Воспитываем юного ученого: что нужно, чтобы заинтересовать ребенка наукой?

Мало какие родители не мечтают видеть в своем ребенке будущего ученого. Но без труда, как говорится, рыбка не поймается. И усилия здесь необходимы в первую очередь со стороны взрослых. Дети могут пытаться и проявлять интерес, но чаще всего у них не хватает навыков и знаний. Поэтому без помощи наставника они быстро теряют интерес к занятию. Рассмотрим по порядку, что необходимо сделать, чтобы подтолкнуть свое чадо в науку.

Определяем наклонности: склад ума

Уже давно психологи выявили три вида мышления. Каждое имеет свои особенности и их важно учитывать при выборе направления исследований. Существуют:

1. гуманитарный склад ума. Иногда его определяют как эмоциональный. Люди-гуманитарии познают мир через эмоции и чувства, а также с интересом относятся ко всему новому. Они склонны изучать, а не систематизировать, представлять, развивать идеи. Часто таких людей называют фантазерами. Таким людям рекомендуется изучать историю, литературу, философию и другие гуманитарные науки;
2. аналитический склад ума. Также называется математическим. У человека с таким складом развита логика. Он предпочитает оперировать фактами, обобщать их, выделять важные моменты, анализировать, строить теории на основе логических выводов. Лучше всего подойдут для изучения математика, программирование и другие технические дисциплины;
3. синтетический склад ума. Является средним между аналитическим и гуманитарным складами. Такой человек обладает способностями обоих предыдущих видов мышления.

Важно понимать, что мы не рождаемся с определенным складом ума. Все дети обладают синтетическим мышлением. Со временем, в зависимости от занятий и увлечений, выделяются шаблоны, по которым человек продолжает обрабатывать информацию.

Тем не менее, при выборе сферы научных экспериментов склад ума ребенка необходимо учитывать. У большинства детей в старшем дошкольном возрасте уже проявляются склонности к определенному типу мышления. Выбрав научное направление, более подходящее вашему ребенку, вы гарантируете себе 50% успеха.

Любознательность – двигатель науки

2Кажется, что вполне достаточно дать ребенку занятие по душе, и он будет изучать мир, готовясь стать настоящим ученым. Но все немного сложнее. Чтобы ваше чадо могло заниматься наукой, ему необходимо такое качество, как любознательность. Еще его называют познавательный интерес.

Познавательный интерес – качество не врожденное, а приобретаемое. Если постоянно поддерживать ребенка и поощрять изучение мира вокруг, со временем он будет сам тянуться узнавать что-то новое. Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка не только интересоваться, но и осваивать явление.

Для успешной научной деятельности необходимо научиться главным составляющим научного метода:

1. Определение явления. Ребенок должен заметить явление и заинтересоваться им. Для этого требуется внимательность и любопытство.
2. Изучение явления. Последовательно и терпеливо необходимо изучать и отмечать особенности явления, а также влияние посторонних факторов. На этом этапе делаются опыты. Что будет, если в банку с водой насыпать песка? А если положить туда вату? А если кинуть кусочек сахара? Для этого требуется усидчивость и терпение.
3. Составление выводов. Используется в качестве результата всего исследования. Здесь вам необходимо ответить на вопрос, что делалось и что получилось. Потребуется умение формулировать свои мысли, описывать происходящее, систематизировать информацию.
3

Конечно, маленький ребенок (а именно с малолетства необходимо начинать занятия) не может в одиночестве провести этот цикл. Поэтому ему потребуется помощь родителей. Начните с простых действий: эксперименты с водой, проращивание семян растений на подоконнике, разборка и сборка предметов. И, конечно же, не забывайте про посещение соответствующих музеев. Мест, где в реальном времени ставят различные опыты довольно много по всему миру.

Отлично в развитии навыков, необходимых для занятий наукой, могут помочь некоторые игры. Например, на сайте PlayShake в одном из разделов есть популярная «Алхимия», которая разовьет усидчивость, а также поможет научиться проводить опыты с предметами. Кроме того, она даст минимальное представление об окружающем мире.

Развитие вашего ребенка целиком и полностью зависит от ваших усилий. Куда вы направите его внимание, тем он и будет заниматься. Но не забывайте, что без помощи взрослых дети не могут справиться со многими вещами. У них не достаточно навыков, опыта, терпения и умений. Помогайте вашему чаду, и оно порадует вас отличными успехами.

6 комментариев

  1. Возьмем Резерфорда. Обладал идеальной памятью.Был силен как Ломоносов. У него было развит аналитический и интуитивный склад ума.Он любил приборы.
    Но поскольку стране не были нужны математики, он занялся физикой.
    Рядом находился огромный вулкан в Новой Зеландии. Постоянно были землетрясения. Он видел гейзеры, горячие водоемы. Энергия для которых непонятно откуда бралась.И обилие химических элементов возле них. Он стал задумываться:не превращаются ли хим элементы друг в друга? Он был любопытным. Его мать рассказывала ему об ученых.Она была из Шотландии.
    Выиграв чудом стипендию, выдаваемую раз в 2 года,сумев заняв деньги на билет на пароход, он уехал учится в Кембридж.

  2. > Все дети обладают синтетическим мышлением
    > Познавательный интерес – качество не врожденное, а приобретаемое

    Кто автор этих замечательных открытий? Откуда они взялись на сайте ТрВ?!!

  3. В статье нет ни одного реального метода с примерами которые на прямую помогли бы заинтересовать ребенка. Рекомендации уровня «подумай сам и сделай как понял» может и получится. НУЖНЫ РЕАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕТОДЫ ПРОВЕРЕННЫЕ СОТНЯМИ УСПЕШНЫХ СЛУЧАЕВ.

  4. Позвольте чуть альтернативный взгляд на сюжет. Для ученого важен познавательный интерес, не так ли? Опыт и знания с годами могут придти, но без поискового рефлекса — коли из мотивации останется только повышение хирша … толку будет не много. И сравним поведение щенка и умудренного опытом, все познавшего взрослого пса. Есть у пса сильный поисковый рефлекс? Вряд ли. Отсюда неожиданный вывод? Важное качество ученого — задержка в развитии … чтобы щенячий поисковый рефлекс сохранялся. Но заметим, что это — задержка развития — как бы и общая тенденция: взрослеют позже, вступают в активную жизнь позже … да и сексуальную активность сохраняют ноне подольше. Поэтому — стимулируйте щеняций рефлекс в детях … да и сами оставайтесь молодыми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *