Архитектор Щуко, известный и неизвестный

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Владимир Алексеевич Щуко (1878–1939) более всего известен как один из авторов неосуществленного проекта здания Дворца Советов. Соответствующая почтовая открытка была размножена миллионными тиражами, так что еще в 1940-е годы дети «октябрятского» возраста просили меня отвезти их посмотреть на это «чудо», увенчанное фигурой Ленина.

Я не берусь оценить, какую роль в творческой и личной жизни Щуко сыграла работа над этим грандиозным проектом, где под руководством Б. М. Иофана и многолетнего соавтора Щуко — В. Г. Гельфрейха (1885–1967) — трудились коллективы сотрудников нескольких архитектурных мастерских. Трудно даже вообразить напряжение, которое должен был испытывать мастер, если параллельно с работой над проектом Дворца Советов он построил Большой Каменный мост в Москве, Главный павильон ВДНХ, да еще и заканчивал комплекс зданий Библиотеки им. Ленина.

Большой Каменный мост и вправду красив.

Рис. 1. Дворец Советов. Открытка 1930-х годов
Рис. 1. Дворец Советов. Открытка 1930-х годов

Об архитектуре Ленинки я судить не берусь — слишком привыкла не только к зданию, но и к жизни в нем. С точки зрения функциональной, т. е. удобства и эффективности работы читателей и сотрудников, эту постройку трудно признать успешной. Напомню, впрочем, что строилась Ленинка в конце 1920-х…

И все-таки «подлинный» Щуко — это неоклассик, успевший, к счастью, реализовать многие свои замыслы как архитектор именно этого направления.

Рис. 2. Щуко в 1902 году. Художник Иван Куликов
Рис. 2. Щуко в 1902 году. Художник Иван Куликов

Одаренность Щуко проявилась достаточно рано и притом ярко: с аттестатом Тамбовского реального училища в 1896 году он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение в мастерскую Леонтия Николаевича Бенуа. Щуко серьезно занимался не только архитектурными дисциплинами, но и собственно изобразительным искусством — живописью и скульптурой. Он посещал классы Репина, учился гравюре у Василия Матэ, скульптуре — в мастерской В. Беклемишева, рисунку — в классах Льва Бруни (рис. 2 — Щуко в 1902 году).

Актерский талант привел Щуко в Художественный театр, где он некоторое время играл и был отмечен Станиславским. Щуко с успехом работал и как художник театра. В Петербурге в «Старинном театре» и в «Привале комедиантов» были поставлены несколько пьес с его декорациями. Многое он сделал для БДТ и для московского Малого театра. По-видимому, соответствующие эскизы в основном не сохранились — а ведь Щуко работал «рядом» с Рерихом, Добужинским, Е. Лансере, А. Н. Бенуа…

За дипломный проект Дворца наместника на Дальнем Востоке (1904), исполненный в стиле русского ампира, Щуко был удостоен звания художника с правом поездки за границу на казенный счет. Он побывал в Риме, Афинах, Стамбуле.

В 1906 году Щуко был вторично командирован за границу — на этот раз в Италию; выставка, организованная им по окончании поездки, имела большой успех. В 1910-м Щуко стал официальным членом «Мира искусства».

Первой работой Щуко в Петербурге был интерьер Café de France (1907) в доме армянской церкви (Невский пр., 42), разработанный совместно с арх. А. И. Тамановым, причем зал украшали живописные панно работы Е. Е. Лансере и Л. М. Евреинова.

В 1910 году Щуко закончил важную постройку в стиле неоклассики: это два жилых дома — 63 и 65 на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Щуко использовал «гигантский ордер», продлив колонны во всю высоту фасада, а между ними рискнул расположить эркеры. Как совокупность этих приемов не утяжелила постройку — остается загадкой мастера. Дома красивы и по сей день (рис. 3).

Рис. 3. «Гигантский ордер», Каменноостровский пр., 65
Рис. 3. «Гигантский ордер», Каменноостровский пр., 65

В 1911 году в Турине и Риме состоялась Всемирная выставка, для которой Щуко построил русские павильоны. Гармоничность и одновременно внушительность сооружений привлекла всеобщее внимание. Эти беседки и ротонды ничем не украшены — «работают» формы и пропорции, как и подобает классике (рис. 4).

Рис. 4. Русский павильон в Риме (1911)
Рис. 4. Русский павильон в Риме (1911)

В том же году Щуко получил звание академика архитектуры.

Вплоть до начала войны 1914 года Щуко строил сооружения разного назначения — особняки, вокзалы, церкви; много зданий Щуко построил на Украине.

С 1918 года постоянным соавтором Щуко становится Владимир Георгиевич Гельфрейх (1885–1967), некогда его ученик в Академии художеств. Последний «аккорд» в неоклассике Щуко — «пропилеи» при въезде в Смольный (1923–1925). Работа Щуко над Ленинкой длилась вторую половину 1920-х. Этот комплекс потребовал много сложных технических, а не только собственно архитектурных решений. Нужен был талант особого масштаба, чтобы рискнуть воздвигнуть напротив Кремля, да еще и рядом с Домом Пашкова, целый квартал в стиле «ненавязчивого конструктивизма».

1930-е годы — вплоть до своей кончины — Щуко посвятил работе над проектом Дворца Советов. Параллельно он продолжал работу над более «обозримыми» задачами — в частности, это очень интересный по замыслу и умеренно-конструктивистский театр в Ростове-на-Дону.

Щуко умер в январе 1939 года, таким образом, уже без него в августе того же года открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, где Щуко и Гельфрейх проектировали Главный павильон.

Чтобы вы хоть немного представили себе обстоятельства жизни Щуко в конце 1930-х, добавлю:

Общее руководство будущей ВСХВ было в 1935 году возложено на наркома земледелия СССР М. А. Чернова; в 1938 году он проходил по Третьему Московскому процессу и был расстрелян на полигоне «Коммунарка».

Автор принятого Генплана ВСХВ архитектор В. К. Олтаржевский (1880–1966) был в 1938 году арестован и сослан в Воркуту. К счастью, он выжил, вернулся и активно участвовал в создании московских высотных зданий.

Историю строительства Дворца Советов в фотографиях см.: http://masterok.livejournal.com/1323817.html

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *