Об Академии, Московском метрополитене и Мстиславе Келдыше

Лев Зелёный
Лев Зелёный

В начале 2016 года Академия наук начала длинную и, как выяснилось, по-бюрократически безнадежную переписку с одним из департаментов Правительства Москвы. Предмет ее — удивительным образом на фоне привычной повестки дня — не был связан ни с имуществом, ни с финансами. Владимир Фортов, тогда полномочный президент Академии наук, обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением назвать одну из станций метро на строящемся третьем пересадочном контуре «Площадью Келдыша» в честь президента АН СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша. Это предложение понимания не встретило, но и сдаваться, как считают инициаторы предложения, пока рано.

Эта станция будет находиться под одноименной площадью на пересечении улиц Профсоюзная и Обручева. Многие читатели ТрВ-Наука наверняка знают, что на этом перекрестке находятся Институт космических исследований и часть Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. Обе организации кровным образом связаны с личностью Мстислава Всеволодовича, который был первым руководителем ИПМ и одним из инициаторов создания ИКИ как головной академической организации для координации программы фундаментальных космических исследований Советского Союза.

На январское письмо академика РАН Владимира Фортова в адрес мэра Москвы последовал ответ. Городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы решила, что «название „Площадь Академика Келдыша“ является длинным трехсловным наименованием, неудобным для произношения и наименования», а потому предложение было отклонено.

Откуда взялось трехсловное наименование, не ясно, так как в письме Фортова предлагалось более короткое имя — «Площадь Келдыша». Так или иначе, за станцией осталось имя «Воронцовская», присвоенное ранее [1] по находящимся довольно далеко от нее Воронцовскому парку и производственной зоне «Воронцово». На перспективных схемах метро можно видеть именно это название [2]. Годом открытия станции сейчас называют 2019-й. Здесь будет пересадка на станцию метро «Калужская».

Отказ расстроил, но не обескуражил инициаторов переименования, в числе которых и автор этой статьи. За первыми письмами последовали другие — в частности, письмо заместителю мэра Леониду Печатникову и мэру Сергею Собянину, на этот раз от имени академика РАН, экс-президента Академии наук Юрия Осипова. Обращение ученых поддержало руководство Воздушно-космических сил России, космонавты, несколько материалов появилось в СМИ [3, 4, 5].

На обращения следовали отказы в повторном рассмотрении, подкрепленные ссылкой на принятое решение и уже названную причину. Последнее письмо в этой переписке датировано маем 2017 года. Нам так и не удалось подвигнуть вышеназванную комиссию даже на пересмотр вопроса, так что пока за станцией закреплено ее проектное название «Воронцовская».

Тем не менее я считаю, что за название станции надо бороться. Казалось бы, это не самый, мягко говоря, актуальный вопрос перед осенним Общим собранием Академии. Но вспомним, что академик Мстислав Келдыш тоже был президентом Академии и одним из самых выдающихся ее руководителей в знаменитый «золотой век отечественной науки» — 1960–1970-е годы.

Мстислав Келдыш
Мстислав Келдыш

Благодаря его работам был создан ракетно-ядерный щит государства. Можно по-разному относиться к политике, но отрицать значение Келдыша в научном развитии нашей страны невозможно. Я могу говорить только о той части его деятельности, которая ближе всего мне, — о космических исследованиях, и здесь Мстислав Всеволодович в буквальном смысле слова один из отцов-основателей. Благодаря ему началась масштабная программа изучения и освоения космоса для фундаментальной науки; важную роль в этом сыграли личные отношения Келдыша и Королёва. Именно Келдыш был назначен председателем специальной комиссии Президиума АН СССР по ИСЗ по объекту «Д» — первому научному искусственному спутнику Земли (запущен как Третий спутник 15 мая 1958 года). Практически сразу после его запуска эта комиссия была преобразована в Межведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям при Академии наук (МНТС по КИ), председателем которой также был назначен Келдыш. С этого момента он нес особую ответственность за ход выполнения космической программы СССР. Благодаря ему в составе АН появились специализированные космические институты: Институт медико-биологических проблем и наш Институт космических исследований.

В непосредственной близости от площади Келдыша находятся Институт проблем управления РАН и Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Н. А. Пилюгина — ведущие организации в области космоса и обороны. Непосредственно на площади расположен Российский государственный архив научно-технической документации, где хранятся многие документы начала космической эры, в том числе архив ближайшего соратника Королёва — Бориса Чертока. Сейчас на станции метро «Калужская» есть небольшие барельефы на тему освоения космоса как знак признательности Константину Эдуардовичу Циолковскому: здесь проходит старая дорога на Калугу. (В Калуге ученый прожил более половины жизни. — Ред.) «Площадь Келдыша», как кажется, вписывается именно в этот район вполне органично.

Вообще, Калужско-Рижскую линию метро вполне можно назвать «космическим диаметром» (Келдыш, кстати, родился в Риге). Начать его можно от Королёва — продлив к ВДНХ и Мемориальному музею космонавтики «под ракетой». Далее по той же ветке метро следует «Рижская», где установлен памятник создателям Первого спутника. На «Проспекте Мира» находится здание государственной корпорации «Роскосмос», на «Ленинском проспекте» — монумент Юрию Гагарину и пересадка на станцию МЦК «Площадь Гагарина» (представьте формулировку: «Название „Площадь Космонавта Юрия Гагарина“ длинно и неудобно для произнесения»), наконец, «Калужская» и «Площадь Келдыша», а дальше — путь в Калугу. Кажется, что идея такого «космического диаметра» может быть весьма интересна с точки зрения пропаганды достижений отечественной науки. Жаль, что московские чиновники пока не смогли разглядеть достоинства этой идеи, видимо, из-за нежелания менять принятое бумажное решение.

Обидно и другое. Если разглядывать перспективную схему метро, то можно увидеть очень много футбольных названий: «Спартак», «Динамо» и «Локомотив». Как выясняется, чтобы утвердить проектное название одной из новых станций третьего пересадочного контура «ЦСКА», оказалось достаточно открытого письма футбольных болельщиков в адрес мэра Москвы Сергея Собянина [6]. Обращение же ученых такого эффекта не возымело — может быть, потому что оно не было открытым?

Чтобы исправить это, в ИКИ РАН инициирован сбор подписей под открытым обращением к мэру Москвы, которое мы публикуем на сайте ИКИ (http://iki.rssi.ru). Всех, кто согласен поддержать нашу идею, просим написать организаторам сбора подписей в ИКИ РАН по адресу interecos@gmail.com.

Лев Зелёный,
вице-президент РАН, директор Института космических исследований РАН

1. В московском метро появятся станции «Стромынка», «Рубцовская» и «Воронцовская».

2. См., например, схему на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

3. Губарев В. Звучней не бывает // Новый вторник. 17 февраля 2017.

4. Лев Зелёный: Потенциальным обитателям планет вокруг TRAPIST не позавидуешь // Запись эфира передачи «Гамбургский счет», Общественное телевидение России. 15 марта 2017.

5. Ученые просят назвать новую станцию московского метро в честь академика Келдыша // ТАСС. 6 июля 2017.

6. Если быть точными, то письмо болельщиков поддержало уже принятое решение московского правительства, см. https://ru.wikipedia.org/wiki/ЦСКА_(станция_метро)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

Связанные статьи

5 комментариев

  1. Бульвар адмирала Ушакова
    Бульвар Дмитрия Донского
    Улица Академика Янгеля
    Библиотека имени Ленина
    Улица 1905 года (произносится «Улица девятьсот пятого года»)

    Долбоклюи.

  2. Вообще, чванливость наших властей, причем всех уровней, их высокомерное игнорирование любых инициатив и запросов граждан и общественных организаций начинает доставать даже самых терпеливых и далеких от политики людей. Часто людей возмущает не сам отказ, а именно игнорирование их мнения, нежелание выслушать и ответить по существу дела. Эта безмозглая позиция способна на пустом месте вызвать серьезное социальное недовольство.

    Поддержать это обращение надо, но писать письма на почту неудобно — согласен с ЕвгениемУС, нужен сбор подписей в интернете.

  3. Лев Матвеевич!

    Обратитесь за поддержкой к лётчикам России, их намного больше, чем космонавтов и учёных. Напомните им, что ещё до ракетно-космических заслуг у Келдыша была огромная заслуга перед авиацией: он решил проблему флаттера.

    Мой дядя Илья Ильич Хаис окончил МАИ в 1936 г., работал в КБ Поликарпова и Микояна. В годы войны — главный инспектор по качеству Новосибирского авиазавода им. Чкалова. Вот что он мне рассказал.

    Когда в 30-е гг. стали повышать скорость до 600 км/ч, обнаружилось явление флаттера: в корпусе начиналась тряска и он разваливался. Молодой тогда Келдыш занялся этой проблемой и вскоре принёс школьную тетрадку, где на 8-ми страницах проблема была решена, и наши самолёты полетели.

    Уверен, что лётчики горячо поддердат Ваше ходатайство.

Добавить комментарий для aosypov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *