Читаем Ричарда Йейтса

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Этого автора я открыла для себя случайно: обратила внимание на ссылку — и сразу же в Сети нашлась его книга 1961 года издания (никогда прежде о ней не слышала).

Итак, американский писатель Ричард Йейтс (Richard Yates, 1926–1992), автор семи романов, из которых первый — «Улица Революции» (“Revolutionary Road”, 1961) — принес ему славу, а следующие были напечатаны, но, увы, канули в Лету. Как отмечают критики, писавшие о Йейтсе после его смерти, их не найти даже на «дальних» полках книжных магазинов…

Ричард Йейтс («Википедия»)
Ричард Йейтс («Википедия»)

Замечу, что «Улица Революции» отнюдь не выглядит как опус дебютанта и в «снисхождении» не нуждается. Драматизм судьбы писателя раскрывается перед нами тогда, когда мы узнаем, что этот роман — первый безусловный успех Йейтса — оказался единственным его достижением, хотя в дальнейшем он вел жизнь профессионального автора — писал и печатался…

При этом никак нельзя сказать, что Йейтс был не замечен или не понят — четыре его романа попадали в список «Лучшая книга месяца», однако все издания его книг «в твердой обложке» расходились в умеренном количестве экземпляров — не более 12 тысяч каждое.

Герои романа «Улица Революции» — Фрэнк и Эйприл, супружеская пара с двумя детьми. Это молодые люди, не обделенные жизнью: Фрэнк работает, Эйприл занята домом и детьми; соседи приходят в гости и т. д.

Йейтс Р. Дорога перемен (пер. с англ. А. Сафронова). М.: Азбука-классика, 2018. На обложке — кадр из одноименного фильма режиссера Сэма Мендеса, снятого в 2008 году по роману Ричарда Йейтса
Йейтс Р. Дорога перемен (пер. с англ. А. Сафронова). М.: Азбука-классика, 2018. На обложке — кадр из одноименного фильма режиссера Сэма Мендеса, снятого в 2008 году по роману Ричарда Йейтса

Красноречивая метафора, как бы предсказывающая несостоятельность описанного в романе «образца» семейного счастья, — это любительский спектакль, с рассказа о котором начинается книга. Реальная жизнь героев — это такое же убогое подражание подлинной жизни, как этот спектакль, где Эйприл безуспешно пытается изобразить героиню.

Фрэнк и Эйприл благополучны счастливыми их, однако, назвать трудно: оба они всегда «сверяют» свою жизнь с образцами, предлагаемыми mass media, и всякий раз оказывается, что они «недотягивают» до этих образцов. Собственно, это категорическое и неизбежное несовпадение и составляет источник постоянно присутствующего конфликта, который исключает возможность гармонии между Фрэнком и Эйприл, а заодно между ними и соседями и даже между ними как родителями и их маленькими детьми.

Неподлинность существования, осознанное или неосознанное предъявление себя миру — и друг другу! — только в социально одобряемой маске, которую еще надо правильно выбрать, — эти процессы описаны Йейтсом с поразительной тонкостью. Автор не осуждает своих персонажей и уж тем более не подчеркивает нелепость их претензий, сомнительность многих выборов, наконец, примитивность идеалов и ожиданий.

И трагический финал романа тем страшнее, что он случаен на уровне быта, но закономерен на экзистенциальном уровне.

Ревекка Фрумкина

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *