Подробнее об акции:
www.dayte-uchenym-rabotat.narod.ru
На акцию рекомендуется захватить белые халаты как символ принадлежности к научному сообществу.
Разрешение мэрии Москвы на проведение акции получено, однако мы рекомендуем следить за актуальной информацией на указанном выше веб-сайте.
В феврале 2011 г. ученые нашей страны столкнулись с тем, что отныне покупку любых приборов, реактивов и расходных материалов, вне зависимости от их стоимости, нужно планировать на несколько месяцев вперед. Причиной было принятие номенклатуры товаров, которая в совокупности с Федеральным законом №94 (94-ФЗ) привела к необходимости осуществлять расходование всех без исключения бюджетных и внебюджетных средств (в том числе грантов, выигранных по конкурсам и предоставляемых в форме субсидий; денег частных фирм, международных организаций и т.д.) через процедуру тендеров. Эта ситуация наглядно показала, что чиновники, которые принимали эти решения, напрочь лишены представления о том, как устроен поисковый исследовательский процесс. Явно избыточный контроль за расходованием внебюджетных средств (ведь выполнение научных контрактов и договоров по грантам и так контролируют организации, дающие на них деньги!) тем не менее нисколько не мешает нечистым на руку псевдоученым на пару с чиновниками «распиливать» бюджетные деньги — зато честные исследователи окончательно лишаются возможности делать конкурентоспособную науку. В то время как наши коллеги в других странах получают нужный им реактив максимум через 2-3 дня после заказа, у нас процедура покупки занимает теперь несколько месяцев.
Как и ожидалось, на практике всё это привело к тому, что в конце лета (когда деньги по грантам наконец-то поступили на счета научных организаций) в отделах закупок крупных вузов и институтов РАН образовались огромные очереди из заказов. Они парализовали работу этих отделов и привели к фактической невозможности купить необходимые для проведения экспериментов товары. Научная деятельность в итоге практически остановилась. Несмотря на крики ученых о помощи (на которые власть в итоге обратила-таки внимание) и даже попытки частичного решения проблемы (подробнее см. [1]), в большинстве научных организаций ситуация так и осталась критической.
Этот пример наглядно показывает некомпетентность правительственных чиновников, которые произносят с высоких трибун лозунги о предстоящих грандиозных технологических прорывах и ожидают появления в нашей стране инновационной экономики — и при этом одновременно делают все, чтобы заниматься наукой в России стало невозможно. Однако еще более наглядно демонстрируют их безразличие и некомпетентность те решения, которые принимаются в сфере организации финансирования науки.
Понятно, что в условиях мирового финансового кризиса и спада в российской экономике сложно ожидать от правительства увеличения финансовых вливаний в отечественную науку. Можно допустить, что, несмотря на все разговоры о необходимости строить «экономику знаний», на деле те 300 млрд руб. [2], которые запланированы в бюджете 2012 г. на науку, — это всё, на что способен бюджет. Однако и 300 млрд — это совсем не малые средства, если расходовать их с умом. К сожалению, политика правительства в сфере распределения этих денег далека от разумной. Напротив, в настоящее время в этом вопросе царит настоящий беспредел. Вместо того, чтобы проводить распределение средств по принятым во всем мире правилам — путем проведения адекватных, прозрачных конкурсов с оценкой заявок и отчетов по научным критериям, Мин-обрнауки постоянно придумывает всё новые и новые способы, как распихивать казенные деньги по карманам чиновников и примкнувших к ним «научных функционеров». Сумасшедшие суммы контрактов на более чем сомнительные «прогнозы развития», миллиардные вливания в псевдонаучные проекты типа фильтров Петрика или «космической гравицапы», беспардонное лоббирование своих интересов «приближенными к кормушке» «научными тяжеловесами», для которых при получении денег административный ресурс давно заменил профессиональную квалификацию, — всё это на фоне ничтожного и постоянно сокращающегося финансирования немногих оставшихся в стране активно работающих научных групп вызывает у ученых справедливое негодование. Для любого современного исследователя очевидно, что наука делается не в дирекциях и ректоратах, а в небольших научных группах, которые и надо непосредственно финансировать. Раздача денег «крупными кусками» с последующим распределением по иерархическому принципу приводит к заведомо неэффективному расходованию государственных средств.
Мировой опыт показывает, что самой эффективной формой финансирования науки является грантовая система, в которой деньги делятся между непосредственными исполнителями проектов (т.е. небольшими научными группами уровня лабораторий и ниже, которые являются «рабочими лошадками» современной науки), причем к оценке заявок привлекается многочисленный корпус квалифицированных анонимных экспертов, а об успешности проекта судят по его научным результатам (уровень публикаций, патентов). Всё это делает ненужной избыточную конкурсную документацию (которая для конкурсов Минобрнауки сейчас занимает сотни страниц). Снимается проблема абсурдного увязывания работы одной группы с работой всего института (сейчас на конкурсы Минобрнауки нельзя подать больше одной заявки от организации, а расходование средств одной научной группой привязано к покупкам, которые делают другие группы из той же организации).
В нашей стране есть и положительный опыт такого рода грантовой системы: федеральные научные фонды (РФФИ, РГНФ), Президентские гранты и гранты Правительства («мега-гранты»). Наиболее многочисленные и популярные среди ученых — гранты РФФИ, на которые проводят свои исследования тысячи научных групп в вузах и академических институтах по всей стране. Эта система распределения средств показала свою эффективность: почти в каждой научной статье есть упоминание о гранте РФФИ, у истоков почти каждой инновационной разработки — проект, когда-то поддержанный РФФИ, а по параметру «стоимость одной статьи» гранты РФФИ в несколько раз более эффективны, чем все остальные способы финансирования отечественной науки, — и это несмотря на скромные размеры грантов (средний размер — около 360 000, сравните с многомиллионными контрактами, заключаемыми по некоторым конкурсам Минобрнауки) и на постоянную уменьшающуюся долю РФФИ в общих затратах государства на науку. Эффективность грантов РФФИ неоднократно признавали не только ученые, но и высокопоставленные чиновники. Тем не менее, доля РФФИ в затратах на науку год от года сокращается (в 2011 г. она составила 2,6 %), в 2010 г. бюджет РФФИ был сокращен в абсолютных значениях, и каждый год встает вопрос о еще большем его сокращении. Эта ситуация не может не вызвать возмущения.
В связи со всем вышесказанным, на митинге 13 октября мы собираемся потребовать от правительства:
1. Безотлагательного (в течение двух недель!) решения вопроса о бесконкурсном расходовании средств грантов, научных госконтрактов и хоздоговоров.
2. Значительного (в разы!) увеличения бюджета государственных научных фондов (РФФИ и РГНФ) уже в 2012 г., при увеличении прозрачности экспертизы проектов.
Особенностью этой акции будет то, что под лозунгом «Дайте ученым работать!» на митинг придут представители нескольких организаций и неформальных объединений ученых: профсоюза РАН, Инициативной группы молодых ученых, Инициативной группы студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, Совета молодых ученых РАН и Совета молодых ученых МГУ. Эта консолидация должна показать властям, что ученые способны объединиться и отстаивать свои права сообща. На акцию рекомендуется захватить белые халаты как символ принадлежности к научному сообществу.
Разрешение мэрии Москвы на проведение акции получено, однако мы рекомендуем следить за актуальной информацией на веб-сайте акции [3].
(Текст опубликован на сайте Инициативной группы).
Инициативная группа молодых ученых
2. http://trv-science.ru/2011/09/27/nauka-v-proekte-byudzheta-2012/
3. www.dayte-uchenym-rabotat.narod.ru
Уместные конкретные требования и нужно от них не отклоняться. Но могут придти академики и заболтать весь митинг, свести все к очередному попрошайничеству денег для РАН, которые эти акдемики сами поделят и потратят. А молодые ученые так и останутся ни с чем.
Нужно в выходные проводить, в будни все работают. Я не смогу ((
судя по отсутсвию обсуждения, митинг интереса не вызвал. Достиглось ли хоть что-то?