Почему протестуют преподаватели МИИТа?

Г. А. Зверкина в одиночном пикете у здания учредителя РУТ (МИИТ), Министерства транспорта, 5 июня 2019 года
Г. А. Зверкина в одиночном пикете у здания учредителя РУТ(МИИТ), Министерства транспорта, 5 июня 2019 года

Возможно, многие помнят замечательный рассказ Николая Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка», где мальчик Тёма спасает попавшую в колодец собаку. На самом деле это отрывок из повести «Детство Тёмы», за которой следовали повести «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». В этих книгах рассказывается, как рос и учился Тёма и как он стал инженером-путейцем. Причем автор и сам был инженером-путейцем.

В повести «Инженеры» вы прочитаете о том, как повзрослевший Тёма использует достаточно сложный математический аппарат для проектирования железнодорожных путей. Все инженеры-путейцы обладали глубоким знанием физико-математических дисциплин, необходимых для инженерных расчетов. Без знания математики невозможно знание и применение геодезических расчетов. Без знания математики, физики и механики невозможно проектировать и строить мосты, тоннели, железнодорожные станции и пр.

Поэтому преподавание физико-математических наук и в царское время, и в СССР в транспортных вузах было на высочайшем уровне.

При этом в царской России, а затем и в СССР инженеры-путейцы были высшей категорией инженеров — вплоть до начала развития массового авиастроения и затем космонавтики.

Работа в структурах Ведомства путей сообщения царской России была весьма престижна. Когда в 1896 году было объявлено о создании в Москве Императорского Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения, конкурс превосходил 50 человек на одно место профессора. В училище пришли преподавать выдающиеся ученые, такие как математик Млодзеевский, физик Лебедев, механик Чаплыгин, геодезист Соловьёв и др. Позднее здесь работали известные механики Болотин и Александров, математики Араманович, Берман, Садовский, Карпелевич, Мышкис и Вентцель (И. Грекова) и др.

Позднее училище стало институтом (МИИТ), а в постперестроечное время — университетом. За время его работы в нем трудились многие выдающиеся специалисты, физики, математики, инженеры; перечислять их можно долго. Преподавание физико-математических дисциплин, а также теоретической механики, сопромата и пр. оставалось на высоком уровне.

В постперестроечное время студенты разных направлений изучали теорию функций комплексного переменного и операционное исчисление, важные для решения дифференциальных уравнений динамики машин, электроники и автоматики.

Математика vs креатив

Однако после введения так называемой болонской системы программы обучения в МИИТе и в других железнодорожных вузах стали существенно меняться. В первую очередь это коснулось существенного сокращения программ обучения физико-математическим дисциплинам. По нашим подсчетам, курс высшей математики для инженеров сократился примерно в три раза. Началось сокращение числа аудиторных часов (лекций, практических занятий и лабораторных работ). К 2018/2019 учебному году при 18-недельном семестре аудиторное обучение студентов составило 27 часов в неделю. При пятидневной учебной неделе студенты имели как минимум один свободный день. И при этом пропорционально увеличивалась «самостоятельная работа студента» (СРС).

Постоянно звучат просьбы специалистов самых разных выпускающих кафедр: студентам необходимо знать тот или иной раздел высшей математики или физики. Но как это сделать при катастрофической нехватке учебных часов?

К тому же, для того, чтобы выпускники были «креативными» и «коммуникативными», было введено обязательное изучение будущими инженерами множества гуманитарных дисциплин, таких как история («История России», «Всеобщая история»), «Философия», «Безопасность жизнедеятельности», обязательные рефераты по дисциплине «Физическая культура и спорт» (в дополнение к собственно физкультуре), «Русский язык и деловые коммуникации», «История религий народов России», «Экологическая безопасность», «Правоведение», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Управление человеческими ресурсами» и др. С этого года вводится также обязательный для всех курс «История транспорта России» (в дополнение к истории специальности).

При этом введение курса русского языка, например, мотивируется тем, что-де школьники плохо знают русский язык. Но ведь математику и физику они тоже плохо знают — так почему бы не ввести курс школьной математики и физики в программу вуза?

Нагрузка преподавателей в 2018/2019 учебном году — это 780 учебных часов в год. Как известно, учебные часы разделяются на так называемые горловые (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и на внеаудиторную нагрузку, которая часто на самом деле проходит в аудиториях, — это зачеты и экзамены, контроль самостоятельной работы студента (КСР, т. е. проверка, часто неоднократная, индивидуальных домашних заданий), крайне редко —консультации и промежуточный контроль (ПК). Непосредственно «горловая» нагрузка составляла примерно 1/3 всей учебной нагрузки преподавателя.

В автономном плавании

В 2018 году сменился учредитель МИИТа — новым учредителем стало Министерство транспорта РФ. МИИТ стал называться Российским университетом транспорта (РУТ), и с большим скрипом название (бренд!) МИИТ сохранили при РУТ в скобочках. Без согласования с коллективом МИИТа был изменен устав РУТ(МИИТ) таким образом, что теперь ректор РУТ(МИИТ) назначается единолично министром транспорта — в отличие от прежнего устава, требующего обязательных выборов ректора по представлению учредителя.

Вскоре РУТ(МИИТ) был переведен в статус автономного бюджетного учреждения, т. е. теперь Минтранс РФ фактически не отвечает за текущую деятельность и будущее МИИТа.

Новым ректором стал Климов Александр Алексеевич, известный по публикациям «Диссернета» 1. Этот чиновник успел потрудиться деканом и заведующим кафедрой в НОУ «Тольяттинская академия управления», не имея ученого звания доцента или профессора. Сведений о том, имеется ли у А. А. Климова опыт преподавания в вузе, в официальной биографии А. А. Климова нет.

Вместе с Климовым в МИИТ пришли проректор Клёнов Михаил Владимирович, канд. мед. наук, также без опыта преподавания; проректор Тимонин Владимир Сергеевич, канд. филос. наук, по образованию историк, также без опыта преподавания. Финансами МИИТа управляет проректор Тугаев Михаил Юрьевич, канд. техн. наук, по образованию инженер-механик, без преподавательского стажа и одновременно бизнесмен (ООО «Лабиус» и АНО «ИОИР»)2.

Эта ситуация достаточно типична для современной России, когда управленцем является не специалист, знающий проблемы и особенности функционирования предприятия (учреждения), а «менеджер», готовый управлять чем угодно. Стиль управления нового ректора — сугубо бюрократический — через многочисленные приказы и распоряжения. Имеется лишь один день в месяц для приема ректором сотрудников, продолжительность приема — два часа; записаться на прием к ректору до последнего времени было практически невозможно. После распространения среди сотрудников и студентов выступления профессора В. Б. Зылёва 3 запись на прием к ректору упростилась.

К весне 2019 года сотрудниками выпускающих кафедр были составлены планы обучения — с учетом постоянно меняющихся многочисленных требований и инструкций это непростая и выматывающая работа. Новые учебные планы были приняты Учебно-методическим управлением (УМУ) РУТ(МИИТ) и утверждены. Но после майских праздников 2019 года УМУ сообщило, что с 2019/2020 учебного года учебная неделя сокращается до 22 часов, а количество учебных недель — до 14. В результате у студентов будет на 60% меньше учебных аудиторных занятий. Также примерно вдвое был сокращен объем внеаудиторной работы со студентами (консультации, КСР, ПК).

В итоге значительная часть изучаемого материала была отправлена в раздел «Самостоятельная работа студента» (СРС) без какого-либо контроля. Учебные планы были изменены чиновниками УМУ без учета специфики различных дисциплин — простым урезанием аудиторных часов.

Известные математики и выдающиеся педагоги Е. С. Вентцель и А. Д. Мышкис в статье «Кто научит профессора, который должен научить студента?» («Комсомольская правда» от 27 февраля 1988 года, с. 2) писали: «Всячески стимулировать не массовые, обезличенные, а индивидуальные формы работы преподавателя со студентом. Для этого и тот, и другой должны иметь время. Ничто так не способствует росту будущего специалиста, как свободные, нестесненные беседы с наставником».

Теперь возможность личного общения в ходе консультаций и КСР практически сведена к нулю.

Далее аудиторная нагрузка преподавателей была увеличена до 850 часов в год, и теперь львиная доля этой нагрузки (примерно 2/3) — это «горловая», самая трудоемкая работа.

«Майские указы»

Наконец ректорат потребовал перевести 15% нагрузки в почасовой фонд. В результате часть учебной работы придется выполнять практически бесплатно: расценки почасовой оплаты труда преподавателей не менялись уже много лет. Мало кто хочет работать на этих условиях! Такое отношение к преподавателям не позволяет воспитывать новых молодых преподавателей; большинство профессорско-преподавательского состава (ППС) вынужденно переведено на неполную ставку, многие преподаватели уволены, а средний возраст ППС скоро превзойдет пенсионный возраст.

Все эти преобразования происходят под лозунгом исполнения «майских указов», о которых на недавно прошедшем ПМЭФ-2019 в Санкт-Петербурге даже высшие чиновники РФ говорили как о невыполнимых.

Руководство МИИТа утверждает, что вуз находится в долговой яме, и предложенные новации могут улучшить финансовое положение вуза. Непонятно, как за один год вуз попал в эту яму. При этом административно-управляющий аппарат непомерно раздут. Только в ректорате «трудятся» более 20 человек, включая 5 помощников ректора, одного советника ректора, президента РУТ(МИИТ), научного руководителя РУТ(МИИТ), 5 проректоров и их секретарей. По косвенным оценкам, сейчас количество административно-управляющего персонала превосходит число ППС примерно в два раза.

В результате увеличения нагрузки на одну ставку и перевода значительной части нагрузки в почасовой фонд количество ставок ППС уменьшается более, чем на 1/3.

При этом от руководителей подразделений требуют не просто перевода имеющихся преподавателей на меньшие доли ставок, но и увольнения сотрудников. Требовалось, чтобы соотношение числа студентов к числу ставок ППС было больше, чем 12 к 1. Однако к началу 2019 года, например, в Институте управления и информационных технологий МИИТа до начала этих преобразований было более 12 студентов на одну ставку ППС. Вводимые ректоратом новации доводят соотношение количества студентов к штату преподавателей более чем 20:1 или даже 30:1. Естественно, это не может не приводить к ухудшению качества образования студентов.

Тем не менее объявляются плановые величины численного количества ППС, при этом утверждается, что средняя зарплата ППС должна вычисляться, исходя из численности ППС, а не из числа ставок.

Сокращенная учебная нагрузка приведет к кардинальному ухудшению качества выпускников. Не зная сопромата, инженерной графики, геодезии и базы для изучения этих предметов — физики и математики, — выпускники МИИТа не смогут проектировать и создавать новые транспортные системы, управлять ими и развивать цифровую экономику. Кроме того, кастрированные учебные планы не смогут привлечь в МИИТ иностранных студентов, и это понизит и без того не очень высокий рейтинг МИИТа.

Учебная нагрузка старших курсов (2-й и выше) меняется со схемы 27×18 на 22×17, уменьшение учебной нагрузки более, чем на 20%. Студенты планировали получить образование по тем учебным планам, которые были приняты на момент их поступления, но теперь они получат совсем другое образование.

Создается впечатление, что целью некоторых руководящих сотрудников Минтранса является захват территории МИИТа и уничтожение одного из старейших технических вузов Москвы, который является научно-культурным достоянием России.

По нашему мнению, все перечисленные «новации» грозят непоправимым разрушением инженерного образования в области железнодорожного транспорта и требуют по крайней мере серьезного обсуждения инженерной и академической общественностью.

4 июля авторы побывали на приеме у ректора и высказали озабоченность сложившейся ситуацией, особенно в связи с уменьшением учебной нагрузки. На тот момент не были утверждены новые учебные планы 2–5 курсов, и есть сомнения в законности их корректировки. Сейчас они уже существуют, но практически все преподаватели и учебно-вспомогательный персонал в отпусках, некому заполнять рабочие программы (РП) курсов и ФОС (фонд оценочных средств). В следующий семестр МИИТ входит без утвержденных РП и ФОС.

Александр Братусь, 
докт. физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой «Прикладная математика — 1» с 1999 по 2018 год;

Галина Зверкина, 
доцент, канд. физ.-мат. наук, и. о. зав. кафедрой «Прикладная математика — 1»


1 dissernet.org/publications/sekretiki-2.htm

2 rusprofile.ru/id/1255640

3 youtube.com/watch?v=f26BZ4cL_ZY

Связанные статьи

27 комментариев

  1. Сокращение объёма важных предметов не связано с болонской системой. Даже по приведённым цифрам. Период обучения сократился на 20% (с 5 до 4 лет), а объём высшей математики в 3 раза. Болонская система не требует сокращения курса высшей математики. Это есть следствие дробления предметов в учебном плане конкретной кафедры. Вместо того, чтобы убрать второстепенные предметы, сохранив объём важных, включают большое число дисциплин для того ли, чтобы занять всех сотрудников кафедры или искренне считая, что так лучше. А в результате, да, на курс высшки получается 16 лекций. Не надо свои методические ошибки и недостатки ФГОСов выдавать за происки «болонских буржуинов». Как-то ВУЗам Норвегии, Швеции, Швейцарии, Нидерландов, Германии, работающих в рамках болонской системы, хватает 4-х лет для подготовки квалифицированных специалистов.

    1. Думалось как-то на это обратить внимание, но в процессе независимого расспроса людей там тоже всплыло про «болонскую», ну и вообще в конце концов оставлено было практически как есть, как решили авторы.

    2. У болонской конвенции есть сайт. Можно туда зайти и прочитать, что она требует, а чего не требует. Печально, что коллеги этого не делают, а верят на слово чиновникам, которые любую свою глупость объясняют «болонской системой».

      1. Какая разница, что написано на сайте, если указивки дают те, кто его не читал?

          1. Разницы нет никакой между правдой и ложью , если, конечно, и ту, и другую раздеть

    3. Из всех болонских правил мы по сути переняли только систему 4+2, все остальное искажено до неузнаваемости. Я переход с 5 на 4+2 поддерживаю. Опыт развитых стран показывает, что 4 лет достаточно для подготовки квалифицированных специалистов, но 4 года — дешевле, чем 5 и для государства и для студента и его семьи. Высококвалифицированных требуется немного, для них есть вторая ступень +2. Когда переходили с 5 на 4, можно было сделать это без особых потерь. Было, что не жалко выбросить (История КПСС, например). Было, что жалко, но не влияло на базовую подготовку — какие-то спецкурсы. Можно было сохранить все базовые курсы в полном объёме. Но пошли другим путём: сохранили всё, но все курсы обрезали. Хуже того, понапихали еще дополнительно; институты, чтобы стать университетами, университеты — академиями. Естественно это привело к сокращению курсов. На нашей кафедре учебный план советского времени был 20 предметов на 5 лет, сейчас 28 предметов на 4 года.

      1. Теперь вместо истории КПСС история РПЦ, социология, религиоведение, правоведение и много всего не по специальности…

    4. «то есть следствие дробления предметов в учебном плане конкретной кафедры» А какое отношение к этому имеют кафедры? Вышка и т.д. это общие курсы, а не спецкурсы кафедр. Этот перекос связан с изменением статуса, какие-то имбецилы решили, что Университет должен готовить не специалистов, а «разносторонне развитых» по всей видимости недоучек. Возможно, это есть следствие Болонской системы, а может быть и нет. Но перевод на Болонскую систему в МГУ привел к существенному уменьшению доли спецкурсов в учебном плане. Недостатки ФГОСОв не могут быть устранены ВУЗом на свое усмотрение. Лично я не слышал не об одно квалифицированном специалисте бакалавре, неважно какой ВУЗ он закончил.

    5. Не кафедра режет математику. Её режут «гуманитарные» дисциплины, которых на младших курсах больше, чем специальных.

      1. Простите, но гуманитарные дисциплины сейчас не менее важны, чем математика, даже для инженеров (тем более что по факту большинство железнодорожных инженеров не проектировщики-конструкторы, а руководители-эксперты). И многие ваши рассуждения ошибочны именно ввиду недостаточной гуманитарной и управленческой подготовки. Скажем, вы говорите, что у МИИТа могут отобрать здания, территорию, но здание и уж тем более территории МИИТу как государственной организации не принадлежат и платы за пользования МИИТ ими не платит. Финансовые проблемы МИИТа связаны с недостатком НИР как основного источника доходов любого нормального университета (всякая работа со студентами это общественная работа, а не зарабатываение денег), которое в свою очередь связано с недостатком связей университета, кафедр с заказчиками, недостатком авторитета в их глаза (социального капитала). Этот недостаток частично справедлив, частично нет: разные люди в МИИТе, честных и хороших специалистов-преподавателей много, но много и всяких прочих. Если вы думаете, что на социологии или культурологии студентам «мозг промывают» «скрепами» или какой-то идеологией, это не так. В худшем случае ничего не читают, в лучшем действительно дают хорошее представление об истории и современных представлениях этих наук, в которых есть разные точки зрения. А религиозно-культурное наследие России (единственная дисциплина, где действительно «промывают мозг») читают только бакалаврам.

        1. Постоянное пользование (ст. 268 ГК) тем и отличается от аренды, что оно бесплатно)) И учредитель (РФ в лице Минтранса, скорее всего) может не просто легко, а очень легко отобрать у МИИТ всю недвижимость (т.е. прекратить право пользования, оперативного управления и т.п.) и даже закрыть сам МИИТ. При этом нельзя сказать, что имущество не принадлежит МИИТу — оно принадлежит, но не на основе права собственности, а на основе других видов права, предусмотренных нашим ГК. И основная цель МИИТ, не поверите, не какие-то НИР, а подготовка тех самых студентов. Основной доход любого университета в РФ — это выплаты из госбюджета на подготовку студентов, они зависят от числа студентов. Все остальное (госзадание и подобное) на фоне этого — копейки.

          1. Спасибо за ответ!

            Можно рассматривать работу со студентами как цель (это весьма благородно и для меня лично она также является целью), но в таком случае зарабатывание денег становится важнейшей задачей. Это не отменяет того, что работа со студентами оказывается общественной и, наверное, таковой и должна быть, поскольку слишком уж дело важное, отвественное, моральное, чтобы зарабатывать на нем. Основном источником дохода она может быть не у всякого, а только у плохого университета (коих у нас большинство), подменяющего подлинный авторитет в обществе (когда заказчик готов усыпать деньгами и заказами университет ради получения от него ценной для него информации, а студент готов тратить время и деньги ровно за тем же) чем-то иным, какими-то ограничениями (когда студент приходит в институт потому, что чтобы получить работу или еще для чего-то ему нужен диплом, государство платит институту, чтобы протестовали не протестовали или не померли с голоду, а заказачик — просто чтоб поддержать поставщика кадров, авось будут молодые специалисты чуть лучше; так действительно и происходит в случае МИИТом).

            На сайте ВШЭ есть информация о доходах университета, там плата за обучение, кажется, третья по объему, а плата от государства за студентов составляет вообще очень небольшую долю доходов. Про доходы ведущих университетов мира можно погуглить, уверен, там все так же (кроме того, известно, что эти ведущие университеты имеют очень большую собственность — владеют другими компаниям — и получают доходы от нее). По МИИТу информация также в открытом доступе, но не на сайте МИИТа. Если мне не изменяет память, то плата студентов за обучение там составляет большую долю, чем плата за студентов от государства, а прочие доходы сопоставимы, но не так значительны, как хотелось бы. Правда, нужно иметь ввиду, что на инженерных специальностях учатся, в основном, бюджетники, а на других специальностях наоборот.

            1. Понимаете ли, ВШЭ — не нормальный вуз, подчиняющийся Минобрнауки или иному министерству, а особый, принадлежащий напрямую Правительству РФ и финансируемый по особым правилам. При тех деньгах, которые во ВШЭ сыпятся, любой вуз сделает какие хочешь НИР. В нормальном российском вузе основной доход проистекает от обучения студентов. Поэтому у меня ставка именовалась, например, не просто «доцент», а «доцент (фед. бюджет)», имея в виду, что зарплата платится за средства, отпускаемые на обучаемых за счет бюджета студентов.

              1. То, что ВШЭ лучше финансируется, это понятно. Но это финансирование платится не просто так. Оно платится за НИР, а НИР делается по заказам. Наверное, можно сказать, что заказы специально спускают именно вышке, но даже если это так, то лишь отчасти. В принципе, чтобы получать заказы, нужно не только быть отличными специалистами и делать работы качественно, обладать подлинным авторитетом в обществе, но также необходимо вести внешнюю работу, которой должны заниматься специальные сотрудники, — изучать спрос и делать предложения (маркетинг), рекламироваться (PR). В каком-то смысле мы приходим к проблеме курицы и яйца, потому что на все это тоже нужны деньги. Но для начала деньги, в принципе, можно занять (и университеты могут по нашему законодательству брать кредиты), а вот с умением всем этим заниматься, это организовывать и даже с умением собственно делать качественные НИР, когда они уже профинансированы, во всяком случае качественные отчеты по НИР (которые и есть ее результат), у МИИТа в самом деле большие проблемы. Почему я так говорю — видел парочку отчетов, качество очень далеко от отчетов консалтинговых компаний и ВШЭ. Сами выводы не всегда неверные или малополезные, но сопутствующие детали (обоснованность по тексту отчета, глубина исследования по тексту отчета, в том числе источники — не то что нет зарубежных, отечественных мало и они локальные — то есть ссылаемся сами на себя; качество текста, оформления) почти всегда складывают ужасное впечатление.

              2. И, конечно, ставка не должна рассматривать как основной доход, если за НИР платят отдельно (а так, вроде бы, и в МИИТе, и в ВШЭ). Скорее, это вознаграждение за общественную работу (преподавание) и возможность доступа к ресурсам института при выполнении НИР, при получении заказов на НИР, наконец, дополнительные возможности получения работы по выполнению уже заказанной институт НИР.

      2. Забавно, что в таких рассуждениях инженеры представляются как люди, то и дело применяющие математический аппарат, сопротивление материалов для решения какой-то отдельной задачи, в пример приводятся инженеры XIX века. До какого-то момента и я их так себе представлял, пока не стал инженером и не увидел, как инженеры работают сейчас. Совсем по-другому это выглядит. Во-первых, разделение труда настолько сильно (иногда, не скрою, даже слишком, до абсурда доходит), что невозможно даже четко обрисовать отдельную работу, которой мог бы заниматься не то что отдельный человек, но даже отдельный малый коллектив, вроде отдела. Человек же с инженерным образованием, который применяет математический аппарат к конкретным задачам это уже не инженер, а научный работник. Либо это может быть программст-математик, который работает во взаимодействии с большим числом людей, с инженерами.

        Так выглядит научно-практическая работа на высшем уровне РЖД, связанная с разработкой информационных систем, например. Это с одной стороны.

        С другой стороны, на производстве и в некоторых как бы научно-практических лабораториях низового уроыня у людей нет времени заниматься применением математики, подумать, обсуждать, огромное количество технических (а тем более не технических) решений принимается на глаз, на основе опыта. Каждый день по многу раз, большая часть инженерных работ чисто так и построена, ниакакой вообще математики в них нет. Естественно эти решения принимаются не оптимально.

        В итоге инженеру не нужна высшая математика вообще. Даже если он будет ее знать, он не сможет ее применить на работе — не это от него требуется. Максимум он должен иметь некоторые примерные представления, чтобы нанять математика и поставить ему задачу. Я вот знаю, применяю, но это просто статьи на волонтерских началах, которые никто, наверное, и читать не будет.

        Ничего не хочу этим доказать, просто к слову. Не говорю, что это хорошо, и проблемы здесь точно есть. Но точно они не сводятся к недостаточной математической подготовке, если вообще эта подготовка тут играет значимую роль. Проблемы социальные, управленческие скорее, возможно политические, но тоже точно не только они.

  2. «при этом утверждается, что средняя зарплата ППС должна вычисляться, исходя из численности ППС, а не из числа ставок.»
    Отнюдь.
    Методика расчета средней зарплаты утверждена Росстатом. Если преподаватель работает на ставку и более (например, профессор подрабатывает на полставки дворником), то считается доход на одно физлицо. Если преподаватель работает на долю ставки, то заработная плата приводится к целой ставке. Например, получает 20 тыр. за 0,25 ставки и еще 5 тыр. за почасовку, в отчет пойдет зарплата 100 тыр.
    dura lex sed lex

    1. Какое отношение Росстат имеет к закону? Есть некие акты, что все должны считать так, как хочет Росстат?

    2. «при этом утверждается, что средняя зарплата ППС должна вычисляться, исходя из численности ППС, а не из числа ставок.»
      Да, именно так. Ещё требовали профессорам запретить читать лекции, старшим преподавателям запретить принимать экзамены — но таки после ссылок на законы это отменили. Однако всё-таки запретили ассистентам вести практику у специалитета. Только у бакалавров можно. В результате кафедры, выпускающие только специалистов, не смогут растить своих преподавателей из молодёжи.
      На законы и ведомственные инструкции верхушка МИИТа плюёт. Главное: ухудшить качество образования, снизить рейтинг (и так невысокий), и разорить МИИТ.

  3. Очередной разгром очередной «школы»,которая складывалась десятилетиями. Только деньги — ничего личного. Прям выполняем чей-то наказ: разрушить до основания. Без продолжения. Я училась в МИИТе. Очень жаль.

    1. ну, строго говоря, разгром имел место и продолжался до прихода новых начальников
      Там пышным цветом цветет имитация научной деятельности и образования, бывали изобретения особой воды МИИТа с уникальными свойтсвами, горячо поддерживамой заведующим кафедры физики и прежним ректоратом, профанация публикационных дел самопальными журналами, и все черты местечкового провинциального вуза.
      Отрадно, что в заметке названы великие педагоги, некогда прославившие вуз. Наверное, увольнения сейчас начали бы именно с таких.
      Ну а сетовать, что вуз начнет учебный год без ФГОСов))) право смешно. Лучше бы задумались, на кой ляд ФГОСы вообще нужны, как и дурацкие рабочие программы, которые по сути никто и никогда дальше титульного листа и таблички с часами не смотрел. Болонская ли система или еще какая — профанирована там будет любая.
      Это все равно, что переживать, что ракету не покрестили перед вылетом в космос. (Кстати, у них там и церковка есть прямо в главном корпусе и целый этаж теологического факультета — все в платочках ходят)))). Это чтоб поезд быстрее ехал. И там много чего предыдущим руководством было «подготовлено» для сегодняшнего окончательного разрушения. Кругом скрепы и канцелярские скрепки, попеременно переходящие друг в друга.
      Неприятно, что статья не бьет в цель. Все это какие-то второстепенные переживания.
      Единственный факт, показанный в заметке, нужный для осознания ситуации — руководство жулики. Остальные факты в статье — это второстепенные мелочи. Научный руководитель? Там очень смешные руководители и смешная наука. Как-то пригласили туда европейского светилу Михаэля Фарле, в рамках дружбы с немецкими вузами. НУ тот пришел, лекцию стал про нанотехнологии рассказывать)))
      А собрались на нее 3 человека (буквально) — остальные были девушками из международного отдела.
      Тот покривился, но деваться некуда — рассказывает. Нет ни преподов от физики, ни от химии…одни девушки, я (случайно попал) и мои 2 аспиранта в огромном помпезном зале, где речи за инновации ректор произносит. Вот закончил..и тишина…ну типа вопросы задавать — отвечать. А присутствующие, за исключением 1.5 человека не понимают английского,немецкого — вообще ничего не понимают (даже если бы оно на русском было). Тишина продолжается..
      В ужасе начинает метаться руководство, смотреть в бумаги, что же дальше делать. Михаэль на меня косится…пришлось ему вопросы задавать…порадовали мы тогда своим цирком прихожан. Может они с теологии были вообще?
      Или вот еще история. Хвалится один завкафедрой, что он самый цитируемый ученый в МИИТе. Смотрю, а у него везде в РИНЦ даже (про скопус уже молчу) нули….Ну суть да дело. Выясняется, что свою цитируемость он черпал вот с такого сайта))), получив за нее премию от ректората.
      http://dissertation-info.ru/index.php/-100-/172—100-.html
      http://ui-miit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1964
      Ну и вот как-то так все….а вы говорите, Климов разрушил…это ребята, уже пепелище и останки…отданные на съедение и завершение полным уже хищникам. Было кому руку и раньше приложить. Ну и профессура, которая теперь почему-то в драку полезла, это все и раньше видела и молчала. Кормили получше? Так что кинцо с профессором, на которое ссылается заметка…так себе кинцо с гнильцой.

      1. Разгром начался с приходом РПЦ и, увы, того, что называют «болонской системой» с сильным перекосом в гуманитарные науки для технарей. Но сейчас речь идёт о выживании МИИТа.
        Денег нет, на отпускные МИИТ берёт заём в банке, однако «нищий» МИИТ содержит духовой оркестр (27 чел. + дирижёр), какие-то ещё непрофильные коллективы.
        Недавно установлен памятник стройотрядам, автор, по-видимому, большой друг начальства (его же авторства памятник студенту и Николаю II).
        На чиновников денег хватает, и их число постоянно растёт.
        Большинство преподавателей (и не только) полагают, что МИИТ намеренно банкротят — кому-то его земли в ЦАО сильно приглянулись. В какой-то момент МИИТу будет предложено поменять эту землю на что-то вроде «Новой Москвы» — в зачёт накопившихся долгов. Ведущие преподаватели уйдут.

  4. 3,5 млн рублей были получены МИИТом на выполнение прикладных научных исследований, но оказались потрачены на стимулирующие и иные выплаты работникам (28.03.2019). Источник: https://pasmi.ru/archive/230767/

  5. Ситуация почти как в анекдоте советских времён про водопроводчика: «Здесь всю систему менять надо…» (локальные меры вряд ли помогут)

  6. Описанная в письме ситуация является не частной, а общей для почти всех вузов России. Причина одна-сокращение средств на образование и науку. Что-то похожее происходит в медицине. Недавно («Независимая газета») сообщила, что последний бюджет выполнен с профицитом, составляющим 3,6% от общего ВВП. Примерно столько тратится в бюджете на науку и образование. Т.е., государство экономит на образовании, науке и медицине. Недалекая политика с печальными последствиями, которые уже видны сейчас. На 25% сократилось число аспирантов, а количество научных печатных работ в мировом масштабе составляет 2% против 19% в 1991г. Такого отношения к науке не было ни в СССР ни в царской России. В результате низкого финансирования и мизерных заработанных плат произошло выпадения двух научных поколений и сломана преемственность передачи знаний, что привело к разрушению научных школ. Зато министр науки Катюков в интервью газете «Комсомольская правда» заявляет, что «мы сейчас подготовим 35 тысяч молодых ученых», как будто это лыжный забег, взяли лыжи , шапочки и побежали. Это свидетельствует о полном непонимании того, как устроена и работает научное сообщество. Печально сознавать,что российская наука в результате действия таких реформаторов, как Фурсенко и Ковальчук и полного бюрократического произвола чиновников всех мастей, существует на грани вымирания.

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *