Йозеф Хоффман и его модерн

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Австрийский архитектор Йозеф Хоффман прожил долгую жизнь. Родившийся в 1870 году, он умер в 1956-м, оставив потомкам по крайней мере три важнейших памятника архитектуры начала ХХ века: это «Санаторий Пуркерсдорф» в окрестностях Вены, дворец Стокле в Брюсселе и вилла Примавези в Вене.

Барельеф для зала «Сецессиона»
Барельеф для зала «Сецессиона»

Рассматривая изображения этих построек Хоффмана и читая тексты, посвященные их создателю, испытываешь некоторое недоумение по поводу отнесения этих зданий к стилю сецессии как к варианту общеевропейского модерна. Однако «сецессионизм» Хоффмана становится очевидным, если полистать его удивительную графику — прежде всего его эскизы архитектурных деталей и рисунки для журнала Ver Sacrum. Нельзя не заметить сходства Хоффмана с Мозером, Макинтошем; очевидно его определяющее вляние на «ранний» стиль Венских художественных мастерских, одним из основателей которых Хоффман являлся. Йозеф Хоффман оставил огромное наследство — около 500 архитектурных проектов; кроме того, он был фантастически продуктивен в качестве дизайнера: число его рабочих эскизов достигает 5 тыс.

Йозеф Хоффман.  Фото, сделанное в доме Мозера
Йозеф Хоффман. Фото, сделанное в доме Мозера

В графике Хоффман близок к закругленным линиям и «растительным» фантазиям бельгийских и французских коллег — то есть к тому, что у нас прежде всего ассоциируется с собственно Art nouveau. Зато в архитектурных проектах и постройках Хоффмана преобладают кубы и параллелепипеды, что можно видеть в его барельефе-манифесте Suppraportenrelief, исполненном как десюдепорт для одного из залов «Сецессиона» в 1902 году. При этом в проектировании мебели и интерьеров минимализм форм и лаконичность контуров Хоффман восполняет использованием дорогих материалов.

Прославленные постройки Хоффмана отнюдь не поражают той элегантностью, какую мы видим, например, в работах Виктора Орта. С точки зрения стилистических принципов, здесь Хоффман, как мне представляется, ближе всего к Макинтошу (Хоффман лично познакомился с ним еще в 1900 году, когда посетил Англию). Ведь Дом любителя искусства Макинтоша внешне откровенно аскетичен — как и, например, «Санаторий Пуркерсдорф» Хоффмана. Зато в интерьерах и планировке в обоих случаях мы находим продуманную строгость, эффект которой поддерживается использованием дорогих материалов.

Когда в 1900 году под Веной в районе Хое-Варте (Hohe Warte) началось строительство домов для колонии художников, Хоффман впервые смог реализовать свою программу единства архитектуры внешнего облика строения и интерьера, что и было потом названо Gesamtkunstwerk.

В постройках в Хое-Варте Хоффман решительно ушел от использования извивающихся линий, восходящих к знаменитому «удару хлыста», столь характерному для почерка художников Art nouveau. А спустя три года, в 1903-м, были основаны Венские художественные мастерские (Wiener Werkstätte), которыми Хоффман руководил вплоть до их вынужденной ликвидации в 1932 году.

Кресло «Машина для сидения»
Кресло «Машина для сидения»

Когда Хоффман получил предложение построить здание, которое ныне известно как «Санаторий Пуркерсдорф», сотрудники Венских художественных мастерских смогли реализовать замысел Хоффмана за достаточно короткий срок. Ими была создана вся мебель, причем в качестве декоративного мотива была широко использована черно-белая клетка, ставшая потом своего рода фирменным знаком дизайна Хоффмана.

«Пуркерсдорф» был санаторием для богатых и очень богатых и со временем стал местом, где собиралась художественная и литературная элита Вены. А в историю архитектуры это здание вошло как образец едва ли не первого использования железобетона.

Вершиной творчества Хоффмана принято считать дворец Стокле в Брюсселе (1905–1911) — большой особняк, построенный по заказу финансиста барона Стокле (Stoclet), который предоставил полную свободу Хоффману и другим художникам, участвовавшим в строительстве и оформлении.

Дворец Стокле до сих пор остается частным владением, поэтому обычно приводится лишь фото столовой, где стены украшены панно Климта. Что касается общего вида здания, то оно мне кажется интересным как раз свободой архитектора от стандартов и уже имевшихся в его распоряжении стилистических приемов.

Последняя крупная предвоенная постройка Хоффмана — вилла Примавези в Вене (1913–1915) — интересна свободой, с которой мастер пользуется разными архитектурными стилями, оставаясь экономным и создавая некое новое стилистическое единство.

Вилла Примавези
Вилла Примавези
Экслибрис
Экслибрис

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Хоффман, уже будучи тяжело больным, до конца своих дней продолжал участвовать в художественной жизни Вены. При этом, по воспоминаниям друзей и коллег, был человеком не просто сдержанным, но «закрытым».

В межвоенные годы по проектам Хоффмана создавались выставочные павильоны, интерьеры частных домов; по чертежам Хоффмана, реализованным в материале еще Венскими мастерскими, по миру в коммерческих масштабах расходились исполненные по его эскизам светильники, столовые приборы, ткани, мебель. И если постройки Хоффмана принадлежат скорее истории архитектуры, то многие его дизайнерские проекты востребованы и сегодня как образцы для массовой продукции.

Фото с сайтов:

http://www.architonic.com/de/pmpro/josef-hoffmann/8100880/2/2/1
http://www.theviennasecession.com/hoffmann-josef/
https://www.wien.gv.at/wiki/index.php/Villa_Primavesi

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *