В Академии наук вследствие специальных постановлений Правительства РФ (№ 1595, п. 26, $ 2 от 29.12.2014 и № 771 от 29.07.2015) отменили командировочные удостоверения (КУ). Естественно, с точки зрения Правительства, во благо трудящихся. Для того чтобы улучшить, повысить и упростить. ИЯИ, разумеется, правительству подчинился, заодно усовершенствовав «ПОЛОЖЕНИЕ о направлении сотрудников ФГБУН ИЯИ РАН (в тексте весь титул полностью) в служебные командировки». Могучий документ, в котором не менее 5 разделов, и одни только общедоступные сотрудникам выписки — три страницы содержательного текста. Не знаю, как в других учреждениях, а в Институте ядерных исследований РАН командировочное удостоверение представляло собой стандартный лист А4, сложенный пополам, но не обычным образом, а так, как показано на фото.
До сих пор жалею, что не отсканировал этот документ, — но кто ж знал, что его так неожиданно сдадут в утиль.
Все 4 страницы КУ несли уйму информации. На 1-й стр. — название института, имя и должность сотрудника, номер приказа, по которому человек отправлен в командировку, подпись руководителя института и гербовая печать. На 2-й стр. ставились отметки учреждений, где и в какие сроки сотрудник побывал, а также полные сроки командировки и отметки о ее продлении. На 3-й стр. писалось задание на командировку и краткий отчет о его выполнении. Там ставились две росписи командируемого и две визы руководителя подразделения, выдавшего задание и принявшего отчет. На 4-й стр. была таблица краткого финансового отчета, где все графы были уже маркированы (проезд, суточные, квартирные, страховка и т. д.). Финансовый отчет подкреплялся документами (билетами и чеками).
Много, конечно, всякого, но довольно логично и понятно. Заполнение КУ со всеми подписями при должной сноровке занимало… ну, минут пять. Плюс походы в канцелярию, чтобы получить печать и визу о том, что ты действительно побывал там, куда тебя послали. И вот командировочное аннулировали. Казалось бы — ура! — наконец-то чиновники придумали нечто полезное. Но вот ведь незадача. При всех своих недостатках КУ было ДОКУМЕНТОМ! С печатями учреждения и подписями всех участников процесса, а вкупе с паспортом свидетельствовало о том, что ты имеешь полное право находиться там, где находишься.
А если в Москву, в головной ИЯИ РАН, приезжает на пару недель сотрудник из Баксанской нейтринной обсерватории, да еще, как на грех, с явной кавказской внешностью? И его в столице берет… под ручки… доблестная полиция и интересуется, почему он здесь столько времени и до сих пор без временной регистрации?! Как он будет доказывать, что не верблюд?! Да и мне самому, наоборот, приходилось регулярно ездить в БНО, когда в 2011 году в Баксанском ущелье почти год сохранялся режим контртеррористической операции. И только КУ, вложенное в паспорт, позволяло мне проникнуть к месту работы сквозь десяток военных постов по всему маршруту.
Не может быть, скажет оппонент, наверняка придумана какая-то замена. Ведь оформление КУ — процедура хлопотная и требующая времени и участия нескольких человек. А теперь его оформлять не надо. Жить-то стало лучше! Конечно — лучше. И даже веселее! Теперь вместо одной бумажки мы оформляем две! Первая называется «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», занимает всю ту же страницу А4 и совмещает в себе стр. 2–3 прежнего удостоверения.
Ну, по крайней мере, здесь сохранен паритет с тем, что было, по макулатуре. Но с одним нюансом. За всё теперь отвечает «руководитель структурного подразделения» — куда и как сотрудник поехал, где НА САМОМ ДЕЛЕ побывал и какую работу сделал. Учреждение, пославшее сотрудника, учреждение, принявшее человека, никакой ответственности за него не несут. По факту — только визируют сведения, предоставленные самим командируемым и его смелым и доверчивым руководителем. В процессе же командировки эта бумага не несет никакой смысловой нагрузки и не является документом — поэтому и возить ее с собой не обязательно. Получается, что человек, отправленный в командировку, может в равной степени считаться и самозванцем, и проходимцем…
Но не будем рисовать всё в черном цвете. Рассмотрим оптимистичный вариант. Руководитель послал сотрудника, качественно сформулировав ему задание. Это задание не менее качественно выполнено именно в том месте, куда оформлена командировка, по итогам которой дан квалифицированный научный отчет, руководителем с удовлетворением утвержденный. Однако ездил-то человек не за свои деньги, а за государственные. Поэтому требуется еще и финансовый отчет. Который раньше легко умещался на трети листика А5 с уже готовыми заполненными графами. Другое дело сейчас. Требуется целиком самостоятельно заполнить две стороны документа А4! (См. иллюстрации.)
Подводим итог очередной бюрократической реформы. Времени тратится больше (писанины меньше не стало). Бумаги тратится ровно в полтора раза больше. Если раньше КУ готовил институт (специально предназначенные для этого люди), то теперь этим полностью занимается сотрудник (научный притом). Избавились от необходимости отмечаться по месту командирования. Взамен полностью лишили командированных легитимности (ну нет документов о том, что человек здесь или там ПО ДЕЛУ). Опять же, переложили контроль за командированными со специализированного персонала (канцелярий) на руководителей подразделений. Убей бог, не пойму, в чем был цимес реформы-то? Небось, еще и отчитались за ее успешное выполнение и полное одобрение со стороны подопытных… пардон, командированных. Сплошной остров Невезения. За что ни возьмутся — в лучшем случае получается смешно.
Ну а самое важное во всем процессе — тот факт, что до сих пор суточные в командировках в РАН составляют 100 (сто!) рублей. Суточные не повышались года этак с 2000-го, и изменить ситуацию может ТОЛЬКО указ президента. Тут я ни капельки не удивлен. Какой президент, такие и суточные…
Илья Мирмов
Зарплата-то идет,а тут ещё и 100р каждый день.! К тому же коли печатей нет,то и ездить никуда не обязательно.
«Раздутые штабы и управленческие подразделения генерируют огромный поток запросов, требуют отчеты, справки и другие в общем ненужные документы. Часто одна и та же информация запрашивается по нескольку раз разными структурными подразделениями вышестоящего управления. Таким образом появляется работа для нижестоящих управленческих структур и, как правило, избыточная нагрузка на тех, кто реально работает «на земле» — у кого в конечном счете запрашивают эту информацию. На первый взгляд если сокращать управленческие и штабные структуры пропорционально на всех уровнях, то проблема должна быть решена. Сокращенные «верхние» управленцы запрашивают меньше ненужной информации, на следующем этаже с сократившимся количеством запросов успешно справляется меньшее количество работников. Но здесь есть одна системная ловушка.
Дело в том, что многие отчеты, справки, информации и обзоры, которые вынуждены готовить сотрудники на низовом уровне, успели стать регулярными (от ежедневных сводок до ежегодных отчетов) и закрепиться в нормативных документах (от общеминистерских до районных и отраслевых). Поэтому сокращение численности штабов не вызывает пропорционального сокращения количества бумаг. В результате, чтобы меньшими силами справиться с почти не сократившимся количеством бумаг, сотрудники штабных и управленческих подразделений вынуждены перекладывать часть своей работы на представителей других служб или на тех, кто работает «на земле».»
«Для того чтобы сокращение штабов управленческих аппаратов было успешным и принесло ожидаемую экономию бюджетных средств, не снизив, а повысив общую эффективность полицейской работы, наряду с самим сокращением нужно провести мониторинг бумагооборота и радикально сократить количество бессмысленной и никем не используемой информации, которая перемещается по вертикали из одного управленческого подразделения в другое. Этот опыт будет полезен и за пределами МВД.»
«Сделанная силовиками ошибка — типовая. Сокращая во время экономического кризиса управленческие и административные подразделения и в бизнесе, и в государственном администрировании, очень часто забывают убить бессмысленные или избыточные обязанности, которые на них лежали. В результате сокращенные управленцы просто перекладывают часть своей работы на подчиненных, занимающихся конкретной работой, и общая эффективность работы ведомства или предприятия не возрастает, а падает.»
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/22/zabyli-pro-bumagi
Не соглашусь с мнение автора. Командировки — это действительно головная боль, но отмена комудов реально облегчило жизнь. Сказанное автором скорее относится к другим аспектам оформления командировок и (или) перегибам в его конкретной организации, нежели именно к отмене комудов.
1) Приведённый автором авансовый отчёт имеет оную форму уже лет 15. Заполнять его муторно, это да. Но и до отмены комудов он был.
2) Комуд как документ для обоснования необходимости нахождения на некоторой территории. Ну, в зону АТО я или мои коллеги не ездили (это заведомо особ статья), в иных случаях нам помогает копия приказа о направлении в командировку, заверенная канцелярией, который (приказ) в любом случае мы делали, что в комуд время, что после их отмены. Но в подавляющем большинстве случае нам копия приказа не нужна. Так что тут точно облечение.
3) На стыке отмены комудов мы провели две конференции где-то по 100 человек каждая. Одну до отмены, другую после. Мои младшие коллеги весьма почувствовали наслаждение от отмены комудов на практике — им НЕ пришлось их собирать (а учёные/преподаватели весьма любят забыть их сдать или прослушать объявление организаторов о их сборе), потом ставить печати в канцелярии, потом раздавать (или даже высылать в догонку по почте тем, кто таки забыл забрать).
4) Кроме того, тем же постановление отменены не только комуды, но и принцип «сначала сутевой отчёт о командировке, потом деньги», чем наше руководство иногда злоупотребляло, задерживая оплату. Нас конечно же ругают, если мы не сдаёт во-время сутевой отчёт, но теперь не задерживают оплату командировки, если мы сдали авансовый отчёт и документы подтверждающие расходы.
Автор все смешал и перепутал. Форма авансового отчета используется давно (введена Минфином чтобы бюджет не разворовывали) и предназначена не только для отчета о командировках, а для списания с подотчета в бухгалтерии выданных средств (в том числе, на билеты, гостиницу и суточные), так же как и любых других взятых авансом по отчет денежных средств (если кто едет за свои деньги или бесплатно, так и сдавать его не надо).
Служебное задание тоже не вчера придумали, его давно используют во всех организациях, только на его основе оформляется командировочное удостоверение, которое сейчас хоть не обязательно, но бывает довольно полезно. Например, если сотрудник отправляется в командировку без приобретения билетов (например, на машине с оказией) и ночует у родных или знакомых, то его поездку можно подтвердить только штампами учреждения в которое его направили.
В том-то и дело, что все эти бумаги завязаны друг на друга так, что без специального анализа ни одну из них просто так не изменишь. Требуется отслеживания всего потока информации, чтобы исключить сбор излишней.
Цитата из статьи «А если в Москву, в головной ИЯИ РАН, приезжает на пару недель сотрудник из Баксанской нейтринной обсерватории, да еще, как на грех, с явной кавказской внешностью? И его в столице берет… под ручки… доблестная полиция и интересуется, почему он здесь столько времени и до сих пор без временной регистрации?! Как он будет доказывать, что не верблюд?! »
To есть лучшего доказательства глубокой ненормальности Вашей страны и не надо. В нормальных странах никаких регистраций ни временных ни постоянных нет. В нормальных странах не преследуют людей из-за внешности. В нормальных странах все граждане равны перед законом (а ведь на этот момент часть Кавказа пока еще в составе России). А Вы еще пытаетесь к себе ученых из нормальных стран зазвать. Ну-ну lol
А вопрос-то не зряшный, и решать его нужно комплексно.
Начинать надо с лимитов на расходы.
Все лимиты надо упразднять (вот действительно важное и полезное упрощение).
На сколько документов сдал , столько и оплатите командировочных.
Эти убогие 100 р суточных и 550 квартирных-
просто экономическое «позорище» как для кабмина, так и Гаранта.
И не надо никаких априорных разделений по статьям расходов .
Деньги «не пахнут» , тем более, что все они государственные,
поскольку командировочные мы обычно берем из своих проектов.
Услуги Оплатил, квитанции получил, фин .отчет в бух. сдал и жди компенсаций за перерасход.
Теперь о бумагах.
Приказ нужен — да!
Обоснование и место ком-ки нужно — да!
Само КУ или копия приказа — на усмотрение.
Проще ограничиться именно копией приказа.
Вот и пишешь
1) техзадание с графой словесного отчета
и
2)добавляешь фин. отчет по упрощенной форме( без всяких там статей расходов).
3) А деньги запрашиваешь вперед, по смете (опять же без статей расходов, так они надоели)
Кто все это решит??
Да мы же сами.
Давайте сделаем петицию.
Или организуем нужное решение Уч совета
и вышлем его в ПРАН, ФАНО и далее..
Как у Райкина:
Вы нам про насосы, а мы вам про колеса.
И чем быстрее мы аукнемся, тем быстрее откликнется.
В путь!
В дополнении к своему комментарию от 08.09.2016 в 15:35.
Обсудив статью с коллегами оказалось, что ситуация в части пункт 4 ещё лучше. Как-то только наше руководство просекло, что отсутствие сутевого отчёта больше не является препятствием к выплате денег за командировку, оно достаточно резко сократило запросы на него.
а) Заграничные командировки или командировки в организации с иностранным участием — по-прежнему требуют от каждого командированного, но лишь из-за требований нашего первого отдела и ФСБ (мы таки режимная организация), а там готовая форма под заполнение и множество готовых фраз-примеров, так что сильно думать не надо.
б) Обычные групповые командировки по России — требуют один отчёт от группы (при чём можно и устный в виде доклада на каком-нибудь метод.совете или науч.семинаре), раньше требовали от каждого командированного.
в) Обычные единоличные (или в малой группе) командировки по России — отчёт (опять же можно и устный) для руководителей стали требовать где-то в половине случаев, для рядовых сотрудников — требуют крайне редко (если поездка действительно была заметным событием).
100 рублей суточных? Так вроде отменили? Нам в этому году объяснили что по мнению ФАНО нет смысла тратить по 100 рублей в сутки на то что и из зарплаты сотрудник, не в командировке, и так потратит… Да и на командировки у нас выделялось, если не ошибаюсь, по 9 тыщ на лабораторию… В общем, берешь отпуск за свой счет и едешь куда захочешь за свой счет или счет принимающей стороны :) Очень удобно, кстати. Никаких бумажек заполнять не надо. А 14 рублей за ночь, если не нашел гостиницу, сохранились? Особенно это актуально для сельхоз. ученых (не во всех деревнях есть гостинницы) лично я нашел только один способ как можно переночевать за 14 рублей..
Командировка в одном Европейском универе:
Говоришь начальнику: «Я поеду!?» Он: «ОК.»
Берешь всё по своей кредитке. Едешь. Собираешь чеки.
Приезжаешь, всаживаешь все расходы по чекам в электронную форму, посылаешь в финансовый отдел через начальника, который ставит промежуточный «ОК» по твоим расходам. Приносишь в финансовый отдел скрепленные чеки. Получаешь возврат денег на свой банковский счёт. ВСЁ!
Меня удивляет сколько надо собирать подписей, чтобы съездить в командировку в России. Жаль директора, замдиректоров, завлабов, которые вместо занятий научной работой, должны ставить сотни-тысячи своих подписей на командировочные документы и всякие многочисленные другие бумажки.
Действительно, смысл дублировать согласие начальства? Сначала подписи на предмет разрешения поехать и потом те же подписи на предмет того что съездил. Разве можно сначала разрешить и поставить подпись и потом не поставить подпись на отчете (при условии успешности командировки?)? Теоретически можно за свои кровные скататься и у нас и задним числом попробовать получить деньги по чекам. С другой стороны, если суточные стали равны нулю, то нет смысла заморачиваться с этими командировочными. Берешь деньги с проекта, обналичиваешь и едешь куда надо, никого не спрашивая (конечно это нарушает трудовую дисциплину и трудовое законодательство, но экономит время). Мы, например, инфекционисты и требование «минимум за три дня подать…» очень часто абсолютно несовместимо с необходимостью ехать немедленно, когда каждый час имеет значение.
В самом деле, какая разница — потратите вы 25 тыщ на командировку или начислите себе те же 25 тыщ на зарплату и слетаете куда вам нужно? Налоговые потери конечно есть, но и время, затрачиваемое на бюрократические телодвижения, чего-то стоит. Например, я могу за день реализовать не более 6-7 разноплановых задач. При отсутствии бюрократических задач я буду решать задачи научные и прикладные… Учитывая что большинство ученых постигает научную истину предельным напряжением ума, то любые посторонние факторы будут снижать эффективность научной работы. Мы ведь не токари чтобы одновременно болванки точить и размышлять о правильности оформления бумажки.
Друзья,
Читайте, что написал khimik1 чуть выше, и требуйте того же у нас в РФ.
Только бумагу-приказ со всеми пунктами, надо иметь при себе.
и деньги надо запрашивать заранее, по смете (но без всяких там статей расходов).
Почему раньше, да потому, что порой стоимость проезда превышает месячный оклад
доктора наук ( понимаешь! )
Деньги-то с проекта. Никто никому в карман не лезет!
Следуя сказанному
я оформил петицию об изменении командировочных расходов
через change.org
Прошу подписать.
Может тыщ 50 подписей наберем??? Да петицию закинем в Кабмин!!
Но вот что интересно,
Пока даже друзья подписываются с трудом.
Парадокс!
Хочу, но не делаю…
Случайно узнала, что у РАН нет бюджета на командировки. Оказывается самый думающий орган в стране-это Госдума
а не РАН-судя по бюджету.Например-как пенсионную реформу вводить-так надо как на Западе-повысить возраст, а как
повысить подоходный налог с 13 до15%-нельзя,а то разбегутся последние капиталисты,лучше повысить НДС, которые их не коснутся,потому что они все покупают за границей.Народ-то давно знает что на Западе налоги 50%,а у нас -оффшоры
На свои расходы Госдума не жалеет бюджета:и оклады у них на уровне министров и командировочные расходы-по классу
VIP.А что РАН-нищая бюджетная организация,занимается какой-то наукой -судя по бюджету- никому не нужной,но для поддержки имиджа им дают Гранды на уровне оклада депутата,на которые они должны жить ,учиться,науку двигатьи ездить в командировки.Более того при поездке они пишут заявление или на отпуск или за свой счет.
Окакой науке еще можно говорить,и почему молодежь уезжает на Запад-не догадываетесь? Ну почему же вы копируете Запад-где вам выгодно? Когда же появятся государственные люди в правительстве и Госдуме,которые будут думать не только о себе,но и о стране?