В Италии к разработке дизайна отнеслись как к важному государственному делу. Специальная комиссия, в которую входили также технические специалисты, тщательно рассмотрела проекты, представленные лучшими итальянскими художниками. Отобранные работы были затем предоставлены крупнейшей телевизионной компании страны для ознакомления общественности. Для каждой монеты был выбран свой рисунок. Итальянские монеты легко распознать по надписи IR, т. е. Repubblica Italiana.
Рис. 1. Два евро — портрет Данте Алигьери работы Рафаэля, часть созданной им между 1509 и 1510 годом фрески «Диспута» в апартаментах папы Юлия II Ватиканского дворца
Рис. 2. Один евро — знаменитый рисунок Леонардо да Винчи в галерее Академии в Венеции. Рисунок изображает пропорции человеческого тела
Рис. 3. Пятьдесят центов — античная бронзовая позолоченная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Подлинник находится в здании Капитолийских музеев в Риме, а в центре площади на Капитолийском холме установлена копия. На монете передана также (в увеличенном масштабе) замечательная декоративная игра настила площади, спроектированного Микеланджело
Рис. 4. Двадцать центов — скульптура Умберто Боччони (1882–1916), итальянского живописца и скульптора, главы и теоретика итальянской школы футуристов. Динамизм индустриальной эпохи он передавал вихреобразным движением взаимопересекающихся форм и плоскостей. Бронзовая скульптура «Уникальные формы длительности в пространстве» (1913 год, галерея современного искусства в Милане) изображает фигуру, которая стремительно шагает, «растворяясь» во встречном ветре и олицетворяя дух «бури и натиска», свойственный раннему авангарду. Во время Первой мировой войны Боччони был призван в армию и погиб, получив смертельную травму при падении с лошади; с его смертью завершилась и эпоха футуризма
Рис. 5. Десять центов — фрагмент картины выдающегося итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Картина находится в галерее Уффици (Флоренция)
Рис. 6. Пять центов — амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей, символ величия Рима. Строительство амфитеатра было начато императором Веспасианом в 70–72 годах н. э. и закончено императором Титом в 80 году. На латыни colosseus — «громадный», «колоссальный». Колизей предназначался для боев гладиаторов и цирковых зрелищ и мог вместить до 50 тыс. зрителей. Античное сооружение было в значительной степени разрушено в XIV–XV веках в результате землетрясений, а также варварского использования его камней для других построек, в том числе и известных итальянских дворцов. Из Колизея, в частности, исчезли все мраморные сиденья и декоративная отделка
Рис. 7. Два цента — купол со шпилем Антонеллиевой громады (mole Antonelliana). Этот символ Турина до 2011 года оставался самой высокой конструкцией в Италии (167,5 м). Здание спроектировано архитектором Алессандро Антонелли (1798–1888) в 1863 году по заказу еврейской общины как городская синагога. В последующие годы было выкуплено и достроено муниципалитетом Турина для Музея Рисорджименто, реставрировалось в 1961 году после смерча (сейчас там находится Национальный музей кинематографии)
Рис. 8. Один цент — массивный восьмиугольный замок Кастель-дель-Монте. Замок находится в 17 км к югу от города Андрия в Южной Италии). Построен в готическом стиле в 1240–1246 годах императором Священной Римской империи Фридрихом II Гогенштауфеном (1194–1250)
Люксембург
На всех монетах основных выпусков — портрет великого герцога Анри, или, по-немецки, Генриха (рис. 9). На монетах также название государства LЁTZEBUERG на люксембургском языке — старинном диалекте немецкого языка, обогащенном множеством французских слов и выражений. На нем говорят только в Люксембурге, при этом газеты в герцогстве печатаются в основном на немецком языке, а официальные документы — на французском.
Рис. 9
Португалия
На всех стандартных португальских монетах изображены старинные печати и надпись PORTUGAL. На монетах один и два евро — королевская печать 1144 года (рис. 10). Десять, двадцать и пятьдесят центов — королевская печать 1142 года (рис. 11). Один, два и пять центов — первая королевская печать 1134 года первого португальского короля Афонсу I Великого (рис. 12). Помимо этого, в верхней части аверса всех монет видны семь стилизованных изображений старинных замков, а в нижней части — пять стилизованных изображение португальского герба (рис. 13).
Рис. 10. Два евро
Рис. 11. Пятьдесят центов
Рис. 12. Пять центов
Рис. 13. Герб Португалии
Илья Леенсон, канд. хим. наук, доцент Высшего химического колледжа РАН