16–22 июля 2018 года в подмосковном Григорчиково прошла четвертая Летняя космическая школа [1, 2], мероприятие, на котором собираются энтузиасты космонавтики вне зависимости от возраста, образования и опыта.
Лейтмотивом этой школы стали частные инициативы в российской космонавтике, что определило темы лекций и практический проект, который выполняли участники. Они занимались общей проработкой вопросов выведения наноспутников попутной нагрузкой на существующих и будущих ракетах-носителях космического назначения.
Приглашенные гости выступили с лекциями, в которых рассказали о существующих частных проектах в российской космонавтике и о сложностях, с которыми им приходится сталкиваться.
Так, Александр Шаенко рассказал о работе над проектом лунохода «Селеноход» в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE [3] и о разработке наноспутника «Маяк», запущенного на орбиту летом 2017 года [4].
Ксения Лисицына поведала о том, как космическая деятельность регулируется на уровне ООН и какие возможности существуют для вовлечения молодежи в международную космическую деятельность [5].
Андрей Максимов (компания Precious Payload) изложил концепцию web-интерфейса для бронирования на ракетах мест для студенческих и коммерческих наноспутников, способную в будущем облегчить жизнь всем желающим запустить свой небольшой искусственный спутник Земли, а Мила Савельева («Главкосмос Пусковые Услуги») рассказала, как это происходит прямо сейчас. К примеру, именно эта дочерняя компания Роскосмоса запускала попутной нагрузкой на РН «Союз-2» наноспутник «Маяк», созданный командой энтузиастов и студентов под руководством Александра Шаенко.
Максим Черемисин рассказал о проектах молодежной организации в Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва; например, молодые специалисты спроектировали пусковой контейнер для выведения частных микроспутников на космических грузовых кораблях «Прогресс», используемых для снабжения Международной космической станции [6].
Сергей Волгин из Самарского университета провел прямо на ЛКШ несколько сеансов управления студенческим спутником «Аист-1».
О том, как они шли «через тернии к звездам», создавая первые проекты частной космонавтки в России, рассказали экс-директор компании «Спутникс» Андрей Потапов, экс-руководитель ракетного проекта «МосГИРД-2» Олег Лазутченко и экс-директор ракетного стартапа «Лин Индастриал» Алексей Калтушкин, который сейчас рассматривает возможность создать свою ракету в США.
Марат Абубекеров из компании «Азмерит» подробно описал будни космического стартапера, создающего миниатюрные звездные датчики для наноспутников. Правда, летного экземпляра, побывавшего в космосе, у них еще нет, и все функциональные испытания проводились на Земле, в обсерватории ГАИШ МГУ.
Так как многие участники ЛКШ не только хотят создавать космические аппараты, но и сами не против оказаться на орбите вокруг Земли, Стефания Федяй из Института медико-биологических проблем РАН прочитала лекцию «Биоэтические аспекты экспериментов с участием человека-оператора в условиях воздействия факторов космического полета», и в гости приезжал космонавт Сергей Кудь-Сверчков (набор 2010 года).
Один из дней Школы был экскурсионным, участники побывали в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке, где пообщались с космонавтом Дмитрием Петелиным (набор 2012 года). Вторая экскурсия была в демонстрационный зал ракетно-космической техники МГТУ им. Н. Э. Баумана в поселке Орево, где обычно проходят практику студенты.
Второй частью Летней космической школы стала симуляция полета на Луну (пятница-суббота) с помощью программно-аппаратного комплекса на платформе Kerbal Space Program. Участники после курса подготовки и тестов разделились на экипажи (основной и дублирующий) и сотрудников Центра управления полетами. Для виртуальной экспедиции использовались модели пока еще не существующей космической техники, но активно разрабатываемой сейчас в России и в США: пилотируемый корабль «Федерация» (экипаж из трех человек), кислородно-водородный разгонный блок КВТК, ракеты-носители «Союз-5» и «Ангара-А5В», окололунная станция Lunar Orbital Platform-Gateway и лунный посадочный модуль «Антарес».
Организовали симуляцию Сергей Лемещенко и Павел Иванов.
Подразумевается, что такой полет можно будет реализовывать на базе школ и кружков по космонавтике, а на ЛКШ была проведена первая апробация [7].
Школа была настолько содержательной и напряженной, что времени на отдых и купание в реке почти не было, лишь однажды участники отвлеклись от космических проблем на концерт Вячеслава Фирсанова и Алексея Панасовского — «Песни космических п(енс)ионеров».
Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ
Автор выражает благодарность за организацию Летней космической школы — 2018 Александру Шаенко, Елене Стриженовой и Вере Тюкаловой.
Фотографии предоставлены участниками Летней космической школы.
1. Хохлов А. Летняя космическая школа — 2015 // ТрВ-Наука № 185 от 11 августа 2015 года, с. 12.
2. Хохлов А. Летняя космическая школа — 2016 // ТрВ-Наука № 209 от 26 июля 2016 года, с. 9.
3. selenokhod.com
4. habr.com/post/408939/
5. Лисицына К. Дипломаты космоса. // ТрВ-Наука № 227 от 25 апреля 2017 года, с. 13.
6. gagarin.energia.ru/kipm.html
7. wiki.spaceprogram.ru/
Большой отчёт с фотографиями об ЛКШ: https://alien3.dreamwidth.org/1254071.html