С просьбой высказать свое отношение к компетентностному подходу и прокомментировать тезисы, изложенные в статье Е. Шеваля, мы обратились к математику, главному научному сотруднику Математического института РАН, академику РАН Виктору Васильеву. Публикуем его отклик.
Мне тоже захотелось «поговорить прозой», т.е. в данном случае на языке компетенций. И вот: я утверждаю, что настоящая и, пожалуй, самая важная компетенция школьного (а в меньшей степени и высшего) математического образования — научиться отличать правильные рассуждения от неправильных и, более того, высказывания осмысленные от бессодержательных (составляющих где-то процентов 80 поступающей в мозг словесной информации).
Конечно, решить эту задачу в полном объеме бесконечно трудно, но есть сколько-то стандартных тестов, через которые натренировавшийся на математике человек сразу «прокачивает» то, что он слышит (или собирается произнести), и которые уже отсеивают львиную долю словесногомусора. Нет ли в рассуждении порочного круга? Не перепутаны ли причина и следствие? Нельзя ли придумать контрпример к произносимому общему утверждению? Есть ли уверенность в том, что участники разговора одинаково понимают произносимые слова? Если какое-то из этих (и еще нескольких более сложных) условий не выполнено, то разговор необходимо прервать — в лучшем случае до надлежащих уточнений.
В частности, нам пришлось бы так поступить со всеми без исключения существующими текстами образовательных стандартов, написанными в рамках компетентностного подхода. Единственный способ убедиться, что все читатели и писатели понимают одно и то же под написанными там словами, — это дать достаточно репрезентативный список конкретных задач, которые должен уметь решать учащийся, одолевший данный курс.
Да, именно задач! Список тем, понятий и теорем, которые должны быть пройдены (каковым списком ограничиваются традиционные учебные программы), не является сколько-нибудь содержательной фиксацией качества курса, поскольку «пройти» — понятие также крайне растяжимое. Но сейчас телега вообще стоит впереди лошади: разработчики стандартов пишут непонятно что означающие слова, законодатели (видимо, не освоившие указанной выше компетенции и привыкшие к эмоционально-поэтическому уровню строгости) утверждают эти постмодернистские тексты, а потом непонятно кто начинает наполнять их хоть каким-то (но все равно недостаточным и неоднозначным) смыслом. А сформулированное в статье «компетентностное» требование, что результатом изучения высшей математики должно быть «владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области», достойно Хаджи Насреддина, взявшегося обучить математике султанова ишака и подсуетившегося, чтобы определение этой области и круга «практических задач» поручили ему же.
Если говорить об общих принципах, выраженных на поэтическом уровне, то все мы помним с детства совершенную программу образования человека. В ней к математическому образованию относятся слова «и вырвал грешный мой язык, косноязычный и лукавый». (Конечно, как следует «внять неба содроганье» и т.п. в современном мире без математики тоже невозможно, но это вопрос следующего порядка.) Изготовители компетентностных концепций стандартов не одолели этой тяжелой, но возвышающей компетенции.
В последних четырех абзацах статьи Евгения Шеваля (а именно они являются главными) почти все неверно, кроме, пожалуй, критики в адрес нашего современного образования, — но критиковать мало, если это не сопровождается адекватной концепцией исправления.
Итак:
1. В действительности компетентностный подход является частью проводимой сейчас политики подготовки узких специалистов, умеющих на уровне готовых рецептов решать небольшой комплекс конкретных задач и не обладающих кругозором вне этой ограниченной области. Фактически под университетом в Болонской концепции понимается примерно то, что 45 лет назад называлось техникумом (а настоящие университеты типа Кембриджа сильно страдают от этой унификации).
Увы, похоже, что люди, определяющие образовательную политику OECD, разбираются в современной науке и наукоемком производстве ненамного лучше своих российских партнеров: это явно не сливки западного интеллектуального сообщества. Если не остановить эту напасть, то лет через 15-20 Европа вступит в период техногенных катастроф — или не сможет пошевелить пальцем без упрямых китайцев. Мне довелось попрофессорствовать в английском техническом университете, и я получил впечатление чумы в воспроизводстве дееспособной молодежи в соответствующей отраслевой науке.
2. Утверждение, будто «широко образованный выпускник хорош только если не работает по специальности», не является элементом множества истинных высказываний. Узкий специалист натаскан на поведение в достаточно стандартных ситуациях, на работу с предметной областью как с черным ящиком на основе эмпирических рецептов, но при серьезном сбое оказывается беспомощен, и тут без фундаментального образования не обойтись. Можно сколько угодно записывать в «компетенциях», что специалист должен уметь вести себя в меняющемся мире: отказ от фундаментальности образования делает это заведомой фикцией.
Мне вспоминаются 1990-91 годы, правление кабинетов Рыжкова и Павлова, набивших руку на работе в условиях сырьевой экономики, и их судорожные трепыхания (каждый раз усугублявшие ситуацию), когда привычная система начала рушиться. И еженедельно стопроцентную инфляцию летом 1991-го, и пустые прилавки, и ГКЧПистов, имевших все силовые рычаги власти, но понимавших, что они не знают, как предотвратить голодный бунт, и посчитавших за лучшее слить инициативу и оказаться в Матросской Тишине.
В таких ситуациях возникает необходимость в людях, знающих, как устроен этот черный ящик, — т.е. образованных фундаментально,— что -бы спасти ситуацию в той степени, в которой вообще возможно безболезненно сорвать стоп-кран в летящем к пропасти составе.
3. Особого упоминания заслуживают приемы формирования негативного отношения к настоящему образованию, представленные в этой статье эмоционально насыщенными словосочетаниями: «давать не оторванные от жизни знания… позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции)», «набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но…» и многими другими.
Наверное, не стоит здесь говорить, что унизительно прожить жизнь в этом прекрасном мире и не поинтересоваться, как устроен атом, как горит звезда, как растет дерево, почему дети похожи на родителей, и т.п., даже если это знание не даст тебе куска хлеба с маслом: это, увы, не всякого тронет. Но то, что казавшиеся вчера «оторванными от жизни» знания являются основой всего сегодняшнего прогресса (а стало быть, приносят своим носителям вполне конкретную выгоду),— этот факт настолько очевиден, что должен быть доступен даже «наиболее мотивированной части студентов». На уровне школы также ведется пропаганда, рассчитанная на господ Простаковых: ах, на деньги налогоплательщиков бедных детей учат складывать дроби, когда есть карманный калькулятор!
В результате хорошим тоном считается отвергать любое знание, если уже сегодня не видишь конкретной задачи, к которой его можно непосредственно применить. Это — путь в стойло. Как пишет Фазиль Искандер, «демократия дает человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек в большинстве случаев предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему жить легче». А может быть, всё-таки найдем в себе силы свободно и осознанно расти в сторону ума?
Ваши умозаключения полностью следуют редукционистской логике, поэтому нейдивительна и воспроизводимость — я тоже приходил к подобным выводам, и не удивлюсь, если к подобным выводам придёт неограниченное сверху множество мыслящих людей. А пришедшие к выводам, принципиально несовместимым с этими Вашими выводами, тем самым дадут достаточное основание для сомнений: а мыслящие ли они?
Главным в Ваших рассуждениях мне предоставляется, что перевод образования с уровня дисциплин на уровень компетенций соответствует понижению уровня требований к интеллекту на целую ступень (в единицах шкалы IQ — видимо, не менее чем на десяток). Это даже не нивелировка уровня требований вместо отличников по троечникам, это хуже (уровень требований — это всё-таки уровень ответов, а здесь — уже уровень вопросов понижен). Помню, в СССР, кроме учебников для обычных общеобразовательных школ, были отдельные учебники для школ, где учились умственно отсталые, реформаторские учебники нередко характером своего отличия от старых советских именно эти советские учебники для умственно отсталых и напоминают. В частности, только в курсах школ для умственно отсталых тогда и был такой интегрированный предмет, как естествознание, а сейчас он распространился очень широко…
Интегрированный предмет «естествознание» существовал и в гимназиях царской России (видимо, в них тоже учились умственно отсталые?).
Я как раз за интеграцию, потому что мой опыт показывает, что выпускники школ не в состоянии связать одну сферу знания с другой. Люди, приходящие на филологический факультет, не способны ответить мне, что случилось в Англии в 1640 г.! Практика изолированного преподавания предметов одной области порочна, и с этим нужно что-то делать.
Главное, в том, КАК осуществлять интеграцию — чтобы интеграция не становилась поводом для урезания объёма знаний (иначе действительно получится учебник для умственно отсталых).
С автором согласен. Снизив уровень, выскажу свое личное мнение, не претендуя ни на что, кроме желания быть услышанным. Спор о названии цели обучения ЗУН или компетенция — бессмысленная схоластика. Пытаться найти слово, охватывающее невероятное разнообразие видов и условий человеческой деятельности, безнадежно. Профессионалу-фигуристу требуется совсем другая поготовка, чем продавцу дамской одежды, водителю самосвала или хирургу. Однако школа должна дать достаточно обширный для выбора специальности и подготовки к ней круг знаний и некоторые умения. Обществе меняется с возрастающей быстротой и нынешнему подростку почти наверняка придется переучиваться. Уже теперь сталкиваешься с жалобами на отставание профессонального образования от требований рынка труда.
Выход один – фундаментальное образование. Примеры французские Нормальная и Политехническая школы, наши физтехи. Выпускники последних легко находят хорошие позиции в Силиконовой долине. Кроме знаний чрезвычайно важно учить ребенка ДУМАТЬ, буквально, с младенчества. В дальнейшем это умение должно развиваться как раз на выявлении связи разных наук. Это же повышает интерес к новому, что не мене важно, чем программы и сообщение фактов. Этому мешает узкий кругозор или незаинтересованность преподавателей самых разных уровней. Не знаю случая взаимных ссылок лекторов (важна временная последовательность), 1)излагающих дифференциальную теорию пространственных кривах и 2)кинематику точки. Значительная часть материала отличается только терминалогией. Ассистент профессора высшей математики в инженерном ВУЗе боится текстовых задач. И т.д. in infinitum. Тема для меня слишком больная.
С грустью осознаю, не выскажется безвременно ушедший академик Арнольд.
Лично мне нравятся высказывания российских ведущих отраслевых специалистов.
Например, в журнале АВОК №2 за 2010 год В.И. Ливчак в статье: “О расчете систем отопления, энергосбережении и температуре воздуха в отапливаемых помещениях жилого дома” предлагает:
“ Учитывая, что расход тепла на нагрев инфильтрующегося воздуха составляет примерно половину от расчетных теплопотерь, надо сокращать воздухообмен на 4,5 • 2 = 9% или менее чем на 3 м3/ч из расчетных 30 м3/ч на жителя.
Особенно аргументация таких специалистов: “Это будет совсем незаметно для человека, тем более что, например, в Германии, далеко не бедной стране, расчетный воздухообмен в квартирах при расчете нагрузки системы отопления в капитально ремонтируемых домах рекомендуется принимать исходя из 20 м3/ч на жителя”.
И это высказывание представителя экспертного сообщества предложения, которого учитываются при разработке различных стандартов, норм и правил в строительстве.
Если бы в обосновании были приведены аргументы и доказательства, что при снижении нормативного воздухообмена вреда организму конечного пользователя не будет нанесено, тогда с понижением воздухообмена можно было бы согласиться. А так приходит в голову мысль это, что отсутствие фундаментальных знаний или не компетентность.
Другой пример из этой серии, правда, дословно не помню. Д.А.Медведев, защищая кабинет министров, сказал, что существующую систему, которую они возглавляют эти министры не создавали, поэтому они не могут за нее нести ответственность. Это как?
Функциональная обязанность любого министра уметь управлять существующей системой вне зависимости от того, кто ее создал. Для этого ее необходимо хорошо знать и быть компетентным в ее управлении. Иначе вместо созидания конечным результатом будет сплошная порнография.
И это легко показать по результатам деятельности М.С.Горбачева.
Старшее поколение хорошо помнит, как после аварии на Чернобыльской АЭС при дефиците продуктов питания населению СССР, благополучно скормили все зараженное мясо и молоко. Для этого было достаточно без всякого научного обоснования заявить, что при добавлении в чистые мясомолочные продукты питания до 5% зараженного мяса и молока никак не влияет на организм человека. До сих пор такого научного обоснования нет. Кроме этого до сих пор неизвестно как аукнется и отразится на этносах это деяние.
А вот интересные выводы исследовательской деятельности по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС есть.
http://stopatom.slavutich.kiev.ua/1-4-1.htm
Интересна глава 4.1. Особенности биологических эффектов радиации низкой эффективности.
Ну и совсем интересно будет, если предположить, что к этим эффектам приводит не радиация низкой эффективность, а ионы тяжелых металлов в особо малой концентрации. При этом надо учесть такой экспериментальный факт, что на зародышеобразование кристаллов в гелях влияет видимое, ультрафиолетовое, ультразвуковое и рентгеновское излучение. А образование органо-минеральных комплексов в организме человека хорошо моделировать при выращивании кристаллов в гелях.
Вполне возможно, что с течением времени действия руководства СССР под руководством М.С. Горбачева будут признаны геноцидом против своего народа. Этого тоже нельзя исключать. А вот, что послужило причиной содеянного отсутствие фундаментальных знаний или компетенции это вопрос достаточно интересный.
В начале 90 годов в частной беседе с бывшим директором одного из молочных заводов я узнал, что чистого молока хронически не хватало, а вот сухого зараженного было в избытке. И вот этот директор с ухмылкой на лице сказал, что план выпуска продукции был делом святым, поэтому о 5 процентах никто не заботился. Что было под рукой, из того и делали продукцию.
По роду своей деятельности я отношения к научному сообществу не имею. А газету Троицкий вариант стал читать по одной простой причине, что надеялся здесь прочитать что-нибудь путное о тех процессах, которые происходят в нашей жизни. Я ожидал, что, по крайней мере, в этой газете прочитаю серьезный анализ, подготовленный на научной основе текущего состояния нашей жизни. Думал, что узнаю о тенденциях эволюции человечества. Мне расскажут, к какому новому состоянию мы должны прийти. Кроме этого мне расскажут ученые мужи, как и какие ресурсы должны быть задействованы для достижения этой цели и т.д.
Но как оказалось, что и здесь, как и везде одни сплошные стереотипы третьего и четвертого технологического укладов. На страницах газеты подымается та или иная проблема и мусолится непрерывно, чтобы доказать необходимость той или иной структуры для решения этой проблемы в надежде, что выделят деньги.
Например, проблема образования. Почему-то реформа системы образования считается неправильной? А может наоборот она правильная, т.к. все относительно. Для того чтобы быть купи- продайкиным как раз нужно минимум фундаментальных знаний, а максимум компетенций и хорошо подвешенный язык, для того, чтобы желаемое выдать за действительное.
Это и закреплено в законе 94 ФЗ одной фразой, что выигрывает тендер или конкурс тот, кто предложит минимальную цену. Тем самым этот закон напрочь исключает возможность появления на рынке фирм с высококвалифицированным составом и высокоинтеллектуальным потенциалом. Нет на рынке таких фирм, следовательно, не востребованы современные технологии и поэтому нет, и не будет реальной конкуренции. Реальная конкуренция может возникать только между фирмами, обладающими высокоинтеллектуальным потенциалом. Это связано с тем, что только в такой среде можно снижать себестоимость товара и услуг при фиксированном уровне или даже повышении их качества. Одним из таких методов является внедрение инновационных технологий. Нет потребности в инновационных технологиях, следовательно, нет потребности и в прикладной и фундаментальной науке. Нет прикладной науки, не будет фундаментальной, следовательно, ни одна проблема решаться не будет. Это мы и наблюдаем: теплоходы тонут, самолеты падают, спутники теряются, дома разрушаются. Другими словами процесс разрушения техносферы набирает обороты.
Такой модели экономики нужны гастарбайтеры, а не высококвалифицированные специалисты.
Часто можно слышать, что бизнес должен быть социально ответственным.
Мечтать не вредно.
Наш среднестатистический олигарх, не обладая достаточными знаниями и компетенциями, зато обладает пролетарской психологией и по этому четко разделяет свою личную собственность и частную. Поэтому его частная собственность существует только для того, чтобы служила пополнением своей личной. Отсюда особняки и яхты и загнивающее разваливающееся производство. Это то, чем он может гордиться перед себе подобными.
При этом весь мир с придыханием ждет новостей от “олигарха” Стива Джобса. Чем же он всех нас порадует в очередной раз? Я думаю, что в частной беседе он охотно будет рассказывать о своей частной собственности: о своих современных заводах, о суперсовременных лабораториях и самое главное о тех людях, которые у него работают. Это ведь эти люди создают инновационный продукт, а он управляет этой системой эффективно со знанием дела. и компетенцией.
Если внимательно посмотреть на график. помещенный в статье Олега Фиговского «Будьте лучшими ….Как ворваться в 6-й технологический уклад, минуя 5-й»
http://www.ecolife.ru/infos/agentstvo-ekoinnovatsijj/2475/,
Это график технологических укладов на основе циклов Кондратьева. Тем самым мы из точки, соответствующей третьему и четвертому технологическим укладам должны попасть в шестой. По своей сути этот переход на шестой уклад это эволюция человечества и эта необходимость связана с изменениями в биосфере.
Что необходимо для данного перехода? Данный переход в новое состояние могут обеспечить высококвалифицированные специалисты. Какого рода должны быть эти специалисты? Естественно специалисты по проблеме. О таких специалистах говорили наши ученые В.И.Вернадский, В.А.Легасов и Н.Н.Моисеев. На сегодняшний день у нас такие специалисты не востребованы из-за используемой экономической модели, но востребованы на Западе.
Наверно они востребованы потому, что экономика на Западе активно зеленеет. Можно предположить, что зеленая экономика это экономика переходного периода, а с течением времени они придут к третьей, которая будет соответствовать 6-му технологическому укладу. Это там идут вперед, а мы на зад к технологическому укладу Средневековья.
Поэтому при нашей существующей модели экономики все развивается логично. Образование приводится в соответствии с существующей моделью экономики, а наука совершенно не нужна.
Что делать, если среди наших экономистов сплошь и рядом одни Ливчаки порожденные старой системой и, которые были востребованы на 3 и 4 технологических укладах.
По всей видимости и у нас в научном сообществе тоже одни Ливчаки, коли пытаются не известно кому доказать необходимость фундаментальной науки и фундаментального образования вместо того, чтобы провести серьезный анализ и все систематизировать. При таком анализе нет необходимости заниматься никому не нужными доказательствами необходимости. Без науки и соответствующего образования 6-й технологический уклад не одолеть. Это и так очевидно.
Деньги клянчить ума большого не надо. Их с каждым годом давать будут все меньше и меньше, т.к. наша модель экономики напоминает изношенные штаны. Пока латают в одном месте, в это же время в других трех, а то и четырех местах рвется и расползается.
Для того, чтобы совсем не остаться без штанов Премьер-министр В.В.Путин, сегодня он, а завтра может быть другой, будут вынуждены все больше заниматься ручным управлением, т.к. наша экономическая система пошла в разнос и скоро рухнет.
Ну, очень уж интересный график привел в своей статье Олег Фиговский. За определенный исторический период времени эволюции человечества накапливались знания. Накопление знаний приводило к изменению технологических укладов. Изменение технологических укладов приводило к изменению модели экономики. Все логично. И вдруг появляются полуграмотные младшие научные сотрудники от экономики, такие как Е.Гайдар и А.Чубайс и проводят шоковую терапию. Внедряют в систему, которая находится между четвертым и пятым технологическими укладами свою модель. Модель экономики первого или второго уклада. И все залихорадило. Вылезло противоречие. Эволюцию вспять не повернуть. Модель экономики не соответствует существующему укладу. Но, если по этногенезу Л.Н. Гумилева этносы могут рождаться и погибать, тогда можно предположить, что этнос начал ощущать свою гибель. Но в любой сложной биологической системе заложены защитные функции. Кроме этого можно предположить, что биосфера должна иметь свой канал воздействия на биологический вид наделенный сознанием для своей защиты от этого вида. И это воздействие должно проходить мимо сознания этого вида. Например, напрямую влияя на обмен веществ и заставляя человека активно и бессознательно действовать. Поэтому можно ожидать, что этнос будет активно выполнять функции сохранения, если государство не возьмет на себя осуществлять активно функцию развития. Куда погонит людей обмен веществ одному Богу известно, но социальные потрясения будут непредсказуемыми. Отсюда можно предположить, что человек идя в кандидаты на президентский пост РФ, без понимания этих процессов, без четкой экономической модели, которая бы позволила привести состояние системы хотя бы к равновесию, и команды высококвалифицированных кризисных специалистов, способных управлять этой системой, явно будет сумасшедшим.
Поэтому проблема знания и компетенции наиболее актуально стоит перед кандидатами в президенты РФ.
График в статье Олега Фиговского неполный. На нем бы отложить смутные времена, только тех стран и этносов, которые изобрели первыми прорывные технологии, и перешли на следующий технологический уклад. Я думаю, что в переходный период, при спаде инноваций должен быть пик интенсивности напряжения в социальной сфере. Я думаю, что такой график можно составить и для каждой, отдельной страны, только при сравнении разных стран будет сдвиг по времени и интенсивности напряжения в социосфере. Если предположить, что график получится так, как я предполагаю, тогда можно было бы говорить о самоорганизации. Далее все делают одну системную ошибку. Везде подразумевается принцип, что если не нравится эта модель экономики, тогда альтернативной служит старая. Этот принцип следует из идеологии. Это не так. Альтернативной экономикой служит та, которую еще не придумали. Социализм, капитализм, коммунизм и т.д. это все в прошлом. Новой идеологией, по всей видимости, должен быть принцип жить в соответствии с естественными законами Природы. Это не значит, что человек должен отказаться от своих потребностей и перейти в каменный век. С теми знаниями, которое накопило человечество, я думаю, что вполне можно повышать комфортность жизни, не нанося вред Природе. Для этого нужны новые технологии 6-го технологического уклада, но вполне возможно, что такие технологии использует сама биосфера. Но человек элемент этой биосферы да еще наделенный сознанием, если он получит в руки эти технологии, то для удовлетворения своих сиюминутных потребностей он может направить эти технологии против биосферы и может, уничтожив ее, уничтожит и себя. Поэтому вопрос о морально-нравственных принципах становится самым актуальным на сегодняшний день. Эгоистическая этика, заложенная в основе капитализма, не позволяет перейти на 6-й технологический уклад. Я считаю, что не случайно экономика Запада стала активно зеленеть. Вот у них и происходит самоорганизация. Постепенно они придут к совершенно новой экономике. Какая она будет, я не знаю, но она будет соответствовать 6-му технологическому укладу. Социальное напряжение растет и у них. Волнения во Франции, Великобритании показывают, что благодаря зеленеющей экономики эти напряжения не велики и этнос вместе с государством справляется с этими проблемами. У них, хорошо или не очень, но государство выполняет функцию развития. У нас нет. Все благодаря используемой экономической модели. Хотим мы этого или нет, но бытие определяет сознание. И дело тут не в либерализме или демократии, это все идеология, а в системных законах биосферы. Для того, чтобы и у нас пошел естественный процесс самоорганизации в обществе в том направлении, в котором идет эволюция, для этого эту систему надо привести в соответствующее состояния с соответствующими начальными данными. Иначе в нашей системе самоорганизация пройдет не в направлении эволюции, а по тупиковому пути развития, которое противоречит законам эволюции. На сегодняшний день мы не можем управлять процессами эволюции, но это не значит, что, обладая технологиями 6-го технологического уклада, этого нельзя будет делать. Моделирование позволяет понять, что надо делать, чтобы вывести систему в нужное начальное состояние, которое позволит идти по нормальноvу эволюционному пути.
Любая революция отбрасывает общество от нормального эволюционного пути развития. Например, революция 17 года. При всех поганых методах руководства, И.В.Сталину удалось осилить 3 и 4 технологические уклады. При Н.С. Хрущеве система функционировала в тех условиях, которые заложил Сталин. Изменения, внесенные Хрущевым, начали сказываться в конце 60 годов. Добили все застойные времена, но между тем в 91 году у нас условия для перехода на 6-й технологический уклад были гораздо выше, чем на Западе. Руководящая роль партии и вся подобная муть никакой роли не играет. Петр 1, на тот исторический момент, без всяких партий взял и подтянул Россию к уровню технологического уклада Запада, но и его методы были ничуть не лучше сталинских. Тем самым опять вылезает проблема знаний и компетентции.
Наверно не случайно, на сегодняшний день, авторитет различных политических партий в Европе падает, а набирают силу общественные не политизированные организации. По всей видимости, политические партии должны умереть, т.к. они уже не могут обеспечивать эволюцию человечества. Методы, которые явно или не явно используют политические партии, особенно в нашей стране, страшные. На их смену, по всей видимости, должны прийти общественные организации, которые наиболее полно могут отвечать потребностям Человека.
Внимательный читатель по поводу моих комментариев наверно задает себе вопрос:”Зачем ему все это надо и какое отношение все это имеет к проблеме образования?” Самое прямое. В последнее время много строится медицинских центров. Современный кардиоцентр с современными инженерными системами у нас ввели в эксплуатацию еще в конце 90 годов прошлого столетия. Проект делали югославы. Проектом были предусмотрены энергосберегающие технологии. Заложенное оборудование до сих пор является одним из самых современных. Все отлично. Были и мелкие недочеты, которые проявились в процессе эксплуатации. Югославы не учли наши климатические условия. За зиму калориферы размораживались до 6-8 раз. Этот недостаток можно было устранить, но денег на эксплуатацию инженерных систем практически не выделили. Уже много лет системы вентиляции и кондиционирования воздуха практически не работают. На восстановление нет денег. Для того чтобы хирург в операционной при работе не потерял сознание от жары, туда поставили дешевый рассадник всякой заразы в виде мобильного кондиционера. Температуру в операционной он не снижает, но когда дует в спину хирурга, то создает иллюзию, что в помещении не так жарко.
В перинатальном центре в операционной установили подобные рассадники заразы под названием сплит-системы. Притом, что есть специализированное оборудование, которое не только подает очищенный воздух в помещение, но за счет ламинарных потоков снижает риск рецидивов после операции на 30%.
Лично у меня есть опасения, что в процессе эксплуатации во вновь строящихся центрах инженерное оборудование угробят в первые 2-3 года эксплуатации.
Тенденция такая уже есть. Мы с одним из наших крупных заказчиков работаем более 10 лет. Сами монтировали оборудование, сами и эксплуатировали, т.е. отвечали за свою работу. Выстроили взаимоотношения со службой эксплуатации заказчика, т.е. для заказчика мы стали своими “подвальными”. Часто наше оборудование размещается в подвалах. При появлении проблем заказчику достаточно было позвонить и сказать, что у него проблемы. Такие взаимоотношения требовали и соответствующую постановку задачи для нашего техотдела. Довести все наши климатические системы до такого состояния, чтобы они надежно работали много лет. Надежная работа обслуживаемого оборудования отражается на производительности труда. Нашим заказчиком является частная фирма и, следуя моде проводить конкурсы, она решила отдать на техническое обслуживание все инженерные системы и свое технологическое оборудование одной компании. Естественно, что выиграла компания, которая предложил минимальную цену за свои услуги. Теперь мы получили сразу двух посредников, которые в принципе не имеют понятия ни в инженерном оборудовании и тем более в технологическом.
Если бы здесь шла речь о серверной, тогда мы вместо технического обслуживания систем кондиционирования воздуха должны были бы отвечать за техническую эксплуатацию системы отопления, энергоснабжения, освежения и т.д. Но самое смешное, что мы уже должны не только поддерживать соответствующий микроклимат в серверной для нормальной работы технологического оборудования, но обеспечивать техническую эксплуатацию серверов. Из сложившейся ситуации был сделан соответствующий вывод и поставлена задача техотделу. Обеспечить работу климатического оборудования только на период действия договора. Свои затраты мы вынуждены снижать. Через год мы можем получить нового посредника и не факт, что через год мы будем работать на объектах этого заказчика. Так разрушается техносфера. Практически у всех сотовых операторов подобная ситуация и когда вы сталкиваетесь с плохой связью тут ничего страшного нет. Хуже будет, когда через несколько лет мы вовсе можем остаться без связи. Причина здесь не в руководстве этими компаниями, а в вертикали управления этими компаниями. В маленьких сереньких ничем не приметных с недостаточными знаниями и компетенциями управленцами, которые не решают проблемы, а решают одну только задачу. Им необходимо отчитаться перед вышестоящим руководством, что поручение они выполнили задешево.
Вот эту систему в стране выстроила команда Б.Н. Ельцина вместе с либеральными экономистами. У нас есть крупный бизнес, а все остальные выживают, как могут. Выживают себе подобных с рынка любыми способами. У наших либеральных экономистов это называется конкуренцией. Естественный отбор это не конкуренция в сфере экономики.
После катастрофы теплохода “Булгария” пришлось серьезно задуматься. Мы арендуем помещение, регулярно платим арендную плату, но если в наших арендуемых помещениях рухнет перекрытие (здания у нас тоже рушатся), тогда получается, что уголовную ответственность будет нести не арендодатель, а руководство арендатора. Вот и думаем, не пора ли на фирме заводить должность инженера-строителя, чтобы регулярно следил за состоянием перекрытий и стен. Не пора ли нам заводить резервный фонд, который необходим для капитального ремонта арендуемых помещений? Но тогда получается, что арендная плата становится благотворительной помощью арендодателю.
Это я к чему? Либеральные экономисты много кричат об административных барьерах. Для чего они это делают? Под видом административного давления на бизнес снимается государственное регулирование, и мы становимся подобными странам Африки участь, которых определена.
http://www.ecolife.ru/infos/news/2531/
и этот процесс идет через люмпенизацию населения и в наших условиях это называется либеральная экономика образца 1991 года. Именно тогда эта система и закладывалась.
Я в бизнесе с 1992 года и все этапы знаю не из теории и понаслышке, а ощутил на своей собственной шкуре. А зачем мне это все надо? Я уже месяц как на пенсии, а работать стало настолько противно, что больше не хочу.
После нас, хоть трава не расти.
Мне свое мнение по поводу не только образования прислал высококвалифицированный технический специалист из Питера:
Я думаю, что интеллигенция в начале 20 века тоже много дискутировала, а потом пришли г.Троцкий и г.Ульянов с матросами и разогнали Учредительное собрание. Сейчас снова стало модным в СМИ ругать власть. Только ей, власти, это безразлично, собака лает — караван идет. И вправду, недра уже проданы, основные производственные фонды поделены. Правда, нужно еще приватизировать питьевую воду (ну, там Байкал, например) и землю (кстати, в июне 2011 принят закон о том, что «неэффективно используемые» земли с/х назначения муниципалитеты могут конфисковывать и продавать). Кучка шустрых пассионариев, во время перестройки ставших долларовыми (!!!) миллиардерами, отдавать нажитое никому не собирается. Для этого им нужно и дальше оставаться у власти и передать ее своим детям,
родственникам или, в крайнем случае, друзьям. Власти не нужен народ, который понимает, как его обули. Поэтому у нас спешно «реформируется» образование под копирку с США, которые успешно промывают мозги основной массе своего плохо обученного населения.
Поэтому у нас политику до сих вырабатывают Кудрин с Чубайсом и их подельники.
Для того, чтобы страна не стала колонией, нужны простые вещи. Совесть, например. И неотвратимость наказания за нарушение десяти
известных заповедей. Тогда большинство сможет жить по закону, и будет нам счастье. Живя в таком режиме нужно, чтобы сменилось два-
три поколения (Моисей не зря 40 лет водил свой народ по пустыне). Режиссеры нам такой возможности не дадут. Когда на днях В.И.Матвиенко избиралась в Думу, на участок пришли голосовать, в основном, пенсионеры и
курсанты Можайки. В итоге 95% голосов «За». И дама скоро будет третьим лицом в государстве. Наш народ столько били за последние триста лет, начиная с Петра 1 и заканчивая Сталиным, что подняться против власти он может, если только его начнут массово лишать основных конституционных прав (скажем, отнимут жилье или сделают полностью недоступным здравоохранение).
Это мнение кандидата технических наук
Вот, что значит, что все достало до нельзя.
Если я правильно понимаю, то реформа образования должна приводить к какому-то конкретному результату. К какому конкретному результату может привести наша реформа? Нормальный человек не поступает, как ему вздумается. Он принимает решения в зависимости от той или иной ситуации, в которую попадает. Давайте попробуем попасть в одну такую ситуацию. В 90 годах прошлого столетия я поехал в командировку в Москву. По окончании командировки я решил сделать подарок своим детям. Зашел в один маленький магазин, в котором продавали сладости. В магазине была небольшая очередь. Я занял очередь. Передо мной стояли два человека еврейской национальности. Очередь двигалась медленно. К этим покупателям подошла заведующая магазином. Из их общения стало понятно, что эти два человека являются собственниками этого магазина. Когда до них дошла очередь, они выбрали нужный им товар, за него заплатили, получили чек и вместе с заведующей ушли в подсобное помещение магазином. Из этой ситуации я для себя сделал вывод, что личный кошелек и расчетный счет фирмы надо четко разделять. Если говорить о государственном регулировании, то на уровне государства такого разделения нет в принципе. В малом бизнесе возможности фирмы существенно ограничены ресурсами. В первую очередь человеческим и финансовым. Много ли фирм имеют оборотные средства, которые соизмеримы с их оборотом за год? Очевидно, что если данное условие не выполняется, тогда фирма балансирует между нормальной фирмой и фирмой однодневкой. Также очевидно, что все заработанные деньги, которые должны идти на пополнение оборотных средств (на развитие фирмы) уходят в личный кошелек собственника. При этом следует отметить, как распоряжаться этими финансовыми средствами это право собственника. Почему в основном малый бизнес безответственный? Ответственность возникает тогда, когда за содеянное собственник фирмы способен компенсировать убытки заказчика из собственных средств. Нет такой возможности, тогда зачем лезть на тот уровень, который тебе не по зубам. Научись в начале работать и нести ответственность за содеянное, тогда другое дело. Когда у собственника появляется полная независимость? Тогда, когда он в полном объеме платит налоги. Да, тогда он, являясь добросовестным налогоплательщиком, поэтому он в праве знать….. И ему чиновники обязаны обоснованно разъяснить, почему это так, а не иначе.
Почему он не заинтересован в развитии своей фирмы? Ну, наверно потому, что у наших горе реформаторов не хватает знаний и компетенции грамотно отладить государственное регулирование.
Когда наступает реальная конкуренция? Наверно, конкуренция начинается с конкуренции среди различных идей. Идеи могут возникать только в тех фирмах, которые развиваются. А как можно различить заказчику, с какой фирмой он имеет дело? Естественно по бухгалтерскому балансу фирмы. Бухгалтерский баланс это ничто иное, как закон сохранения материи изложенный в письменном виде. Где баланс при проведении конкурсов и тендеров? А его там нет в принципе? А почему его там нет? Это нужно для того, чтобы на рынке предложения превышали спрос? А что будет, если основным критерием при конкурсе будет баланс? А тогда все изменится с точностью до наоборот. Тогда спрос будет превышать предложение.
Следовательно, тогда и откаты никто давать не будет. Зачем, если фирма без работы сидеть не будет. Начнется конкуренция реализованных идей. Преимущество фирмы перед другими аналогичными фирмами все-таки должна быть. Но самое интересное, что стоимость на услуги будет рыночной и у всех фирм будет примерно одинаковая.
Кто-то скажет, что в наших условиях мечтать не вредно. Да, если созданная либеральными экономистами система не способна созидать, а только отнимать и перераспределять. Но бывают и исключения. В нашем городе климатический рынок работает примерно в таком формате, и я его просто попытался описать. Так уж он у нас сложился. Климатический рынок чисто условно можно разбить на три сектора в зависимости от спроса заказчиков. Низший, как и везде, заказчику предлагаются то или иное климатическое оборудование с подключением. Я этот сектор называю колхозным городским рынком. Он традиционный, т.к. на нем заказчик ведет себя так же, если бы покупал килограмм яблок. Средний, классический, это создание климатических систем для надзирающих органов и, которые соответствуют существующей нормативной базе.
А вот на третьем продается воздух. Это цель, а климатическое оборудование является только средством достижения цели. Соотношение между этими секторами зависит от уровня знаний и компетенции заказчиков. Третий самый маленький. Каждый сектор закрывают соответствующие климатические фирмы, которые не работают в других секторах рынка. Во всех трех секторах важное значение имеют взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками, которые формируются годами. А дальше наши горе реформаторы усреднили как заказчиков, так и подрядчиков и всех опустили ниже плинтуса. При этом намекнули, что все мы потенциальные воры и взяточники и поэтому требуется профилактика в виде конкурса, где выигрывает тот, кто предложит минимальную стоимость своих услуг. А в подтексте читается, что всегда эта минимальная цена берется с потолка и никак не обосновывается.
Наверно надо начинать проводить реформы в начале среди реформаторов.
Лично меня сильно смущает словосочетание “продажа воздуха”, но у меня не хватает знаний и компетенции, чтобы охарактеризовать то, состояние, которое складывается в третьем секторе климатического рынка. Это состояние ни на что не похоже. Другими словами формируется спрос, но пока не понятный на что. Воздух товаром быть не может. Можно предположить, что это услуга. Так ли это? Спрос формируется на параметры микроклимата в помещении и качество воздуха в помещении такое, чтобы организм человека функционировал в зоне оптимума. Кроме этого формируется спрос на профилактику неинфекционных заболеваний, которые возникают из-за низкого качества воздуха. Для того, чтобы оказать соответствующую услугу, необходима нормативная база, но ее нет в принципе. Нужен соответствующий кадровый состав климатических фирм, который понимал, что он делает, и к каким последствиям могут приводить эти действия. К кадровому составу можно отнести проектировщиков, монтажников и специалистов по эксплуатации климатических систем, которые могли бы квалифицированно обеспечивать качество воздуха в помещении. Система образования не готовит таких специалистов. Нет прикладной науки, которая могла бы разработать соответствующие методики и поставить задачу перед фундаментальной наукой на целенаправленные исследования влияния воздуха на организм человека и т.д.
Вместо этого практически ежедневно можно слышать о том, что мешает нормально работать бизнесу. Всем и так хорошо известно, что мешает плохому танцору. По всей видимости, бизнесу так же мешает какая-то часть тела. Если не известно, что делать с данной проблемой, на такой случай всегда существует эффективный и радикальный способ, используемый в методе научного тыка. Надо отрезать то, что мешает. Посмотреть, что из этого получится и при необходимости пришить, что-нибудь другое. Может быть, и поможет.
Нет сомнения, что нано технологии являются инновационными. Данные технологии позволяют получать новые товары с новыми свойствами, но все-таки это 5-й технологический уклад. По всей видимости, обеспечение качества воздуха в помещении это и не товар и не услуга. Это нечто характерное 6-му технологическому укладу, которое требует привести в соответствие с этим систему образования, бизнес, реформировать строительную отрасль и многое другое. В том случае, если бы это удалось даже сделать, но в модель экономики не будут внесены изменения и жизнь человека не будет поставлена во главу этой модели, тогда решить проблему обеспечения качества воздуха в помещении будет не возможно. Все это возможно, если государство будет в полном объеме выполнять функцию развития. Государство вместо соответствующих законов подбрасывает тесты на сообразительность, точно такие же, как при ЕГЭ. Например, обеспечение качества воздуха в помещении требует большого количества энергии и без внедрения энергосберегающих технологий данная задача не имеет решения.
Закон об энергосбережении требует снижать потреблении энергии. По своей сути экономить энергию. Выключить лампочку и поменять ее на энергосберегающую это ни одно и тоже действие. Самое интересное будет потом, когда организациям придется отчитываться о проделанной работе по программе энергосбережения. По бумагам будет все отлично, а реально воз останется там, где он и был. Данный закон на местах воспринимается именно как тест на сообразительность, т.к. там нет ничего конкретного по тому, как надо сберегать энергию и за счет чего. Если действительно заниматься энергосбережением и решать проблему качества воздуха в помещении, тогда потребление энергии будет только возрастать, но ни как не падать.
Таким образом, попадем мы или нет на 6-й технологический уклад, зависит от уровня государственного регулирования. А пока нам приходится продавать “воздух”. Если есть спрос, то его надо закрывать.
Вчера столкнулся с тем, к чему приводят недостаточные знания и компетенции. Раньше на это не обращал внимание. Получили проект системы вентиляции. С формальной стороны к проекту претензий не было, но данный проект был не согласован со строительной частью и дизайн проектом. Реализация этого проекта привела бы к тому, что заказчик при приемке объекта в эксплуатацию, а мы с ним работаем более 10 лет, обязательно бы спросил: ”Что это за порнография?”. Заказчик тут же принял бы решение, что необходимо все переделать. У меня возник вопрос: ”Кто будет переделывать и за счет кого?” Докладываю генподрядчику. Генподрядчик просит, чтобы мы на несущих конструкциях мелом отметили места проходов воздуховодами и проставили их диаметры. Пришли на объект объяснили прорабу генподрядчика, что будем делать. Он по этому поводу хитро ухмыльнулся и стал рассказывать анекдот.
У Чукотки всплывает американская подводная лодка. На берегу стоит чукча. Американцы спрашивают у него, куда уплыла русская подводная лодка. Он отвечает, что на северо-восток. Только американцы погрузились и уплыли, всплывает русская подводная лодка. У чукчи спрашивают, куда уплыла американская подводная лодка. На северо-запад. Чукча ты не говори куда, а покажи направление.
На следующий день, на объект приходит ГИП проектного института. Генподрядчик встает в стойку и теряет дар речи. Объясняю ГИПу будущую реакцию заказчика. ГИП говорит, что мнение заказчика его не интересует, интересует только, кто будет платить за переделку проекта. Тут дар речи теряю уже я. Единственное, что смог выдавить из себя:”За что платить?”. За такую порнографию уже было заплачено заказчиком.
А потом в голову приходит дикая мысль. Среди сотрудников нашей фирмы “шимпанзе” нет. На вопрос монтажников, откуда мы получили такое “произведение искусства” я буду вынужден ответить, что из зоопарка. Меня же могут не понять. Представляете состояние любого заказчика, который никогда не был связан со строительной отраслью, а при вводе его объекта в эксплуатацию он сталкивается с такой ситуацией. А госэкспертиза проекта? Она признает, что все соответствует нормативной базе, а то, что проект не состыкуется с дизайн проектом, то это не их проблема. А по поводу ослабления несущих конструкций, то генподрядчик загонит заказчика в угол и скажет, что возникают дополнительные затраты на укрепление несущих конструкций. В конце нашего разговора генподрядчик все-таки выдавил из себя в защиту ГИПа, что это тоже решение, которое представил проектный институт. Кто бы сомневался, что порнография не является решением. Далее мне ничего не оставалось делать, как предупредить ГИПа чтобы не доводил до греха. Предупредил, что если не получу технически грамотного проекта, тогда у меня по этому поводу появится возможность написать статью. Реакция ГИПа была изумительной:”Вы что меня высококвалифицированного специалиста пытаетесь шантажировать?” Я тут же сопоставил проект и ГИПа, и у меня уже сомнений не осталось, что наш заказчик имеет дело не с проектным институтом, а с зоопарком.
Грешным делом, но меня так тянуло за язык пожелать этому ГИПу, чтобы его и его близких лечили и учили точно так же, как он делает проекты. Желать-то нечего, это уже давно наша реальная жизнь и разговоры среди медиком и учителей точно такие же. И когда обсуждается закон о таксистах говорится о извозчиках, а не о безопасности пассажиров. Много говорится о гуманизации уголовного кодекса, а о безопасности законопослушного гражданина даже не вспоминают. Его как бы и нет.В Челябинске разлили бром. МЧС убеждает, что это совешенно безопасно, а как этот бром в стеклянной таре попал в вагон и, как это стало вообще возможно, об этом нет и речи. Нет гражданина, нет проблем. Зачем о нем заботится. Пусть о себе заботится сам. По своей сути ГИП это и имела в виду.
Для того, чтобы понять какое образование нам необходимо, нам надо понять к какой цели мы стремимся и куда мы реально двигаемся. С выходом на климатический рынок мы имели трех непрофильных специалистов. Математика по специализации прикладная математика, который отвечал за финансы. Инженера-физика, который отвечал за техническую часть и физика с опытом экспериментальной работы, который отвечал за работу с заказчиками. Очевидно, что недостаток специализированных знаний и отсутствие компетенции вынудило изучать климатический рынок не с точки зрения количества продаж, а с точки зрения квалификационного состава. Результаты превзошли все ожидания. Решение проблем заказчика начинается с проектировщиков. Принцип деятельности элементарно простой: не ведаем, что творим, но в соответствии с нормами. При расчетах они используют те или иные формулы, но как они получены и какой в них заложен физический смысл, большая часть проектировщиков и понятия не имеют. Довод также простой: так требует методика. После этого у меня выработался стойкий образ проектировщика. Помещение. В красном углу вместо образа талмуд с нормативной документацией, На коленях стоит дипломированный технический специалист стучит лбом об пол и громко, чтобы все слышали, говорит: свят, свят, свят. А про себя думает, что если решать проблемы он не умеет, тогда пусть бог даст, чтобы с тем, что он сотворил, было, все нормально. В отличие от такого специалиста Инженер, а я считаю, что это не должность, а призвание, точно, такое как Врач по отношению к медику, Ученый к научному сотруднику, знает, что нормы это только критерий ниже, которых нельзя опускаться. Все остальное это поле для его творчества и создавать он будет для людей. На мой взгляд, этот способ является хорошей оценкой квалификации любых специалистов. Например, Минэкономразвития подготовил изменения к закону о госзакпках. ФАС выступил оппонентом. Единственное, что я не нашел в существующем законе и предлагаемых изменениях так это сформулированной мысли, что пора заканчивать 20-летнию цирковую шоу-программу и пора начинать решать накопившиеся за это время текущие проблемы, а изменения в закон помогут это делать. Исходя из приобретенного опыта, у меня сложился следующий образ:
Два этих ведомства на пару стучали лбами об пол, а потом почувствовали, что что-то стало некомфортно. Решили это исправить, дописав в закон свое новое состояние, но разошлись во мнениях. Тогда, стоя в соответствующей позе, начали бодаться, кто придумает белее крутую и более убедительную страшилку. Эти их действия привели к тому, что в эту же позу встали юристы в организациях. На прошлой неделе ко мне пришел знакомый за консультацией. Объясняет, что у него есть проект. Для того чтобы его реализовать, надо провести конкурс. В проекте указано конкретное оборудование и по этой причине юристы не пропускают конкурсную заявку, требуя, чтобы в нее было добавлено слово “или аналоги”. Любой высококвалифицированный технический специалист отлично знает, что “или аналоги” это отсебятина и только стоит ее внести в проект без согласования с проектировщиками, тогда это будет уже другой проект. В том случае, если после реализации этого проекта система не заработает, тогда ответственных не будет, а на ФАС и Минэкономразвития пальцем не покажешь, что это их системная ошибка. Все равно не поймут. Квалификация не та. Это еще не все.
За последние двадцать лет у нас менялись президенты, т.е. происходили те или иные изменения в надстройке, а вот базис был неизменен, т.е. модель либеральной экономики. И экономическую политику проводили одни и те же люди. Известно, что реально тем или иным государством управляют те люди, которые управляют финансовыми потоками. Поэтому было странным наблюдать за одним событием. Когда в стойку встает рядовой генподрядчик это понятно: срабатывает инстинкт самосохранения, а вот когда в Пикалеве В.В.Путин только открыл рот, и наши родные олигархи тут же встали в стойку, и от них веяло животным страхом, это было непонятно. Сложилось ощущение, что они услышали щелчок кнута и сразу такая реакция. Оправдан ли их страх. Наверно, Да.
Если сопоставить биогеохимическую теорию В.И. Вернадского, теорию этногенеза Л.Н. Гумилева, заглянем в доклад WWF «:Живая Планета — 2008» и оттуда узнаем, что уже сегодня наш глобальный след на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов, то с изменением климата должны нарастать этнические проблемы за территории и ресурсы.
Эта тенденция подтверждается социологическими исследованиями.
На XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества по теме: «Качество и образ жизни: изменение во времени и пространстве».
В своем докладе Саския Сассен, профессор социологии Колумбийского университета отмечает, что Россия отнюдь не единственная страна, которая сталкивается с проблемой неравенства. В западном мире с 1980-х совершается переход от логики развития общества, основанной на массовом производстве и массовом потреблении, а также главенстве сильного среднего класса, к логике «исключения» групп людей из социума. Причем это социальное исключение «происходит изнутри», считает Сассен. Мир постепенно входит в стадию деглобализации.
Экономика и политические решения больше не обращены к человеку, он перестал быть самым ценным «компонентом» экономики. Наибольшая ценность теперь у ресурсов — в особенности у земли. С 2006 года 30 миллионов гектаров земли в самых бедных странах были куплены или арендованы богатыми странами и корпорациями. В итоге местное население, жители окрестных деревень, жившие за счет этой земли, оказалась попросту исключены из экономики, сказала Сассен.
В.В.Путин не имеет авторитетного мнения в процессах глобализации. У него нет тех ресурсов, которые влияли на эти процессы. Откуда тогда у наших олигархов такой страх?
Начавшийся процесс деглобализации, по всей видимости, это и есть начало нарастания этнических проблем. Поэтому можно предположить, что в развитых странах на подходе серьезные этнические проблемы. Эти проблемы не идеологические, а естественнонаучные и для их преодоления необходим резервный финансовый фонд. По всей видимости, наши олигархи должны выполнить функцию этого фонда. Они в своей стране не встроены в систему, но и там тоже. Реальной силы, которая бы защищала их самих и их состояние, нет. Недвижимость в России в виде заводов и фабрик никому не нужна. Хлам и устаревшие технологии. Все ценное и так надежно хранится в западных странах. При необходимости всегда сработает сценарий Хусейн-Каддафи.
Таким образом, крупному бизнесу постоянно приходится то в стойку вставать, то в характерной позе лбом стучать. Вот это и продемонстрировал перед школьниками в воскресенье на канале НТВ в передаче “Центральное телевидение” Михаил Прохоров.
Можно предположить, что на сегодняшний день наши олигархи находятся в состоянии паралича и к модернизации России не готовы. Снизу ее проводить тоже некому. При 20 летней политике цирковой шоу-программы работать и решать конкретные проблемы некому. Реформы образования привели к тому, что идет потеря технологий, которыми владела Россия. Еще чуть-чуть времени и такие законы как о госзакупках поставят рядовых исполнителей в характерную позу и тогда лет через 5-7, когда зимой лавинообразно будут выходить из строя внешние инженерные системы, а их не на что и некому будет восстанавливать, вот тогда наша страна станет страной Северных Папуасов.
Вот тогда Фурсенко с гордостью может сказать, что главный предмет в реформе образования является ОБЖ и основой этого предмета должно стать изучение технологии изготовления каменного топора и добывание огня в естественных условиях. Не на эту ли цель направлена реформа образования?
Если уровень знаний и компетенции переформулировать на бытовой уровень, то результат получается очень интересным. Если исходить из того, что человек перед тем, как предпринять те или иные действия исходит из своей психологии, уровня знаний и компетенции. Другими словами начинает работать либо головой (например, забивать гвозди или пробивать лбом стену) или мозгами. Очень похоже, что на первом этапе модернизации России работа идет именно головой. В данном случае можно и подождать, т.к. известно, что из этого ничего не выйдет. Работа головой является самым дешевым методом, т.к. не содержит эксплуатационных затрат, да и капитальные затраты невелики, только на содержание владельца головы. Во втором случае требуется либо молоток, либо перфоратор, а это уже увеличение капитальных вложений и эксплуатационных затрат. При проведении конкурса на оказание услуг всегда выигрывает первый способ.
Можно предположить, что на втором этапе работа начнется мозгами, но использоваться будет метод научного тыка. В данном случае можно хорошо заработать и действовать по принципу “сперва делаем, потом думаем”, т.к. конечный результат будет по В.Черномырдину: ”Хотели как лучше, а получилось как всегда”.
Когда перейдут на третий этап, тогда к мозгам потребуется научный и системный подход. Отсюда можно сделать вывод, что третий этап начнется только тогда, когда будет востребована Наука, а это означает, что тогда нам сперва надо будет думать, а только после этого делать. Все очень просто, вот когда получим конкретную научно обоснованную программу модернизации России, тогда и думать будем, а то только слышим, что и то надо и это, то здесь что-нибудь повысить, то там. Ну не все же только головой работают.
Учитывая, что работа языком далеко не всегда соответствует работе мозгами, что мы получим, если будем избирать губернаторов, т.е. участвовать в конкурсе по оказанию услуг на должности губернатора. Эти выборы полный аналог конкурса на оказание услуг закона 94 ФЗ. При вступлении в должность такой губернатор будет работать головой или мозгами? Получим ли мы аналог мартышки из соседнего зоопарка или действительно высококвалифицированного специалиста, коим и должен быть чиновник, т.е. руководитель. Сейчас по губернаторам можно судить и о самом Президенте, т.е. президент исходя из своей психологии, знаний и компетенции подбирает под себя губернаторов. Это нормально, и при очередных выборах Президента по программе претендентов, а не словоблудию и той команде, которую он может представить, можно хоть что-то прогнозировать. При выборе губернатора, не получится ли так “кто в лес, а кто по дрова”, т.е. между губернатором и Президентом. Интересно, а что по этому поводу думает Наука?
Ну вот, уже и получил ответ от знакомого высококвалифицированного специалиста по информационным технологиям:
«Что думает по этому поводу наука сказать не могу, но системный подход выборов существует, кстати, выработанный веками и в …… купеческой среде.
Коль применять логику 94-фз к выборам, то это будет Супер.
Нужно только задокументировать, то что наобещал кандидат (партия), т.е. предвыборная программа должна быть неким документом — началом отсчета (проект), а дальше шкала проделанной работы (результат) примерно:
выше 75% — молодец, флаг тебе в руки — рули дальше;
50%-75% — хорошо, но готовь новую программу и запроси квотум доверия;
25% — 50% — плохо, осводи место, но есть шанс поучаствовать на другом уровне (не в исполнительной, так в законодательной);
0% — 25% — черная метка, «недобросовестный исполнитель», ни на каких уровнях выборах учавствовать нельзя.
Всего 4 градации. Но болтуны будут отсеяны (4 группа). Лишне болтать не целесообразно («головы») (2 и 3 группы), Остаются мозги (4 группа).
Все старо как мир».
Вчера произошло одно примечательное событие. В передаче “Центральное телевидение” высокопоставленному чиновнику из Минтранса был задан вопрос, связанный с крушением самолета ЯК-42 в Ярославле и суть вопроса заключался в том, что видит ли он связь между различными авиакатастрофами за последнее время. Он ответил, что не видит. Моя первая реакция была:”Как не видно? Она очевидна”. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что данный чиновник действительно может и не видеть этой связи. Он по образованию инженер-штурман и о безопасности судит как специалист по предмету. Данная связь будет видна, если ее рассматривать с позиций специалиста по проблеме. Поэтому точки зрения на техногенные катастрофы и не совпадают у таких специалистов как академик В.А. Легасов и данного чиновника. Кроме этого на расхождение точек зрения влияет существующая модель экономики. Рыночные отношения характерны не только периоду капитализма, но и другим периодам в истории человечества. Торговля рабами, крепостными, рабочей силой и здоровьем и жизнями людей на сегодняшний день. Так что гибель хоккейной команды «Локомотив» в рамках существующей модели экономики можно считать процессом нормальным. Каждый день любой гражданин России неизвестно, какого качества пьет воду, какого качества продукты питания потребляет в пищу и чем дышит и, как ни странно это не вызывает у людей такой острой реакции. Что мы хотим, когда наши доблестные либеральные экономисты создавшие данную модель экономики приравняли по социальному статусу два слоя населения: бомжей и олигархов. Оба эти слоя имеют пролетарскую психологию, животный страх к своему этносу и т.д. А может эти два слоя населения являются лишними для этноса? Но тогда существующая модель экономики это только следствие других неких более глобальных причин. Обратимся к фактам.
В докладе «Живая планета-2008» отмечается, что уже сегодня наш глобальный след на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги планеты будет расти теми же темпами, к середине 2030 гг. для поддержания нашего образа жизни потребуется эквивалент двух планет. Что может привести к еще более серьезным последствиям:
«Продолжение дефицитного расходования будет иметь очень тяжелые экономические последствия,- считает доктор Матис Уакернагел, исполнительный директор GFN. — Сокращение ресурсов и разрушение экосистем приведут к массовой стагфляции (стагнация, сопровождаемая инфляцией), из-за чего рухнет ценность инвестиций, в то время как цены на еду и энергию стремительно взлетят».
Но все это мы уже наблюдаем в динамике. Отставание воспроизводства ресурсов от нашего потребления началось где-то с середины 80-х годов прошлого столетия. С того же времени начались проблемы с качеством воздуха в помещении, и появился синдром больного здания. По всей видимости, если более глубоко проанализировать этот период времени, тогда может оказаться, что многие наши проблемы корнями уходят в этот период времени. Очевидно, что экономика не может функционировать без ресурсов. Тогда возникает вопрос:”При каком дефиците воспроизводства ресурсов мы должны получить экономический кризис?”По всей видимости при 30%. И этот кризис мы получили в 2008 году из которого не только не вышли, но возможно и не выйдем, если использовать традиционные методы борьбы с этим кризисом.
Все очень просто. Торговали рабами, крепостными, рабочей силой и человеческими жизнями, а побочным эффектом является торговля целыми биологическими видами, тем самым вывели биосферу в метастабильное состояние. Можно предположить, что в биосфере начался активный процесс самоорганизации и обратной связью является нарастание этнических проблем. Торговать-то нам больше не чем, поэтому нам предлагается быть толерантными к мигрантам. Это не решение проблемы. Это тоже самое, что если одна стая волков не может себя прокормить на своей территории, тогда она начинает мигрировать на другую территорию и обязательно попадет на территорию другой стаи. Призывать принимающую сторону быть толерантной к пришельцам бессмысленно, т.к. принимающая сторона будет действовать, строго опираясь на инстинкты. Человек тоже биологический вид и два три неурожайных года и эти этнические инстинкты разнесут в пух и прах все развитые страны.
Не верите? Ничего страшного. Поживем – увидим. Так что впереди у нас очень интересные и не менее трагичные времена.
Такие проблемы можно решить только мозгами, но никак не головой. В этом-то и проблема России. Это и продемонстрировал высокопоставленный чиновник. Следовательно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Хотелось бы, чтобы товарищ академик разъяснил такой вопрос. Он известен своими выступлениями против ЕГЭ, Болонской системы и прочих реформ образования. Но при этом сам работает профессором Высшей Школы Экономики (где, кстати, успешно учит студентов, принятых по ЕГЭ). ВШЭ, т.е. организации, являющейся источником или флагманом реформ (причем не только образовательных), а ее ректор Я.Кузьминов — их известным лоббистом и пропагандистом. Получается, что человек вроде как выступает против «зла» и зовет на борьбу других, при этом успешно работая на это «зло» и получая за это немалые деньги (в отличие от зарплат в других вузах). Ну и как относиться к такому человеку?