Юнона и авось

Изображение NASA/JPL-Caltech
Изображение NASA/JPL-Caltech
Эмблема миссии
Эмблема миссии

5 июля 2016 года автоматическая межпланетная станция NASA «Юнона» (Juno) после почти пятилетнего перелета включила на 35 минут свои двигатели и перешла на околоюпитерианскую орбиту, снизив скорость до 542 м/с. По североамериканскому тихоокеанскому времени шел вечер юбилейного Дня независимости США, возможно, этот момент специально к нему и приурочивали. В любом случае за пределами России интерес к этому событию был огромный, за всеми этими маневрами телезрители следили в прямом эфире (если можно таковым считать сигналы, запаздывающие почти на час). Название аппарата «с намеком» взято из римской мифологии (его можно считать также сокращением от Jupiter Polar Orbiter). Среди окружающих Юпитер небесных тел, как ни странно, так и не нашлось места для его супруги (лишь многочисленные любовницы и любовники). Мифологический громовержец имел привычку окутываться завесой облаков, скрывая свои проделки, и лишь его жена, богиня Юнона, могла распознать эти каверзы.

Atlas V-551 несет Juno на встречу с Юпитером
Atlas V-551 несет Juno на встречу с Юпитером
Доставка первой ступени самолетом Ан-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Волга-Днепр». Фото с сайта NASA
Доставка первой ступени самолетом Ан-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Волга-Днепр». Фото с сайта NASA
Фото южного полюса Юпитера, сделанное «Кассини» в декабре 2000 года. NASA/JPL Space Science Institute
Фото южного полюса Юпитера, сделанное «Кассини» в декабре 2000 года. NASA/JPL Space Science Institute

Впрочем, крупнейшей планете Солнечной системы грех жаловаться на невнимание со стороны NASA: мимо него пролетали «Пионеры» (1973 и 1974), «Вояджеры» (1979), дважды «Улисс» (1992 и 2000), затем «Кассини» (2000) -по пути к Сатурну — и «Новые горизонты» (2007) — по пути к Плутону. Но пока лишь только «Галилео» (1995-2003) переходил непосредственно на орбиту вокруг Юпитера (проработав в его окрестностях свыше семи лет и совершив 35 оборотов). Пишут также, что на закате СССР планировался полет к Юпитеру АМС «Циолковский» (нереализованный в силу понятных причин). «Юнона» собирается продвинуться дальше «Галилео» — исследовать недоступные прежде зоны радиационных поясов и посмотреть на Юпитер «с макушки». Основная миссия должна продлиться более года.

Глава NASA Чарлз Болден (слева) беседует с ответственным за программу Juno от Lockheed Martin Space Systems Тимом Гаспаррини 5 мая 2011 года
Глава NASA Чарлз Болден (слева) беседует с ответственным за программу Juno от Lockheed Martin Space Systems Тимом Гаспаррини 5 мая 2011 года

В течение ближайших месяцев члены научной группы «Юноны» займутся тестированием всех подсистем космического аппарата, проведут окончательную калибровку ее инструментов, лишь тогда начнется активный сбор научной информации.

5 июля 2016 года в офисе Jet Propulsion Laboratory праздновали успех
5 июля 2016 года в офисе Jet Propulsion Laboratory праздновали успех

Космический аппарат проверит гипотезу существования твердого планетного ядра у газового гиганта, построит карту магнитного поля Юпитера, оценит количество воды и аммиака в глубинах юпитерианской атмосферы (а также изучит ее циркуляцию), проведет съемки полярных сияний планеты. Как водится, обещано существенное продвижение в понимании процесса формирования Солнечной системы и иных планетных систем. А в феврале 2018 года планируется направить «Юнону» «в объятия супруга», где она и сгорит, дабы не повредить в будущем возможной жизни на юпитерианских лунах-«любовницах».

Изображение: NASA/JPL
Изображение: NASA/JPL

Созданием самого аппарата занималась компания Lockheed Martin Space Systems под управлением Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, последняя, собственно, и руководит исследованиями. Запуск произведен 5 августа 2011 года с космодрома на мысе Канаверал во Флориде с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» версии 551 (с двигателем РД-180 российского производства). В отличие от предыдущих аппаратов для исследования внешней части Солнечной системы, использовавших для питания радиоизотопные термоэлектрогенераторы, «Юнона» несет три большие высокоэффективные солнечные батареи.

Подробную информацию о миссии «Юноны» можно найти на сайтах www.nasa.gov/juno и http://missionjuno.swri.edu

Снимки Земли, полученные JunoCam во время близкого пролета 9 октября 2013 года. «Юнона» совершила гравитационный маневр у Земли (в 559 км от ее поверхности) для разгона аппарата. Фото NASA/JPL-Caltech/MSSS
Снимки Земли, полученные JunoCam во время близкого пролета 9 октября 2013 года. «Юнона» совершила гравитационный маневр у Земли (в 559 км от ее поверхности) для разгона аппарата. Фото NASA/JPL-Caltech/MSSS
Снимок юпитерианского семейства, полученный JunoCam 29 июня 2016 года с расстояния 5,3 млн км.  NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS
Снимок юпитерианского семейства, полученный JunoCam 29 июня 2016 года с расстояния 5,3 млн км. NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS

Связанные статьи

7 комментариев

  1. О «российском» двигателе РД-180. Он был разработан по заказу США и производится американской компанией Pratt & Whitney на российских производственных мощностях. Поэтому он столь же российский, как Iphone китайский (Apple производит их в Китае).
    История двигателя такова: в 1995 г. американская компания General Dynamic для модернизации списанных военных ракет «Атлас» с целью дальнейшего их использования в мирных целях объявила тендер на разработку нового двигателя и его выиграло российское «НПО Энергомаш», которое предложило цену в несколько раз более низкую, чем конкуренты. У «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две. В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, и передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соотвествии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка.
    Этот контракт потом сильно аукнулся российскому ВПК: когда России самой потребовался «половинный» двигатель для ракет Русь-М и Ангара, оказалось, что по условиям контракта она не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у американской компании Pratt & Whitney. В итоге для Русь-М пришлось делать «альтернативную» разработку, РД-180В (которая так и не была завершена), а на Ангару ставить не «половинный», а «четвертинный» двигатель РД-191.
    Модернизированная ракета получила название Атлас-5. Она имеет первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России. Поэтому, когда Россия попала под санкции, то под санкции попало и это производство. Поначалу было решено перенести производство РД-180 из России на территорию США. Но Илон Маск сказал: «Я могу сделать лучше и дешевле». Так он и есть, но профильные контролирующие органы же выдали заключение, что передача подряда SpaceX приведет к образованию недопустимой монополии. Попутно выяснилось, что в переносе производства РД-180 в США нет никакого резона. РД-180 очень хороший двигатель, но уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Оказалось, что в США есть фирмы, которые могут сделать двигатель гораздо лучше, быстрее и намного дешевле, чем «Энергомаш». Проще говоря, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.
    Поэтому General Dynamic провелоановый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4. Конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил «Энергомашу» выпустить еще 18 штук РД-180. И на этом его история закончится.

    1. Апелляция к «Энергии» лишний раз доказывает, что движок — не российский! Поскольку «Энергия» была не российским, но советским детищем. И ее генеральным конструктором был украинец В. Глушко. Как, впрочем, и большинство творцов советской космической программы, включая Королева.
      Об этом же свидетельствует полное отсутствие хоть каких-то заметных успехов России на данном поприще. Так, космический извозчик. А ведь стране уже 25 лет, причем последние 16 лет она процветает под золотым потоком нефтедолларов и мудрым руководством гениального вождя. Между прочим, Гагарин вышел на орбиту тоже через 16 лет — после окончания Второй мировой. Поэтому поистине жалки потуги россиян хоть каким-то боком примазаться к американской космической славе.

      1. Ну, во-первых, я в СССР родился, закончил школу и поступил в МГУ. Для меня «советский» — наш.
        Во-вторых, я наполовину украинец.
        А в-третьих, бейте выше! Украина — родина мировой комонавтики! О чем свидетельствуют ее успехи на этом поприще за последние 25 лет ))

  2. Считаться и спорить, какой именно вклад в совместных проектах той или иной стороны, контрпродуктивно и попросту вредно (для дальнейших возможных совместных проектов). Если стороны посчитали нужным уточнить этот вклад в совместном заявлении — хорошо. В данном случае на сайте NASA те или иные элементы названы «российскими». Ну что ж, это приятно. Очевидный путь выхода российской науки из тупика — это коллаборация, а не «импортозамещение».

    Ан-124-100 «Руслан», кстати, тоже по многом украинское детище, на Украине неск.самолетов эксплуатируются «Антоновскими авиалиниями», но в данном случае NASA пользовалась услугами российской авиакомпании.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-124

    1. В принципе, Максим, Вы несомненно правы — наши счеты весьма мелки перед лицом вечности. Но мы живем здесь и сейчас. И потому полезно расставить некоторые точки над i — для отрезвления возбужденных патриотов. Думаю, никто не будет отрицать украинских корней Циолковского(его фамилия относилась к гербу Ястржембец и восходит к Северину Наливайко), Королева — потомка нежинских купцов, поставщиков знаменитых огурчиков ко двору ЕИВ, Челомея, Глушко, Люлька — и так далее, вплоть до Вернера фон Брауна!
      Остальные великие ракетные конструкторы были как правило евреями. В итоге можно даже сделать крайне неприятный для россиян вывод…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *