Читаю о Петровых

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Моя бывшая аспирантка, ныне молодая женщина под сорок, спросила, слежу ли я за нашей литературой. Я не любитель уклончивости, но мне и самой не ясно, какой ответ отражал бы реальное положение вещей. «Да» означало бы, что я систематически открываю (по крайней мере) «Новый мир» и «Знамя», а также выписываю «Литературку». Однако ничего этого я не делаю. А ведь в «Знамени» я еще и печаталась, и даже была премирована — уже не помню толком, за что именно. И вообще, всё это было очень давно.

Итак, на вопрос, слежу ли я, следовало бы ответить «нет». Но ведь это неправда; другое дело, что всё чаще я именно открываю текст — чтобы через десять минут его закрыть. Закрыть равнодушно, если не знаю автора, и с огорчением, если слежу за его работами.

«Петровых» я стала читать ровно потому, что моя старинная приятельница и бывшая ученица Алла Звонкина, давно живущая в Бордо, уже дважды интересовалась, читала ли я это. Когда-то именно Алла (тогда еще Ярхо) открыла мне начинающего писателя Андрея Битова.

Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него. М.: АСТ, 2016
Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него. М.: АСТ, 2016

Итак, отложив срочные дела, я читаю «Петровы в гриппе» — повесть незнакомого мне Алексея Сальникова, — читаю прямо с экрана большого компьютера, что я обычно делаю только в качестве пробы.

Примерно через час я уже знала, что главный герой (Петров) вроде бы простужен и заболевает. Обнаружив, что примерно первую треть текста я уже успела забыть, я почувствовала некий дискомфорт, но тут же включилась в события в семье Петровых, связанные опять-таки с гриппом, — на этот раз заболел сын Петрова, школьник лет десяти.

На этой волне я довольно быстро достигла финала повествования (забыла, как он маркирован автором). Тем временем в окне уже виднелся ранний, пока еще вполне летний вечер, что я обнаружила не без удивления.

Свидетельствует ли это о том, что «Петровых» я читала с увлечением? Пожалуй, скорее с любопытством: куда это? И зачем это? Я даже не могу ответить на вопрос, хотела ли бы я прочитать еще что-либо «в том же роде» или того же автора.

Несомненное свойство повествования о «Петровых» — узнаваемость. Казалось бы, одной узнаваемости для удовольствия от текста маловато. Более того, на мой взгляд, «узнаваемым» получился один лишь Петров. По крайней мере, этот персонаж, как говорят художники, прописан.

А вот Петрова, на мой взгляд, скорее намек, — поскольку обрисована только ее функция: должна ведь у Петрова быть жена. Вот, извольте: толковая, критичная, адекватная (опускаю некоторые совсем уж придуманные автором нюансы).

В целом же получилась хорошая книга. Я не пожалела времени и прочитала с десяток рецензий на нее. Рецензии оказались (почти все) откровенно хвалебные; уместную сдержанность проявил, как мне показалось, только Дмитрий Быков.

«Заодно» отмечу, что в процессе поиска откликов на «Петровых» я открыла нового для себя критика — это Игорь Гулин. Обратите внимание — не пожалеете. 

Ревекка Фрумкина

Связанные статьи

4 комментария

  1. Мне было очень интересно читать, даже «интересно» — не совсем то слово, меня захватили Петровы, хотя в результате оставили в некотором недоумении: концы с концами явно не сходились. Загадку разгадал Николай Александров, автор лучшей, на мой взгляд, рецензии на эту книгу. А за Сальниковым теперь буду следить.

  2. В отличие от глубоко уважаемой Ревекии Фрумкиной не смог осилить этот текст до конца. Бросил на школьном утреннике. Сочинение показалось ненужным. По крайней мере, мне. Должен признаться, что поддался на отклики в ФБ и выдержки из рецензий на обложке. Никаких особых красот стиля и новаторства не обранужил. Видимо, плохо искал. Надо думать, что и о гриппе можно написать более захватывающее произведение.

  3. В заголовке мне почудилось ударение на последнем слоге. Думал Ревекка про поэтессу Марию Петровых. Ну про грипп наверное сейчас важнее.

Добавить комментарий для Александр Денисенко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *