Русско-немецкая битва в Академгородке

Юлия Чёрная
Юлия Чёрная

В ноябре в новосибирском Академгородке прошел четвертый российско-германский Science Slam: ученые двух стран соревновались в умении доступно и понятно рассказывать о своих научных исследованиях. Надо отметить, что русско-немецкие научные бои впервые перевалили за Уральские горы: три предыдущих прошли в Ганновере, Москве и Берлине.

Немцы и русские сойдутся в бою», — передавали местные телеканалы накануне слэма. Для большинства наших сограждан подобный анонс звучит несколько тревожно. Канал Новосибирского государственного университета был гораздо мягче: «Хотите увидеть, как ученые выясняют отношения? — вопрошали они в своем ролике. — 28 ноября русские и немецкие ученые бесконтактно нокаутируют друг друга. Приходи посмотреть на настоящий бой в стиле Академгородка!»

На эмблеме Science Slam — два автора таблицы химических элементов: немецкий ученый Юлиус Лотар Мейер и российский ученый Дмитрий Менделеев
На эмблеме Science Slam — два автора таблицы химических элементов: немецкий ученый Юлиус Лотар Мейер и российский ученый Дмитрий Менделеев

«Бой в стиле Академгородка» оказался очень веселым, интеллигентным и дружелюбным. Вообще, сайнс-слэмы находятся на тонкой грани между шоу и популяризацией науки, между рассказом о серьезных научных исследованиях и веселой вечеринкой. Надо признать честно: не всем участникам боев в Новосибирске удалось одинаково успешно балансировать на этой грани.

Сваха для девочки Глиоксаль

Михаил Фомченков, сотрудник лаборатории каталитических исследований ТГУ, назвал свой доклад о гликолевой кислоте «Даешь кислоту в массы!». В лучших традициях современных телешоу он рассказал слушателям трогательную историю о девочке Глиоксаль (сырье для производства гликолевой кислоты), которая мечтала о большой и светлой любви, «искала приключений на свой электрофильный центр». И появился в ее жизни ОН — гидроксид-анион. Между ними наблюдалось явное сродство, и они образовали пусть и неустойчивую, но связь… После определенного количества встреч отношения между компонентами становятся всё более стабильными, и в итоге получается долгожданная гликолевая кислота. Вот такая химическая мелодрама в пробирках Томского университета. Михаил же наблюдает за тем, как меняется концентрация «мальчиков» при избытке «девочек» в разных условиях: строит графики, выводит константы и предсказывает скорость образования гликолевой кислоты. Он, как опытная сваха, радеет за обилие влюбленных пар и надеется, что когда-нибудь его исследования пригодятся для производства популярной во всем мире гликолевой кислоты.

Михаил Фомченков. Фото С. Ковалёва
Михаил Фомченков. Фото С. Ковалёва

Жесты переводчика

Жиль Рихтер, выпускница Кёльнского университета, честно призналась мне, что свое исследование она научным в строгом смысле слова не считает. Но зрители, и сами часто выступающие на научных конференциях с синхронным переводом, о работе переводчиков послушали с удовольствием. Выяснилось: когда переводчик стоит рядом с говорящим, специалисты интуитивно повторяют жесты оратора. А что они делают, когда мы их не видим, а лишь слышим голос? Тоже усиленно жестикулируют: показывают на часы, говоря про время, даже если часов на запястье нет, рубят ладонями фразы и т.д. «Жесты помогают формулировать предложения и быстрее переводить», — уверяет Жиль. «Мой парень всегда посмеивался надо мной из-за моих жестов. Расскажу ему теперь, что со связанными руками я буду не так ясно выражаться», — смеется Лиза, студентка НГУ.

Переводчица Жиль Рихтер. Фото С. Ковалёва
Переводчица Жиль Рихтер. Фото С. Ковалёва

Зал не скрывал симпатии к единственной девушке среди выступающих. Пришедшие отдохнуть после трудовой недели сибирские мужчины кричали из зала признания в любви сразу на трех языках (английском, русском и немецком).

Магия баз данных

Питерский слэмер Алексей Натекин приоткрыл завесу тайны над базами данных: он заверил зрителей, что специалист в его области может и будущее предсказывать, и мысли читать. Но предостерег зал от поиска взаимосвязей там, где их нет. Например, в США легко можно выявить закономерность между ростом самоубийств и ростом финансирования научных грантов. Как заверил нас молодой ученый, анализ баз данных сегодня не только предсказывает, выжили бы вы на «Титанике», но и помогает спланировать эффективные города, сэкономить бюджет и даже собрать деньги на строительство школы в Африке.

«Этот доклад лично на меня произвел весьма двусмысленное впечатление, — говорит один из зрителей, Алексей, который и сам занимается базами данных. — С одной стороны, я восхищен тем, как зажигательно можно рассказывать о нашей достаточно скучной области. С другой, я так и не понял, чем конкретно занимается мой тезка: на мой взгляд, очень развлекательно и не очень информативно».

Фруктовый тигр на благо рекламы

Специалист по медиаграмотности из Берлина Тим Гайлус обратил свой взор на рекламу, а точнее на маркетинговые игры. Более 80% американских компаний используют сегодня в рекламе интерактивную составляющую: компьютерные игры, соцгруппы и т.д. Естественно, активно используют ее и в Германии, есть примеры использования сетевых компьютерных игр для рекламы и в России. Фруктовый тигр, корова Паула, ожившие чипсы и пудинги ненавязчиво убеждают детей потратить свои карманные деньги на рекламируемый товар. При этом речь идет о достаточно больших суммах: общий объем карманных денег у детей в Германии оценивают примерно в € 2,5 млрд. Чтобы убедиться в эффективности такой стратегии, группа Тима Гайлуса взяла 96 учеников начальных классов 9–12 лет из трех школ. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Последняя играла в игры с Фруктовым тигром лишь пять минут. Суть игры проста: тигр прыгает, бегает и собирает фрукты; когда у него кончается энергия, можно ее восстановить, нажав на пробел и напоив героя лимонадом «Фруктовый тигр». Контрольная группа играла в аналогичную игру, но без рекламы. В результате примерно 90% детей из экспериментальной группы сообщили о желании выпить «Фруктового тигра».

Как признался мне Тим уже после выступления, исследований на эту тему очень мало и зачастую они противоречат друг другу. Свой эксперимент он построил на социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, т.е. обучении путем копирования. К примеру, дети видят, как в рекламе известный немецкий футболист Массер Швайнштайгер ест чипсы. Мы, взрослые, хорошо понимаем, что подобная пища профессиональным футболистам противопоказана. Но дети делают совсем другие выводы… Играя с Фруктовым тигром, они получают целую серию посланий. Во-первых, тигр собирает фрукты, что подсознательно заставляет нас думать, будто напиток полезен. Во-вторых, играя, мы идентифицируем себя с героем, который любит этот лимонад. В-третьих, мы запоминаем, что напиток повышает энергию.

На мой вопрос, как же реагируют на его выступление родители, Тим рассказал, что очень многие подходили и благодарили: они раньше никогда не вглядывались в игры, в которые играют дети в Сети, и даже не подозревали, что там может быть скрытая реклама…

Молоко как лекарство

Победитель майского Science Slam в Новосибирске Нариман Баттулин представил уже известный зрителям, но от этого не менее любимый доклад «Молоко вдвойне вкусней, если это ГМО». Ученый рассказал о том, как его лаборатории удалось вывести генетически модифицированных коз, из молока которых можно получить гормональные лекарства. (Репортаж из лаборатории Наримана см. в [1]. — Ред.) Несмотря на высокого уровня научно-популярный доклад, без спецэффектов не обошелся даже такой серьезный лектор. На прошлом своем выступлении Нариман объявил, что принес в зал лабораторное животное — генетически модифицированную мышь. Но когда Баттулин снял ткань с клетки, она оказалась пуста. Тогда Нарриман признался, что не стал рисковать животным: это лишь шутка, сцена была бы для мыши слишком сильным стрессом. Когда лектор и в этот раз поднял клетку с «подопытным животным», зал снисходительно переглянулся. Но в этот раз клетка оказалась не пустой… Там была статуэтка, точная копия первой генетически модифицированной козочки.

Сердце — танец — музыка

Организаторы научных боев, объясняя журналистам, что же это такое, часто приводят в пример не просто научно-популярные доклады, но и ссылаются на опыт использования танца, пантомимы и других видов самовыражения. Аспирант-медик Йоханнес фон Борстель из медицинского центра в Марбурге впервые в Новосибирске использовал для научного доклада танец.

В основе доклада Йоханнеса (с танцем и игрой на электрогитаре) лежали очень серьезные исследования: разработка методов распознавания возникновения атеросклероза, самой распространенной причины естественной смерти в развитых странах. Для этого лаборатория Йоханнеса использует мышей линии СС57black с блокированным рецептором LPNP. Из моноцитов, взятых из костного мозга этих мышей, выращивают дендритные клетки. Которые, в свою очередь, принимают самое активное участие в формировании бляшки. Насыщенные оксидом железа дендритные клетки, чтобы их можно было отслеживать, вводят мышам. Жизнь дендритных клеток в сосудах отслеживают на специальном томографе для мелких животных. Исследование фон Борстеля не позволяет вылечить больных людей, но оно помогает разобраться в механизмах возникновения бляшек в кровеносных сосудах.

Танец-электрокардиограмма Йоханнеса фон Борстеля. Фото С. Ковалёва
Танец-электрокардиограмма Йоханнеса фон Борстеля. Фото С. Ковалёва

Кроме того, господин фон Борстель дал несколько практических советов зрителям сайнс-слэма. Для начала он рассказал, что же делать, если вы столкнулись с самыми распространенными последствиями артеросклероза — инсультом и инфарктом. Делая массаж сердца, Йоханнес рекомендовал ориентироваться не по груди или соскам, а приложить силу на два пальца выше окончания грудины. Очень тяжело придерживаться необходимого ритма 100–120 нажатий в минуту. И тут, на взгляд немецкого ученого, на помощь может прийти музыка. Ориентируясь на ритм Staying alive, Quit Playing Games или Highway to Hell, вы уже не собьетесь. Напоследок Йоханнес исполнил танец электрокардиограммы. Исполняя руками движения предсердий, а ногами — желудочков, он показал электрокардиограмму здорового и больного человека.

Интересно, что в своей презентации, рассказывая о причинах, которые провоцируют атеросклероз, и о последствиях болезни, немецкий слэмер использовал фотографии российских политиков. «Конечно, для немецких зрителей я брал фото немецких политиков. А готовясь к выступлению в России, постарался заменить их на „русские аналоги“, — пояснил мне такое знание российских реалий Йоханнес после выступления. — Кого-то я подобрал сам, например Бориса Ельцина. Кого-то мне посоветовали русские друзья. Но в таких случаях я старался прочитать про этих людей, посмотреть их выступления. Таким образом, я отобрал Жириновского как пример не совсем адекватного поведения…»

Слэмы у них и у нас

Наверное, не стоит удивляться, что у трех последних докладчиков Тима Гайлуса, Наримана Баттулина и Йоханнеса фон Борстеля специальный прибор, измеряющий громкость оваций, просто зашкаливал. Но у Йоханнеса эти овации длились дольше, а потому именно он стал победителем международного сайнс-слэма в Новосибирске.

«В слэмах не предполагается ценный приз или премия. Традиционный приз — боксерские перчатки, — рассказывает мне Евгения Сайко, пресс-секретарь проекта „Русско-немецкий научный слэм“. — В России это пока не распространено, но в Германии победителям часто поступают очень интересные предложения от телевидения или издательств, различных компаний или даже инвесторов».

Действительно, и Йоханнес фон Борстель, и Тим Гайлус после выступления в Германии получили весьма интересные предложения. Так, сразу после победы в берлинском слэме к Йоханнесу фон Бор-стелю подошел руководитель одного из ведущих немецких изданий и предложил издать у них научно-популярную книгу. «Она будет посвящена сердцу: его работе, его строению, его болезням, — рассказывает Йоханнес. — Я обязательно буду приводить примеры из моей клинической практики, рассказывать как трагические, так и забавные случаи». Тима Гайлуса пригласили вести передачу о медиаграмотности на немецком телевидении. Программу планируют выпустить уже в нынешнем году.

Нариман Баттулин, который победил в новосибирских научных боях полгода назад, считает участие в таких выступлениях скорее хобби и возможностью рассказать об исследованиях своей лаборатории, никакого дополнительного поощрения за эту деятельность не ждет. Никаких предложений от новосибирского телевидения, газет или издателей ему не поступало… Впрочем, он и не уверен, что у него, как у заведующего лабораторией, нашлось бы для такой деятельности время. А вот инвестор никому из российских участников, пожалуй, не помешал бы.

После выступления. Фото С. Ковалёва
После выступления. Фото С. Ковалёва

Международные научные бои в Новосибирске проводились в рамках года немецкого языка и культуры в сотрудничестве с общественным фондом «Академгородок» и компанией scienceslam.net.

1. Черная Ю. Молочные мыши и лечебные козы // ТрВ-Наука. № 157. 1 июля 2014 года.

Связанные статьи

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *