О ценности самообразования

SurdinВладимир Сурдин,

канд. физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ, с. н. с. Государственного астрономического института им. Штернберга, лауреат премии «Просветитель» 2012 года:

А у меня всё просто: сейчас уже не смогу отделить, какие знания получил на лекциях, какие — сам, а какие пришли гораздо позже окончания учебы, по ходу жизни.

В целом (в школе и университете): любимые предметы учил сам с опережением читавшихся курсов, а нелюбимые предметы учил по принуждению, к экзаменам, и быстро забывал детали. Поэтому в своих лекциях стараюсь не научать, а заинтересовывать студентов в надежде, что возникнет интерес — заработает и самообразование, а не возникнет интереса, так хотя бы останутся в голове общие, принципиальные вещи.

MecharikovАлександр Мещеряков,

докт. ист. наук, профессор РГГУ, сотрудник кафедры истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ, лауреат премии «Просветитель» 2012 года:

Без самообразования не бывает ни ученого, ни интеллигентного человека. Своим студентам я повторяю: «Я ничему не могу научить вас, у меня можно только научиться». Возвратная форма глагола предполагает, что преподаватель может задать направление, но без самостоятельных усилий студента движение делается невозможным.

В моей жизни было не так много людей, которые служили мне образцом. И — тем более — я им обязан по гроб жизни. Всем стилем своей жизни они намекали: делай как я! А это означает, что поиск следует осуществлять самому. Самому искать информацию, самому читать, экспериментировать, думать… Я был не во всём согласен со своими учителями, но бесценное общение с ними привело меня к формуле: всех слушать, но никого не слушаться.

Самообразование — вещь увлекательная и необходимая. Но я встречал и широко начитанных людей, которые по разным причинам не получили высшего образования. Они занимались самообразованием от души, но в стиле их мышления всё равно обычно обнаруживалась какая-то ущербность — отсутствие строгости мысли.

Так что, по большому счету, почти для каждого человека, который хочет заниматься наукой, одинаково важно и прохождение формального образования, и наличие старшего товарища, и самостоятельная работа. При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов человек обречен на интеллектуальную провинциальность. Но с течением времени и после достижения определенного научного уровня самообразование занимает всё больше времени.

MihailМихаил Кацнельсон,

докт. физ.-мат. наук, профессор Университета Радбоуда (Нидерланды), лауреат премии Спинозы 2013 года:

В школьные годы я всегда много читал сам про разные науки, «Детскую энциклопедию», всякие популярные книги. Наверное, это можно назвать самообразованием. Оно было очень важно для меня, но, мне кажется, не важнее, чем  регулярное школьное образование. Скажем, я выбрал своей профессией физику (а не математику, химию или биологию, по которым тоже много читал сам), потому что у нас был замечательный учитель физики в школе и 11 часов физики в неделю (в выпускном классе). Конечно, его роль была решающей. А вот по математике для меня в школе главным было самообразование, особенно, прочитанная в 9 классе «Высшая математика для начинающих» Зельдовича и Мышкиса. Ну, так я и не стал математиком.

В университете я учил основные физические курсы сам, опережая программу на год или пару лет. Мне хотелось как можно раньше заниматься наукой, и в общем это удалось (моя первая статья вышла, когда я был на третьем курсе, а после четвертого я уже делал приглашенный доклад на большой всесоюзной конференции). Для этого нужно было, понятно, что-то знать.

Термодинамику я выучил сам на первом курсе по ротапринтному изданию новосибирских лекций Румера, квантовую механику — после первого курса, по Ферми и Блохинцеву (а потом уже отлакировал Ландау-Лифшицем), общую теорию относительности — после второго (по многим книгам, это была моя страсть в студенческие годы), квантовую теорию многих частиц — на третьем курсе (по Абрикосову, Горькову и Дзялошинскому), квантовую электродинамику — после третьего (по Берестецкому, Лифшицу и Питаевскому).

Крайне важно было раннее знакомство с формализмом интегралов по путям (в начале третьего курса, по Фейнману и Хиббсу). Всё же самообразованием в полном смысле это не назовешь, у меня был учитель, Борис Хакимович Ишмухаметов, под руководством которого я начал заниматься наукой, и он в какой-то мере руководил моим чтением, рекомендовал книги и т.п.

Не могу всё же сказать, что регулярное образование было совсем неважным. Скажем, оптику нам читали отвратительно, а гидродинамику — еще хуже, ну так я до сих пор чувствую себя в некоторых вещах не вполне уверенно. Ну, вроде как когда на лыжах катаешься с неправильно выбранной мазью. Ехать можно, но нет ощущения парения. Аналогично с математикой. Все пробелы и ухабы университетского образования ощущаются до сих пор, несмотря на последующие попытки загладить их самостоятельно.

Зато в гуманитарных дисциплинах, если чему и научился, то тут уж полностью сам. Не благодаря всему этому промыванию мозгов псевдомарксизмом-ленинизмом, а вопреки. Но, думаю, если бы в молодости у меня была возможность реально что-то узнать о философии и теологии, это бы мне очень, очень помогло. 

Связанные статьи

13 комментариев

  1. А как ты потом докажешь, что этот предмет ты знаешь. Если это не подтверждено дипломом или как то еще. Здесь есть проблема.

    1. «А как ты потом докажешь, что этот предмет ты знаешь»

      Работой. Нужно чего-то делать. и никто не вспомнит, что у тебя нет диплома или степени. В конечном счете всем на это наплевать.
      Нельзя только читать невзрослые или плохие книжки. Нынче и в рунете можно набраться всякой ерунды… Чего к сожалению и происходит с любителями наук…

  2. Далеко не наплевать. И такие истории известны. Вообще у меня всегда вызывает искреннее уважение, когда скажем академик Ляпунов, которого выгнали с мехмата за дворянское происхождение в 28 году. Через 9 лет он сдает экзамен экстерном и еще через год становится кандидатом наук. Или Горбань. Хотя для меня это загадка. Как им это удалось. Потому что учиться самостоятельно это значит тратить в четыре раза больше времени. Чем при нормальном обучении.

    1. Я бы сказал наоборот. Впрочем не мне судить. Я прогуливал все что можно и даже то, что нельзя (военную кафедру).
      Зато кого я прогуливал!
      Учиться все равно придется самому. И всегда. Вон Михаил на втором курсе читал ОТО. Что очень важно РАЗНЫЕ книги. Я вот влез в эту тему после 65… хотя в общих чертах представлял еще в школе, вернее вместо школы. Очень стеснялся причем, не показывал окружающим. Ужасно люблю читать или просто думать в метро.

      Таки наверно нет наверно универсальных рецептов.
      я, думаю, не лучший пример для подражания..

  3. Понравилась мысль профессора Мещерякова «Самообразование — вещь увлекательная и необходимая. Но я встречал и широко начитанных людей, которые по разным причинам не получили высшего образования. Они занимались самообразованием от души, но в стиле их мышления всё равно обычно обнаруживалась какая-то ущербность — отсутствие строгости мысли».
    Базовое образование дает возможность свободно держаться на воде (в своей профессии), общение с Учителем дает возможность увидеть нерешенные вопросы познания своей профессии и возможные пути их решения, а строгость и стройность мысли появляется тогда, когда решив одну из проблем познания Вы начинаете понимать, что вы еще далеки от истины и рассказываете об этом своему ученику

    1. Поддерживаю. Базовое образование необходимо. Это стартовая позиция. Самообразование дополняет его, являясь составной частью любой творческой работы и условием развития. Всегда при такого рода обсуждениях вспоминаю замечательный рассказ Азимова «Профессия».

  4. Речь идет не о том как попроще получить бумажку.
    А о том, что ученый без самообразования не сможет достигнуть высокого уровня профессионализма. и не только ученый.

    Формы самообразования различны. Можно пытаться не попасть молотком по пальцу, решать трудную задачу или продолжать читать не понимая.

  5. Знание не существует ради знания. И учеба ради учебы. Ты приобретаешь некоторый объем знаний ради каких то действий. Если ты изучаешь ОТО, значит в перспективе ты устроишься в соответствующую теор группу и будешь работать. то, что это просто интересно еще не повод ее изучать. Область довольно обособленная. И в мире ею занимаются не так много людей. Реально на освоение ОТО необходимо около года. Нужно освоить соответствующие разделы математики т физическое содержание. Вся теор физика так устроена. Берется определенная математическая конструкция, осваиваются ее структура и свойства. В курсах математики. И на эту конструкцию как на скелет надевается определенное физическое содержание. Например, принцип наименьшего действия. Это стандартная задачка вариационного исчисления применительно к механическим системам. Освоить ОТО можно, но устроиться работать в этой области будет очень проблемно. Есть такое понятие КПД научной работы. Некоторые всю жизнь сидят на одной формуле. Например, упругие волны в кристаллах. Тензор Грина-Кристоффеля. Стандартная задача линейной алгебры. Нахождение собственных значений и собственных векторов. Сиди и считай на компьютере. Есть люди, этим занимаются.

  6. У Зельдовича не было высшего образования формального (диплома), у знаменитого математика Гельфанда (не так давно умер за 90 лет) вроде бы тоже, у Боголюбова не было школьного аттестата.

    1. Ну мне не так давно приснился сон — вдруг надо получить аттестат…
      Ну а без диплома мне пришлось поработать десяток лет самородком местного значения.

Добавить комментарий для Валерий Морозов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *