Что космический вакуум может сделать с человеком

В открытом космосе человек может находиться довольно долго. Но только в скафандре. Без него можно продержаться считанные секунды. Даже в фильмах показывают, что в таких случаях ничего хорошего не происходит. На Земле пустота, которую измеряет вакуумметр, кажется безобидной. Но за пределами нашей планеты дело обстоит иначе.

Губительный для человека вакуум

Вот как свободное от вещества пространство может убить незащищенного человека:

• Взрывная декомпрессия. Резкий перепад давления внутри и снаружи тела наносит смертельные травмы. Если не задерживать дыхание, можно прожить около 30 секунд. Выдохнуть можно, а вдохнуть – нет. Ведь атмосфера отсутствует. Если же дыхание задерживать, воздух в легких начнет стремительно расширяться. Ведь снаружи его ничего не сдерживает. Ткани просто разорвет. В любом случае, ничего хорошего.
  • Эбуллизм. Через 10 секунд после выхода в космос влага из тела начинает испаряться. Все жидкости тела резко охлаждаются. В них появляется множество мелких пузырьков воздуха. Объем тела увеличивается примерно в два раза. Ткани достаточно прочные, чтобы растягиваться и не рваться. Но есть другая проблема. По мере того, как влага испаряется и уходит в бесконечное пространство, человек теряет контроль над функциями тела.
  • Замерзание. Температура в открытом космосе приближается к абсолютному нулю. Это около -273°С. Тело удерживает тепло довольно хорошо, но не в таких условиях. А испаряющаяся жидкость лишь ускоряет теплоотдачу. Человек превращается в кусок льда, летающий во тьме.
  • Высокоэнергетические фотоны. На Земле от разрушительного излучения мы защищены атмосферой. В космосе ее нет. Поэтому невидимые частицы буквально разрушают тело. Они вызывают ожоги, повреждают внутренние органы. А невдалеке от звезды объекты попросту сгорают.
  • Удушье. Отсутствие кислорода – главная проблема. Если не задерживать дыхание (вспоминаем о взрывной декомпрессии), воздуха в легких хватит примерно на 15 секунд. Удушье убивает быстрее, чем все описанное выше.

Безвоздушное пространство негостеприимно. Так что без скафандра пребывание в космосе было бы попросту невозможным.