От «Поэта» к «Поэзии»

Елена Романичева
Елена Романичева

22 мая 2018 года в Центральном доме литераторов состоялась… Я написала эту строчку и задумалась: а что же состоялось? Закрытие премии «Поэт», просуществовавшей 13 лет (все-таки не зря это число у многих вызывает негативные ассоциации!)? Объявление о рождении новой премии «Поэзия», которую в социальных сетях уже окрестили «Дочкой „Поэта“»? В общем, будем считать, что состоялась передача эстафеты. И эта передача была красивой и… правильной.

Красивой потому, что все, кто поднимался на сцену, говорили о современной поэзии или читали стихи. Потому что передача эстафеты сопровождалась благодарностью в адрес тех, кто 13 лет спорил, обсуждал, приходил к согласию или даже выходил из состава жюри, но словом и делом служил поэзии. Потому что премия «Поэзия» взяла тайм-аут: ее победитель в 2018 году назван не был — это дань уважения к премии «Поэт» и благодарность всем тем, кто все эти годы был с ней так или иначе связан, это «остановка», на которой премия «Поэт» входила в историю отечественной словесности, о чем очень человечно, точно и без пафоса сказал председатель жюри, критик Сергей Чупринин.

Конечно, дальше можно было бы рассказать о тех номинациях, по которым будет присуждаться новая премия, о порядке подачи (чуть было не написала «документов»), точнее, представления/выдвижения поэтических произведений на конкурс, но мне думается, что об этом лучше спросить у учредителей и организационного комитета. Мне бы хотелось сказать о другом.

А. Архангельский. Фото © Anatoli Stepanenko, 2018
А. Архангельский. Фото © Anatoli Stepanenko, 2018

Александр Архангельский, представляя новую премию, сказал о том, что придумывая ее, прежде всего думали о молодых читателях, причем не только о завсегдатаях поэтических вечеров и «поглотителях» новых поэтических сборников, а о тех, кто может для себя открыть удивительный, очень необычный мир современной поэзии, о тех, кто может ощутить себя участником живого литературного процесса и открыть для себя… поэзию.

Не секрет, что школьная программа (а с поэзией юный читатель знакомится прежде всего в школе) хорошо представляет поэтическую классику. Я вовсе не против присутствия в поэзии классических текстов, но к любому тексту, в том числе и поэтическому, можно относиться как… к памятнику и как к чему-то живому, что и про меня тоже.

К сожалению, практика школьного преподавания литературы в массе своей (отдельные исключения подтверждают правило) формирует именно такое… почтительное, коленопреклоненное отношение: поэтическим текстом нужно восхищаться (он совершенен), перед ним нужно благоговеть (он написан великим поэтом), его дóлжно «анализировать» (искать поэтические приемы, говорить об образе лирического героя и проч.), но раз прочитанный/изученный таким образом, он перейдет в число «пройденных» (в лучшем случае выученных наизусть и благополучно забытых), для чтения-перечитывания необязательных.

Но ведь «заход» к классическому тексту можно совершить и через текст современный, близкий по времени и ритму, «адекватный» настроению и мировосприятию, а может, неожиданный и непонятный, опровергающий все «каноны», взрывающий их изнутри …и этим и интересный читателю-современнику.

Конечно, точка входа в мир большой поэзии у молодого читателя может быть разной, но премия предлагает войти через современность и приглашает к этому молодых, потому что ее организаторы, сами не чуждые ни словесности, ни образованию, понимают: время пребывания человека в школе — это не подготовка к дальнейшей жизни, а уж тем более к пресловутому ЕГЭ, это — сама жизнь, в том числе и жизнь внутри, а не вне культуры, литературы, современного литературного процесса.

А. Кушнер и его жена. Фото Н. Деминой
А. Кушнер и его жена. Фото Н. Деминой

Это чтение современных текстов и споры о них (именно споры, а не анализ), это чтение стихов если не наизусть, то вслух, потому что поэтическое слово воспринимается прежде всего «на слух», в звучании, это встречи с живыми, сегодняшними, настоящими поэтами, которых много и которые… «разные» (и как здесь ни вспомнить Маяковского с его «больше поэтов, хороших и разных»!), это выход в мир литературы, существующий за пределами «классной комнаты», бурлящий, очень разный…

И если премия «Поэзия» видит и ставит себе такую задачу, то ей нужна поддержка, поддержка в первую очередь со стороны учителей-словесников, преподавателей вузов, всех тех, кто профессионально работает с молодыми… Потому что молодые читатели — это настоящее и будущее современной литературы, которая когда-то станет (или не станет) классикой, потому что они готовы сейчас, а не завтра, готовы читать и слушать стихи (среди зрителей, бывших в этот день в ЦДЛ, были школьники, которые уж точно пришли сюда не по разнарядке-распоряжению, а потому что хотели и потому что интересно и важно), создавать по ним мультфильмы…

В финале церемонии был показан чудесный мультфильм, ставший лучшим завершением премии «Поэт» и началом «Поэзии». Он был сделан ученицей московской школы № 1514 по стихотворению Александра Кушнера. А сам автор — первый лауреат премии «Поэт» — прочитал участникам вечера свои новые стихи.

Елена Романичева

Запись прямой трансляции вечера см. youtu.be/5qFDZWnpRWE. Страница в «Фейсбуке» — www.facebook.com/poetryprize.

P. S. Как сообщили организаторы, новый состав жюри премии «Поэзия» (ее сайт — poetryprize.ru) будет объявлен 10 февраля 2019 года, и начнется прием заявок. В день рождения Пушкина, 6 июня 2019 года, будет опубликован длинный список. Короткий список оглашаться не будет, а в день Лицея, 19 октября 2019 года, жюри назовет имена лауреатов по трем номинациям: «Стихотворение года», «Перевод года» и «Критика года».

Связанные статьи

3 комментария

  1. «Если не наизусть, то вслух» — не очень понятно. Хотя видимо точно.
    Вообще поэтические темы могли бы почаще возникать в ТрВ. Только без математического наукообразия.
    Почему это всё так важно? Посудите сами — по сути, после Доктора Живаго романов у нас считай
    и не рождалось. Всё больше жанры короткой прозы. Новое поколение не понимает текста
    длиной больше СМС. А через стихи наверное можно говорить между поколениями. И очень важно
    замечание про школьный подход — прохождение, как строя на параде. Непонятно, можно ли сегодня
    обеспечить адекватное звучание стиха на сайте. Может,попробуете?

Добавить комментарий для Yuri Sorkin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *