Историзм по-министерски

Публикуем еще один критический отзыв на «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики». Автор, докт. философ. наук Николай Копосов, в настоящее время преподает в США

Рис. И. Кийко
Рис. И. Кийко

Обсуждать так называемые «материалы и пред­ложения» Министерства культуры к проекту основ государственной культурной полити­ки трудно: документ выполнен в жанре служебной записки, поражает убогостью мысли и слога и за­ставляет вспомнить многочисленные анекдоты о породившем его учреждении, которое в россий­ской традиции прочно ассоциируется с полным от­сутствием культуры. И все же Л.С. Клейн прав, при­зывая обсудить документ: ведь в последние годы в нашей стране самые нелепые предложения легко приобретают силу закона.

Л.С. Клейн указывает на ряд логических противоре­чий и недостоверных утверждений, из которых исхо­дят анонимные авторы «материалов и предложений». Я хотел бы продолжить его анализ «принципа исто­ризма» и «цивилизационного принципа» в том виде, в каком они сформулированы в документе.

Принцип историзма понимается так: «Культура фор­мируется на протяжении длительного времени в про­цессе исторического развития, являя собой основу идентичности данной социальной общности».

Это крайне упрощенное понимание историзма, и к тому же спорное. Во-первых, откуда известно, что у общности есть идентичность, и к тому же «одна на всех» членов общности? Что такое идентичность? То же самое, что культура? Тогда культура «являет осно­ву» самоё себя. Или, может быть, идентичность — совокупность отличий данной «общности» от других? Но тогда откуда известно, что именно культура — а не экономика или политика — лежит в основе этих отличий? Взять, например, вороватых и некомпетент­ных чиновников — они у нас такие потому, что в Рос­сии такой культурный код (т.е. мы все вороватые и некомпетентные), или потому, что у нас авторитар­ный режим и не до конца сформированный инсти­тут частной собственности? Лично мне ближе вто­рое объяснение. Если же исходить из первого, то с коррупцией бороться не надо. От Красна Солныш­ка до Сера Солнышка — брали, берем и брать будем. Не нужны нам европейские ценности, правовое го­сударство и прочее психологическое оружие по раз­ложению Святой Руси.

Во-вторых, — возвращаясь к историзму — куль­тура понимается как явление в развитии, что за­мечательно. Не вполне понятно только, как это сочетается со следующим утверждением: «Циви- лизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода» («от Россий­ской империи через СССР к современной Россий­ской Федерации»).

То есть, надо полагать, «процесс развития» закон­чился, культура сформировалась и меняться не соби­рается? Это — историзм? Только для тех, кто надеется, что империя незыблема и пребудет вовеки.

Нет уж: если все развивается, то неизменных сущ­ностей нет и быть не может. Нет неподвластной вре­мени «российскости», это исторически изменяющаяся категория. Сегодня российскость одна, а завтра, воз­можно, уже совсем другая (хорошо бы, если бы демо­кратическая). А развитие, как справедливо подчерки­вает Л.С. Клейн, возможно только благодаря наличию в каждой культуре «колебаний, рассеяния, отклоне­ний». Именно так, между прочим, обычно понимался историзм в русской интеллектуальной традиции (на­пример, Шкловским, Тыняновым, Проппом).

Историзм — понятие чрезвычайно широкое. Был историзм Просвещения, историзм немецкой истори­ческой школы, марксистский историзм и т.д. Разница между ними немалая. С авторов служебной запи­ски грех спрашивать, к какой из этих традиций они призывают примкнуть. Я отвечу за них на этот во­прос, но чуть ниже.

Те имена, которые в «материалах и предложени­ях» названы, — Данилевский, Тойнби, Гумилев, Хан­тингтон — приведены в разделе о «цивилизацион- ном принципе». Именно их — и только их! — идеи призваны служить теоретическим обоснованием го­сударственной культурной политики. С точки зрения профессионального историка, ни один из этих авто­ров не принадлежит к числу ученых, идеи которых сохраняют научную актуальность. Многие коллеги скажут, что их работы вообще лежат за пределами науки. Прогресс исторического знания в ХХ веке свя­зан с совершенно другими именами — Блока, Февра, Броделя, Хобсбаума, Томпсона, Козеллека и т.д. По какой причине документ, родившийся в недрах Министерства культуры, игнорирует достижения ака­демической науки и ссылается на, мягко говоря, ин­теллектуально проблематичных авторов как на глав­ных теоретиков, — абсолютно непонятно. Или, скорее, наоборот: абсолютно понятно, потому что невеже­ство и национализм часто ходят парой.

В заключение — о главном. Та версия истори­зма, на которую опираются авторы «Предложений», восходит к немецкому романтизму, но полнее все­го воплотилась в крайне консервативной прусской исторической школе, отстаивавшей идеи уникальности «немецкой души» и «особого пути» (Sonderweg) исторического развития Германии. Эта версия была принята на вооружение нацистами. Как из­вестно, Sonderweg прервался 9 мая 1945 года. Связь между идеологией особого пути и «немецкой ката­строфой» — самая прямая. От уникальности немец­кой души рукой подать до белокурой бестии, а от­туда — до скамьи подсудимых в Нюрнберге. После 1945 года немецкие историки и интеллектуалы пред­почитают теорию о «единстве пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов» (каковую отрицают авторы «Предложений»).

Российское славянофильство XIX века — это «пе­ревод с немецкого» (тогдашние славянофилы язы­ками владели). «Россия — не Европа» — перепевы на тему «Германия — не Европа» (или «Германия — не Запад»). Да, да — именно так и выражались не­мецкие «германофилы» вплоть до упомянутого 1945 года. И русская душа в изображении славяно­филов до степени неразличения напоминала немец­кую душу: ведь в обоих случаях главным было не походить на бездушных и утилитарных индивидуа­листов — англичан, французов и прочих американцев. У немцев — Volk, и у нас — народ, у них — Volksseele, у нас — народная душа, у них — Volksdeutsche, у нас — соотечественники за рубежом, у них — Geistigkeit, у нас — духовность, у них — Gemeinschaft, у нас — об­щина, у них — Boden, у нас — почва, у них — Reich, у нас — держава, у них — Fuhrer, у нас — вождь. И у всех сплошная самобытность.

Имелись, правда, и отличия. У немцев уже в XIX веке был Rechtsstaat, а у нас сих пор нет правового госу­дарства.

Зато, к счастью, ни в Германии, ни в России идео­логией особого пути дело не исчерпывалось. Герма­ния ей переболела, мы — еще нет. Но пример Герма­нии показывает, какими последствиями чревата эта идеология, как бы ее ни прикрывать историзмом или цивилизационным подходом. 

Связанные статьи

11 комментариев

  1. Здравствуйте, профессор, как же быть простым искателям собственной идентичности из постсоветских государств? В своей диссертации «Этнический фактор в политической жизни Кыргызстана» я неоднократно ссылаюсь на А. Тойнби, С. Хантингтона, Л. Гумилева, используя цивилизационный принцип как основополагающий для исследования формирования этнической палитры на территории Кыргызстана. Я согласна с Вами и тоже считаю, что культура — явление динамичное, вбирающее в себя множество из других, но как мне входить в дискуссию о культуре, если мне отбросить знание о культуре (цивилизации) кочевников? И разве нельзя согласиться с утверждением Тойнби, что культура цивилизаций меняется в процессе миграций, экспансий и т.п.? Я также согласна с Л.С. Клейном, что известные культуры передовых народов состоят из потрясающей пестроты элементов разнообразного происхождения. Действительно, современная культура не имеет национальной принадлежности. Но как быть культуре т.н. непередовых народов? Раствориться в океане современной глобальной культуры?
    С уважением и искренним стремлением получить Ваши ответы,
    Эльмира С. Токтосунова

  2. Дорогая Эльмира,
    коль скоро и я задет в Вашем вопросе, отвечу, не дожидаясь ответа Н. Копосова. И Тойнби, и Гумилев, несомненно, мыслители, но скорее философы (историософы), чем собственно историки, если рассматривать историю как науку строгих методов. Цивилизационный принцип, на мой взгляд, это тот же культурный расклад. Под цивилизациями Тойнби и его последователи подразумевают большие культурные блоки, сформированные хозяйственно-экологической и религиозной близостью. Поскольку слово «цивилизация» имеет еще и другие значения (технологическое и аксиологическое), то «цивилизационный принцип» представляется мне неудачным, сбивчивым обозначением.
    Утверждение Тойнби, что культура меняется в процессе миграций верно, но очень уж банально. Противоположное утверждение (его придерживался Гумилев) в абсолюте неверно, но в некотором смысле тоже верно: в культуре можно найти некий комплекс устойчивых элементов. Культура «непередовых народов» тоже достаточно пестра по составу, хоть и менее, чем культура развитых наций. А вот сказать, что «современная культура не имеет национальной принадлежности» вряд ли будет правильно. Имеет. Просто нужно различать этнос и нацию и сознавать, что в культуре, кроме национально ограниченных, специфических черт, есть много черт, выбивающихся за национальные границы. «В океане современной глобальной культуры» растворяются все, передовые больше, отстающие — меньше, но все одновременно вырабатывают всё новые специфические черты.
    Вот что мне кажется существенным в Вашем вопросе, если глянуть на него в моих позиций. В аспекте идентичности Вам, вероятно, более компетентно ответит Н. Копосов.

  3. Пардон за вмешательство дилетанта. Но мне кажется, надо учитывать фактор масштабов времени. Одно дело, когда мы говорим о культурах в историческом масштабе. Тогда мы явно видим динамику, смешения и все прочее. Но если мы говорим о конкретной культуре «здесь и сейчас», то мы явно увидим конкретную картинку, сложившуюся исторически.

    Есть классический школьный опыт в физике. Определенные смолы ведут себя как жидкости, то есть текут, если смотреть в масштабе месяцев. Но в конкретных руках в конкретный момент они ведут себя (в частности ломаются) совершенно как твердое тело.

  4. Замечание Денни. Всё так, но это если мы «говорим о культуре». А если мы исследуем, то выясняем конкретный вопрос — о ее составе, о происхождении ее конкретных элементов и т. п. И вопрос о времени будет решаться конкретно, применительно к задачам исследования. Но исследователи, о которых речь, обычно не выясняли вопросы, а «говорили о культуре» — формировали идеи, соответственно выбирая и подбирая факты.

  5. Уважаемый Лев Самуилович,
    благодарю за ответ! В какой-то момент, прочитав Вашу статью, было чувство, что земля уходит из-под ног, было ощущение, что вы критикуете в радикальном национализме представителей цивилизационного подхода (несмотря на то, что понятие «цивилизация» имеет ряд значений в других плоскостях). Ведь Гумилев был и остается духовным отцом в постижении истории для многих моих коллег из государств ЦА. В моем исследовании использован системный подход (элемент компаративизма), потому его утверждение, что изучать историю государства нужно в комплексе «и с высоты птичьего полета, и с верхушки горы, и из мышиной норы», было для меня в качестве девиза, учитывая, как пишет Denny, факторы времени.
    Также, для меня крайне интересны труды о постижении истории Тойнби. Конечно же я далеко не историк, но для исследования современных политических процессов нужны инструменты для видения путей развития истории, по крайней мере, на евразийском континенте.
    После более вдумчивого прочтения Вашей статьи, я вполне солидарна с Вашим мнением о том, что в основу государственной культурной политики входит вся палитра этнических составляющих (национального?) государства, с учетом современной, если позволите, космополитичной культуры. На кого из историков или культурологов можно опираться для разработки «Материалов»?
    С искренней благодарностью,
    Эльмира

  6. Статья представляет какой-то курьез. Она никоим образом не относится к циклу Л.С. Клейна о документе о культурной политике, а представляет чистую спекуляцию на заголовке. Ведь можно отталкиваться от чего угодно. Например, что-то такое: «В своей статье Л.С. Клейн неоднократно употребляет союз «и», и я хотел бы подробнее раскрыть проблему, связанную с его происхождением и функционированием в языке…» Ну хочется «профессору из США» поговорить об историзме, так пусть он без привязки к кому бы то ни было пишет об историзме. Только вот про историзм существует достаточно серьезная литература, и по тому сумбуру, каковой представляет уже опубликованная колонка, вряд ли можно было бы ожидать чего-то стоящего и от развернутой статьи проф. Колосова.

  7. Уважаемая Эльвира!
    Я думаю, что «духовным отцом в постижении истории» Л. Н. Гумилев «был и остается» для многих коллег «из государств ЦА» всё-таки не без этнического и национального фактора. Несомненно тут сказалась его позиция по вопросу о понимании нашествия кочевников на Русь: что оно не было разрушительным для Руси. Отношение к нему в российской науке далеко не столь благоговейное (при всем уважении к его биографии). Он очень популярен у читаталей-дилетантов, особенно почитается читателями с националистическим уклоном, но с большим скепсисом воспринимается учеными-профессионалами. И тут дело не в национальном факторе (хотя и он имеется). Дело в том, что строгими методами у Гумилева и не пахнет. Его картины истории ближе к мифам. Он был мифотворцем, рядящимся в естествоиспытателя. Хотя отдельные его изыскания очень хороши.

    На Ваш вопрос, на кого из из историков или культурологов можно опираться в разработке «Материалов», я бы ответил так: на всех в целом и ни на кого в особенности. Тогда можно составить себе представление о методической строгости оснований, по этому ощущению и судить о состоятельности тех или иных работ. А иначе Вы не перейдете из категории школяров в категорию исследователей, защитите Вы хоть десять диссертаций.

  8. Ну в общем автор чрезвычайно близок к истине. Параллелей развития сегодняшней России и Германии в начале прошлого века слишком много. Сначала гонения на голубых, потом Крым и Украина. А уж эти «материалы и пред­ложения» ну это просто ни в какие ворота.
    Страшновато становится.

  9. Лев Самуилович!
    Безгранично благодарна за снисхождение отвечать школяру.Склонна считать, что каждый в этом мире достоин стать исследователем, даже не имея элитного научного признания.
    Искренне прошу Вашего совета: кого Вы порекомендуете из ученых-профессионалов — историков и культурологов в российской науке.
    С уважением,
    Эльвира (если Вам угодно так меня называть)

  10. Простите, Эльмира, за то, что допустил ошибку в Вашем имени (оно редкое и похоже на более распространенное). Не возьмусь за сортировку профессионалов: у каждого могут быть свои преимущества и свои недостатки. Всё зависит от темы, аспекта и конкретной работы. Вот излишнюю увлеченность тем или иным исследователем мог бы опротестовать. А имена наиболее интересных Вы знаете лучше меня.
    Скажем, я бесконечно уважаю Тишкова и симпатизирую ему. Но с его основной линией по вопросу об этносе не согласен (что и выражал в своих статьях в том же «Троицком варианте», а скоро появится моя «История антропологических учений» — и там об этом есть).

  11. С автором заметки трудно согласиться. Нужно быть слепым, чтобы не заметить, что каждый этнос и нация действительно уникальны, ибо складываются в своих, не повторяющихся нигде более условиях. Иначе этих этносов и наций просто не существовало бы. Если «немецкие историки и интеллектуалы пред­почитают теорию о «единстве пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов»», то они впадают в ту же крайность, что и сторонники вульгарно и прямолинейно понимаемого формационного подхода с его пресловутой пятичленкой, которую должны пройти все народы от французов до папуасов. Что действительно едино, так это не пути развития всех наций, а те законы, которыми это развитие управляется. Найти и исследовать эти законы — и есть задача историка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *