Заявление членов Ученого совета Института философии РАН о концепции основ культурной политики

Ознакомившись с проектом «Основ государственной культурной политики», подготовленным Министерством культуры РФ, сотрудники Института философии РАН, входящие в состав Ученого совета, считают своим долгом заявить следующее.

Проект содержит претензию на общеобязательную идеологию, что прямо запрещено ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Разработчики материала открыто и демонстративно вторгаются в область философии, полагая себя достаточно компетентными в данной отрасли знания, тогда как содержание документа не всегда соответствует даже студенческому уровню.

Текст содержит множество утверждений односторонних, некорректных и просто ложных. Столь вольное и категоричное обращение с темами и идеями, дискутируемыми на протяжении всей истории российской мысли, совершенно недопустимо ни в одном уважающем себя сообществе.

Недоумение вызывает однозначность тезиса «Россия не Европа», объявленного «краеугольным» в данном документе. Это сугубо частное суждение никоим образом не может рассматриваться в качестве непререкаемой истины. Ложно утверждение, будто бы этот тезис подтверждается «всей историей народа и страны». Нельзя не считаться с тем, что многие исторические деятели и лучшие умы России придерживались прямо противоположного взгляда.

Считаем, что государство более способствовало бы интеллектуальной жизни России, если бы содействовало углубленному исследованию и обсуждению темы российской идентичности поддержкой соответствующих проектов, конференций, дискуссионных площадок, издательских программ и пр. И наоборот, государство будет выглядеть двусмысленно, пытаясь в директивном порядке решить сложнейшие философские вопросы.

Принципы государственной политики в области культуры должно разрабатывать прежде всего само общество, а не анонимные «рабочие группы» при сколь угодно авторитетном ведомстве. В связи с этим считаем необходимым не просто пересмотреть содержание и повестку данного документа, но и переформатировать сам процесс его подготовки, открыв возможность привлечения широкого круга специалистов. Это, как минимум, позволит не углублять непонимание между бюрократическими структурами и научным сообществом, возникшее в последнее время.

Интеллектуальный и духовный опыт России должен осмысляться в таком режиме, чтобы этот процесс стал основой консолидации общества, выхода на новый уровень культурного развития.

Члены Ученого совета ИФ РАН Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, С.А. Никольский, А.П. Огурцов, Б.Г. Юдин, А.В. Рубцов, Н.В. Мотрошилова, Н.И. Лапин, С.В. Месяц, А.А. Кара-Мурза, Е.В. Петровская, А.В. Карпенко В.А.Лекторский, И.Т. Касавин, П.Д. Тищенко, В.М. Межуев, М.С. Киселева, В.И. Аршинов, А.Л. Никифоров, Е.Л. Черткова, М.Т. Степанянц, Г.Б. Степанова, В.Л. Васюков

Цитируется по: http://iph.ras.ru/cult_polit.htm

С проектом «Основы государственной культурной политики» можно ознакомиться по ссылке http://www. novayagazeta.ru/storage/b/2014/04/12/kulturnaja_politika.doc

Связанные статьи

13 комментариев

  1. Всех на теплоход! И в Америку! Геть отсюда! Не мешайте строить СССР!

  2. ну и что в очередной раз порадовались- выявив что нами управляют неучи и что делать будем их подтягивать обучать это длится уже более 20 лет без всяких подвижек не могут- пусть уходят зачем ломали советскую страну навязывая буржуйство в итоге дорогие россияне самые бедные в европе

  3. Отчего же видим не заявление Ученого совета Института философии РАН, а только некоторых членов?
    Значит, их мнение не преобладает даже в пределах отдельно взятого совета.

  4. Что-то я не понял господ философов. Конкретное государство формулирует свою конкретную культурную политику. Совершенно не вторгаясь в область философии. Можно эту данную политику поддерживать, можно критиковать. Но это дело государства. Что странного в том, что принципы государственной политики разрабатывают государственные структуры?

    А вот философы явно пытаются вторгнуться в чужую область — в область государственной политики.

  5. Denny,

    ну вроде философы и критикуют как раз.
    имеют на это полное право и я бы даже сказал обязанность.

    обязанность, поскольку правительство консультируют в данный момент люди — как бы это сказать поприличнее — несильно образованные, но зато сильно невменяемые.

    1. Возможно я не точно выразился. Они критикуют документ с политическими установками как будто это философский трактат. А это совсем разные документы, подразумевающие разные стили. Это… я даже не знаю. Как трактат о военном искусстве и боевой приказ. Первый должен содержать описание разных возможностей, а второй — конкретный выбор.

      1. ну вот и поясняют они ему что «выбор» довольно недалёкий и даже самоубийственный.

        1. Ничего такого в заявлении нет. Там есть претензии по поводу того, что к составлению боевого приказа не привлекли философов и прочее научное сообщество.

  6. Denny:»…Как трактат о военном искусстве и боевой приказ…»
    Точно подмечено! (Кстати, и боевая терминология тут очень к месту. Актуально.)
    Вот цитата из проекта «Основ»:
    «Никакие ссылки на «свободу творчества» и «национальную самобытность» не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав гражданина, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение. В случае нарушения действующего законодательства и прав других граждан к таким лицам и сообществам должны применяться соответствующие меры пресечения.»
    Кто-нибудь наивный скажет, что тут попахивает скорее полицейским, а не военным духом, но я полагаю, это всё поправят к релизу, вместе с соответствующими мерами пресечения. Зато как по-боевому звучит постулат про «необходимость борьбы за сохранение и развитие русской культуры и русского языка как внутри, так и за пределами Российской Федерации, в первую очередь в государствах постсоветского пространства.»!
    А вообще-то, конечно, документ не лишен еще недостатков. Перечисляется «целый ряд мыслителей (Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон)», но ни разу — И. Ильин, например. И потом, причем здесь Тойнби и Хантингтон? Мы же русские, в скобках — российские, а не какие-то там вообще люди. Нет, сыроват он еще, документ-то…

  7. К философам, особенно тем, кто занимается философией естествознания, особые претензии. С 1958 г. (Всероссийское совещание философов) у нас не стало философии естествознания как науки. Увы, это медицинский факт.
    Я могу дать ссылку на саркастическое эссе в интернете:
    ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (Кулигин)http://propaganda-journal.net/1712.html

    С 1958 г. не только философия естествознания, но и вся российская философия «обнищала», превратившись в философию позитивизма. Хрущевщина породила в обществе философию ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА (паразитизма), которая далее «доканала» госидеологию и СССР. В работах цитаты, цитаты и очень мало мудрых мыслей!!! А жаль.

  8. Цитирую первоисточник:

    «Считаем, что государство более способствовало бы интеллектуальной жизни России, если бы содействовало углубленному исследованию и обсуждению темы российской идентичности поддержкой соответствующих проектов, конференций, дискуссионных площадок, издательских программ и пр.»

    В переводе на русский язык — дорогое государство, мы хорошие, дай денег. Пардон, какое это отношение имеет к философии? Так и вижу Сократа, который приходит в ареопаг: «Дайте денег, а я вам разработаю концепцию идентичности афинского гражданина». Буэээ…

    1. Так и вижу Сократа, который приходит в ареопаг: «Дайте денег, а я вам разработаю концепцию идентичности афинского гражданина». Буэээ…

      Правильно! Пусть лучше яду выпьют…

Добавить комментарий для Denny Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *