Учитель-бизнесмен. Материалы к словарной статье

Татьяна Челнокова
Татьяна Челнокова

Ответ премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на жалобу о низкой зарплате учителей вызвал немало критики. Петиция с требованием отставки топ-чиновника собрала тысячи голосов. Татьяна Челнокова, магистрант программы «Филологическая герменевтика школьной словесности» НИУ ВШЭ, учитель московской школы, анализирует высказывание бывшего преподавателя Ленинградского госуниверситета без гнева и пристрастия.

На фестивале «Территория смыслов» председатель правительства России Дмитрий Медведев сказал буквально следующее: «Но самое главное, еще раз говорю, — это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот».

Иллюстрируя личным примером, как ему казалось, важность образования и принадлежность образования к непреходящим ценностям, премьер-министр сослался на то, что он после Ленинградского госуниверситета предпочел учиться дальше и пошел в аспирантуру. Это достойный шаг. Но как мог кандидат юридических наук забыть, что 21 декабря 2012 года Госдума приняла новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?! Разбираться в юридических документах и помнить их содержание — его прямая задача.

Этот закон регламентирует не только сферу образования и воспитания, но также ее экономический аспект. Разве потребности граждан РФ в образовании полностью удовлетворяются организациями, финансируемыми государством? Очевидно, что нет. Разумеется, мы не будем говорить о случаях, когда у кого-то из вас, друзья, лет в 25–30–50 появляется, предположим, потребность заняться теннисом, выучить иностранный язык или получить новую профессию. Государство сюда не вмешивается, мол, платите за это деньги и развивайте себя физически или интеллектуально сами.

Поговорим о школе. Согласитесь, учить детей в школе государство худо-бедно успевает. И всё же. В настоящий момент российская система образования, стремясь «предоставить человеку возможность получить знания, навыки, поддержать его духовно-нравственный, физический и профессиональный потенциал», всё больше и больше осуществляет это не за государственный счет. Ибо потребности у семьи и конкретного ребенка, а также общества и государства самые разные. И государство, следовательно, и премьер, это прекрасно понимают.

Теперь посмотрим, как может трактоваться термин «бизнес». Как отмечается в словаре: «БИЗНЕС (business, англ., — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Б. в небольших масштабах на малых фирмах называют малым» (Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003).

Допустим, что, реагируя на образовательные потребности детей, семей, общества и государства, специалисты, те же учителя, на свой риск и ответственность решат организовать экономическую деятельность. В том числе в школах.

И закон такую возможность предусмотрел: в статье 2 «Закона об образовании» мы читаем, что образовательную деятельность может осуществлять большое количество организаций, например: «19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение». В этом же законе к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и индивидуальные предприниматели, ведущие такую деятельность.

И вот парадокс: если учитель захочет заниматься бизнесом, то он как новоявленный предприниматель должен обеспечить всё, чего требует ФЗ «Об образовании в РФ». Закон предписывает ФГОСы (а это и условия реализации учебных программ, то есть кабинеты, техника, мебель, книги) — и учитель-бизнесмен должен это обеспечить! А еще не забудем обеспечить потребителю образовательной деятельности-услуги должный уровень профессионализма. Не забудем и о подготовке и предоставлении многочисленных (как и у бизнесменов из других областей деятельности) бумаг в разные проверяющие инстанции.

Так что, если вы решили организовать БИЗНЕС в сфере образования -частный детский сад, курсы иностранного языка (во ФГОСе 5-9-х классов есть теперь обязательный второй иностранный с пятого класса, а в школе часто специалиста взять неоткуда), то высокая прибыль, которую сулит премьер, маловероятна.

Спросите бизнесмена, индивидуального предпринимателя в сфере образования, легко ли ему вести бизнес. Думаю, что он начнет вам жаловаться на многочисленные бюрократические барьеры и сложности.

Тогда единственный вопрос к юристу-премьеру: кто пишет такие законы, что по ним невозможно, а если возможно, то с невероятным трудом работать в сфере образования как в бизнесе? Может, приходя во власть, нужно очень хорошо понимать, для кого и для чего ты занимаешься законотворчеством?

Татьяна Челнокова

Связанные статьи

3 комментария

  1. Как далеки Вы ТЧ и ДМ от народа. Не о том спорите. Впору уже задуматься о спасении образования или того, что от него осталось после распада Союза.

    http://annatubten.livejournal.com/493825.html
    Миммельштой и цыцкариджа. Результаты опроса старших школьников.
    Sep. 4th, 2016 at 9:29 PM

    Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
    Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия.
    Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
    В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
    При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
    В старшей группе из 15 человек (возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:» воин»,» непослушный», «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
    Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т.д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
    На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».
    Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».
    О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за » Добрыню» проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).
    Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»,» нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».
    Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю…», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.
    Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
    Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
    В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель.
    Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:» Мандель Штамп»,» Майдельшталь», «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — «Пахто»), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).
    Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
    Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
    А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
    А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.
    Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.
    Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант», «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).
    В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».
    Наташа Романова

    1. А что они знают? чем то свою голову дети ведь загружают? если у них нет «полезных» значит есть какието другие знания?
      Может раз их в детстве не загружают реальными задачами и проблемами, они занимаются какимито виртуальными?

      1. «Из жизни виртуальных девочек»

        «После анализа наитупейших разговоров подростка со всяческими подружками и друзьями того же возраста о сексе, марихуане, сексе, музыке, сексе, марихуане, родителях, сексе, моде, сексе, марихуане и сексе, мы установили, что…»

        «Роберт, или сокращенно Боб, был шокирован присутствием такой вещи как IRC и столь бездумной тратой времени как болтовня на его каналах. Просидев почти сутки под именем 14-летней барышни, он осознал, что знаний монологов жертвы ему явно недостаточно, и так недалеко до провала явки.

        На следующие сутки, а точнее все выходные, отпросившись у жены и детей, он черпал знания из он-лайн журналов о молодежных кумирах, разговаривал с соседскими девушками о проблемах с бойфрендами и принимал участие в обсуждении он-лайн «стоит ли целоваться с незнакомыми мальчишками». Биография Бритни Спирс и других прыгающих по сцене товарищей была вызубрена наизусть. Стол его украшали вырезки из газет и журналов, с монитора улыбался белозубый красавец. Эти украшения вселяли смутные подозрения в посетителей нашего офиса, но работа есть работа.

        Роберту было сложно и самым страшным испытанием для него стало овладение девичьим лексиконом. Имея в своем распоряжении два высших образования, одно из них в криминологии, другое в чем-то связанном с логикой или логическим мышлением, разум Роберта отвергал современный молодежный английский.»

        http://www.anekdot.ru/id/-10057622/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *