музее Института зоологии и паразитологии им. Е.Н. Павловского на окраине Душанбе. Нам был выдан ключ от низкого беленого здания, где в старых деревянных ящиках на стеллажах хранились тушки птиц и зверей, за годы гражданской войны и разрухи изрядно поеденные молью. В отдельной комнате стояли стеклянные сосуды герпетологической коллекции. Спирт давно испарился, ящурки и круглоголовки-тузики превратились в скорченных гомункулусов. Если среди птичьих тушек нашлось немало интересного, то с коллекцией рептилий, которую долгие годы любовно собирал Сафар Алиевич Саид-Алиев, уже нельзя было работать. К счастью, дубликаты всех сборов хранятся в Зоологическом институте, в Санкт-Петербурге.

В высоком жестяном цилиндре, под сложенной в несколько раз гигантской шкурой кобры грудой лежали полевые дневники Саид-Алиева с подробным описанием его коллекции, а также условий и результатов учетов пустынных ящериц. В надежде найти неопубликованную информацию о местах, в которых нам удалось побывать самим, мы начали пересматривать дневники. Перевернув очередную страницу, я остановился взглядом на словах: «Во время проведения исследований по проблеме „снежного человека» в составе экспедиции был и я».

Странно было увидеть такую фразу в дневнике советского зоолога. Только позже я узнал о поисках йети в горах Средней Азии, которые в середине XX века организовывал профессор Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972), свято веривший не только в реальность этого брутального существа, но и в то, что оно непременно должно скрываться где-то на южных окраинах Советского Союза.

Первая экспедиция, проходившая в 1958 году, подробно описана в книге В.Н. Танасийчука [1]. Получив щедрое государственное финансирование, столичные зоологи и ботаники вместе со своими таджикскими коллегами обследовали труднодоступные районы Памира, в частности окрестности Сарезского озера.

Орнитолог Роальд Леонидович Потапов, кому мне посчастливилось рассказывать о своих находках в Таджикистане, считает поиски йети, в которых он принимал участие, далеко не самой достойной страницей в истории советской науки. Однако ботаник Сергей Сергеевич Иконников [2] справедливо отмечает, что благодаря этой авантюре удалось привезти «особенно интересные сборы растений» из ранее неисследованных районов. Не обошлось и без уникальных зоологических наблюдений. Как бы то ни было, убедительных признаков присутствия снежного человека в Таджикистане тогда не нашли, и финансирование прекратилось.

Несмотря на отсутствие признания, Б.Ф. Поршнев в июле 1961 года все-таки организовал еще одну поездку в Таджикистан, в те места, где, по его мнению, мог скрываться йети, — на Гиссарский хребет. Некоторые наблюдения, сделанные в этой поездке, вошли в подготовленную Б.Ф. Поршневым книгу [3], однако подробные сведения о ней трудно найти в литературе.

Рассказ С.А. Саид-Алиева, сопровождавшего Б.Ф. Поршнева, отчасти восполняет этот пробел. Очерк написан конспективно, вчерне, но не без юмора и, судя по форме, мог предназначаться автором для посторонних глаз. В нем хорошо показано, как Б.Ф. Поршнев собирал и «проверял» опросные сведения. Я уверен, что нет крамолы в опубликовании этих записей, сделанных более полувека назад. Надеюсь, что читателям будет интересен живой рассказ, оставленный для потомков выдающимся советским герпетологом.

  1. Танасийчук В.Н. 2009. Невероятная зоология: зоологические мифы и мистификации. — М.: КМК. 372 с.
  2. Иконников С.С. 1979. Определитель высших растений Бадахшана. — Л.: «Наука» ЛО. 400 с.
  3. Поршнев Б.Ф. 1963. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. — М.: ВИНИТИ. 416 с.
    http://alamas.ru/rus/publicat/porshnev_book3/

10.3

10.2

10.1

Рассказ С.А. Саид-Алиева

Во время проведения исследований по проблеме «снежного человека» в составе экспедиции был и я. Главным руководителем экспедиции был Б.Ф. Поршнев. Он имел некоторые данные о «снежном человеке» в Гиссарской долине. 2 июля 1961 года мы вышли маршрутом в кишл.Шурхок на оз.Темур-куль, в пути следовали в 2-3 м от Каратаг-дарьи по узкой и труднопроходимой тропе. <…> В окрестностях оз.Темур-куль мы видели следы различных хищных животных (волка, лисы, медведя и диких свиней). На другой день в 7-8 часов утра у берега оз.Темур-куль измерили след медведя. Он имел в длину от 34,5 см до 35 см. Когда об этом было сказано проф. Б.Ф. Поршневу, он сказал, что это след этого животного  [«снежного человека»]. Потом я задал вопрос Б.Ф., какие у него когти — длинные или человекообразные. Он отвечал: почти как у человека. Потом мы пошли [туда, где,] по данным туриста, эти животные [(«снежные люди»)] выводят детенышей. Это место находилось за скалистым гребнем, где раньше [пастухи] устраивали ночлег для коров и коз. Также там были небольшие ямки, глубиной около 1,5-2 м, для детенышей овец и коз. Молодые животные до возвращения матерей с пастбищ находились в этих ямках. Но [это были] не ямки для детенышей «снежного человека».

Потом один вечер поднимались к озеру Пархон, где можно ожидать жеребца-ангела. По данным легенды, он живет на дне озера и в лунные ночи иногда выходит на берег. Однажды человек верхом спускался из Верхнего Мазара (выше озера Пархон). Пока доехал до озера, уже было темно, и он заночевал прямо у берега. Его кобыла была привязана в ста метрах среди арчевников. Вдруг в 3-4 часа ночи при свете луны из озера вышел красивый жеребец. Он пошел в сторону, где была привязана кобыла, покрыл ее и моментально ушел в воду. Через несколько месяцев кобыла принесла красивого «как ангел» жеребенка. Тот же человек через 2-3 года опять поднимался по этой дороге к озеру Пархон-куль на своем жеребце. Добравшись до Пархон-куля, он устроил там ночлег. Ночью жеребец ушел на дно озера, и больше его не видели.

У Б.Ф. были данные, что в старые времена [существовала тропа на] перевал Сарвин (с противоположного, западного берега озер Пархон и Темур-куль). Мы двое суток искали этот перевал, [наконец] поднялись [к нему]. Это очень узкая и опасная тропа на высоте 3500-4000 м над уровнем моря (южные склоны Гиссарского хребта). Когда мы достигли этой высоты, мы увидели там отары овец и коз колхоза им. В.И. Ленина Регарского района. Мы спросили чабанов, слышали ли они от дедов и прадедов о «человекообразных людях», которые бы [приходили] с горных хребтов и забрасывали кишлак камнями. Они ответили, что никогда не слышали, [хотя одному из чабанов], например, было 75 лет, и он всё время лазал по горам. Я и Б.Ф. Поршнев поднялись на гребень, видели равнину и долину Тупаланг-дарьи.

Еще о мифических животных

Убежденность Б.Ф Поршнева в существовании йети может показаться своего рода помешательством. Однако надо признать, что даже опытные зоологи не всегда скажут уверенно, живет ли какое-то животное на свете или является чистым вымыслом. В послесловии к своей книге В.Н. Танасийчук (2009) перечисляет сенсационные фаунистические открытия конца XX века и в их числе упоминает спиралерогого буйвола (Pseudonovibos spiralis) из тропиков Индокитая, описанного в 1994 году.

Я помню, как о находке крупного копытного тогда рассказывали газеты. Оказавшись впервые во Вьетнаме, я расспрашивал об этом звере Германа Васильевича Кузнецова, посвятившего более 20 лет исследованию животного мира далекой страны. За пиалой терпкого зеленого чая, когда душная жара сменялась вечерней прохладой, под крики летевших на ночевку ожереловых попугаев Г.В. Кузнецов рассказывал, как он нашел рога «линь-зыонга» в гостеприимном доме в Ханое, где они хранились как семейная реликвия.

Рога «линь-зыонга» (голотип) в Дрезденском зоологическом музее
Рога «линь-зыонга» (голотип) в Дрезденском зоологическом музее

Странные, покрытые поперечными гребнями рога, острые и закрученные на концах, как штопор, — единственная часть тела таинственного зверя, оказавшаяся в распоряжении зоологов (не считая небольших фрагментов лобной кости). Остальное известно из старинной китайской рукописи да из рассказов охотников. Это животное похоже на поджарого буйвола или на козла с густым темно-серым мехом. Оно быстрое и ловкое, предпочитает жить на отвесных скалах, использует закрученные рога для того, чтобы на время сна цепляться ими, подвешиваясь на ветвях деревьев. Любимая еда «линь-зыонга» — ядовитые змеи, потому порошок из его рогов помогает излечивать змеиные укусы. Попытки ученых восстановить реальный облик животного и ареал его обитания подытожены Г.В. Кузнецовым в монографии по млекопитающим Вьетнама (2006).

И все-таки в последние годы стало очевидно, что спиралерогий буйвол не более чем миф, выдумка, подобно «снежному человеку». Как же в него поверили ученые?

Немецкие зоологи И.П. Петер и А. Фейлер первыми обнаружили уникальные рога в Дрезденском зоологическом музее и опубликовали научное описание нового вида. Рога были приобретены на рынках и у охотников в деревушках на границе Вьетнама и Камбоджи, где, как предполагали, и водилось это животное. После появления сообщения о новом виде, в коллекциях разных стран нашли около 70 пар подобных рогов и никаких других свидетельств существования зверя, который, как предполагали, мог достигать веса 200-300 кг! Все рога были собраны до 1930 года, так что многие ученые решили, что спиралерогий буйвол, скорее всего, вымер.

Результаты анализа ДНК, выделенной из рогов, оказались противоречивыми: если ученые ИПЭЭ РАН показали, что «линь-зыонг» является дальним родственником быков и буйволов, то зоологи из Германии заключили, что он стоит ближе к сернам. В 2001 году в печати развернулась широкая дискуссия о реальности существования спиралерогого буйвола. Скептики обратили внимание на то, что все известные рога «линь-зыонга» несут следы искусственной обработки, которой обычно не подвергаются охотничьи трофеи. Они имеют тщательно отшлифованную поверхность, а кератиновые чехлы обязательно снимались с костей, а затем (у части экземпляров) были надеты обратно.

Окончательно «похоронил» спиралерогого буйвола француз Арну Сево, лично осматривавший все доступные рога и несколько лет скитавшийся по глухим камбоджийским деревням, где охотники могли что-то знать о «линь-зыонге». Он с коллегами сумел убедить ученых, что странные рога — лишь подделка, рассчитанная на местных людей, веривших в чудодейственную помощь этого артефакта против змеиных укусов. Прежние результаты морфологического и генетического анализа объяснялись методическими ошибками. В 2003 году вышла статья с красноречивым заголовком «Pseudonovibos spiralis: эпитафия», и научное название спиралерогого буйвола заслуженно заняло место младшего синонима. домашней коровы (Bos taurus), 

Связанные статьи

2 комментария

  1. Феномен «веры в йети» — сам по себе очень своеобразный, и его изучение (независимо от «снежного человека», которого нету) могло бы послужить основой для изучения механизма взаимодействия научных представлений.
    Ведь нельзя объять необъятное, ни один учёный не может «знать всё», и — по сторонам от своей специальности — неизбежно пользуется данными принятыми, но — возможно — устарелыми.

    В том же «снежном человеке» (не просто неведомой горной обезьяне, но — обязательно — кем-то вроде «промежуточного звена между обезьяной и человеком») зарыты, например, старые (но когда-то — вполне научные) представления о единственном Ледниковом Периоде, Великом Оледенении Земли, который стал «суровым снежным утром человечества».

  2. мой дед в молодости по дороге домой встретилса с Гулом (так называют снежнего человека у нас) и долга сражалис они,а мой дед победил его и он отпустил моего деда и ушол. Гула может встретит некаждый,а те которые в основном набожние. Мой дед жил в Тусафе в район Файзабад в Таджикистане,а кишлак Тусаф был подобен как маленкий Ягноб или Памир в прошлом и неимел дорог и лиш гори окружали этот кишлак,а тепер там никто неживет людей переселили в другие места. Так вот в горах Файзабада живут Гули.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *