Вранье во исполнение поручения. Часть 2

Галина Цирлина
Галина Цирлина

В Части 1 (ТрВ-Наука, № 134, 30.07.2013) в связи с «рядом мероприятий по повышению заработной платы» в МГУ обсуждались вопросы относительно простые — «организационные». Они при наличии здравого смысла так или иначе выясняются на основе регламентирующих документов, в крайнем случае — при помощи юристов. А в Части 2 придется обсудить вопросы, не всегда имеющие однозначные ответы. Если коротко, то это блок вопросов «Кто, кого и чему учит в МГУ?»

Ректор наш все придумывает рейтинги — такие, чтобы подтвердили будто бы «МГУ готовит элиту, специалистов высшего класса с хорошим фундаментальным образованием» (www.rg.ru/2012/07/10/sadovnichiy.html). Я не утверждаю, что ректор говорит неправду, — но необходимо уточнить какую именно часть студентов нам удается превратить в указанную «элиту». По крайней мере на крупных естественно-научных факультетах мы заняты вполне массовым, а отнюдь не элитным образованием. И мы все участвуем в разнообразном вранье, поддерживающем имидж «главного университета страны» в отрыве от его реалий.

О гуманитарной части МГУ мало что знаю, это отдельный мир, разрастающийся с невероятной скоростью. Про разные естественные факультеты и институты МГУ знаю в разной степени. Однако мы все в одной изрядно накренившейся лодке, и я буду признательна коллегам с любых факультетов МГУ за продолжение темы, независимо от их согласия или несогласия с написанным ниже.

Сразу и категорически не принимаю обвинений в выносе сора из избы, называемом нынче «нарушением корпоративной этики». В МГУ есть много замечательных научных людей и традиций. и именно для того, чтобы все это сохранить, необходимо, наконец, перестать врать себе и другим. Нет больше «внутренних проблем МГУ», есть общая проблема сохранения высшего образования в стране, которая на фоне общегосударственного безумства требует активного вмешательства «рядовых» сотрудников университетов. Не митингов, не создания «обществ», а просто профессиональных действий.

Многослойное вранье содержится в предмете особой гордости нашего ректората — в отношении 1:4 (число сотрудников: число студентов), как в числителе, так и знаменателе. Хотя вполне допускаю, что при взгляде сверху из ГЗ представителям административной вертикали это самое 1:4 кажется достоверным. Тут многое зависит от ракурса.

Пинг-понг вдоль вертикали

В МГУ имеется вертикаль со сложной иерархией, что удобно для ответов на вопросы трудящихся — факультетские администраторы объясняют разные заморочки необходимостью выполнять указания ректората, а ректорат указывает, что все проблемы возникают на факультетах, мол «сами там у себя разбирайтесь». Шарик налево — шарик направо… Бессмысленно вникать в этот пинг-понг — решать производственные вопросы можно только без оглядки на вертикаль, возвышающуюся в параллельном мире. У них там рейтинг, спутник, размах стройки на противоположной стороне Ломоносовского проспекта, встречи с патриархом и с гранд-дамой из Госдумы, международные олимпиады с присвистом и проч. А у нас розетки в аудиториях из стен вываливаются и мел казенный на доске следов не оставляет — ну что ж, мы мела не купим? — если даже реактивы и расходники, несмотря на все их тендеры, умудряемся покупать? — а они пусть себе запускают спутник…

Так было годами. Но сейчас качественно иная ситуация. Местная вертикаль столь трепетно приникла к государственной вертикали, что окончательно обвалиться может вся конструкция. В случае сокращения штатов по неадекватному механизму мы не то что «элиты» — и ликбеза — то обеспечить не сможем. А сверху опять шарик налево — шарик направо. Вот, например, проректор В.Е. Подольский, находясь в отпуске, любезно ответил на некоторые мои вопросы: «По каким критериям предполагается выбирать «кандидатов на сокращение»?» и «Кто и когда будет определять соответствие этим критериям?». Оказалось, что ректорат предоставляет факультетам возможность самостоятельно решать судьбы научного штата. Это, однако, предполагает какую-то «разнарядку» по подразделениям… Интересно бы на нее посмотреть, в частности — на «квоты» для институтов МГУ, в которых вообще штат только научный, хотя без них числитель в пресловутом отношении 1:4 сильно пострадает.

1:4 в «главном университете страны» — числитель

Регулярно направляемая куда-то вверх отчетность о числе часов у каждого преподавателя МГУ — это двухслойное вранье, и опять от «производственной необходимости». В первом слое — легко наблюдаемый факт: часть аудиторных часов отрабатывает научный штат, а вовсе не педагогический. На разных факультетах и кафедрах — в разной степени, потому что исторически сложилось штатное расписание с совершенно разными пропорциями. Во втором слое — и это наблюдать куда труднее — участие научного штата во внеаудиторной педагогической работе: в составлении и проверке задач, в поддержке и обновлении практикумов, в приеме экзаменов и, самое главное, — в руководстве курсовыми, дипломными и аспирантскими работами. «Часы» на некоторые из этих видов деятельности «выписываются», но очень смешные (например «от 1 до 3 часов на руководство курсовой работой»). Подсчет часов в этой шкале в связи с формированием штатного расписания — это циничное вранье.

По нашему опыту, на химфаке и факультете наук о материалах внеаудиторные затраты времени превышают аудиторные ровно на порядок — если, конечно, ставится задача действительно чему-то научить студентов. Глагол «преподавать», согласно словарю, имеет значения (1) сообщать, передавать знания по определенному учебному предмету, учить чему-либо и (2) работать в учебном заведении. В связи с достижением результата обучения нас, безусловно, должно бы интересовать значение (1), независимо от трудозатрат. По факту без участия научного штата этого результата не получается.

Разумеется, не всякий представитель научного штата оказывается востребован в педагогическом процессе — но и далеко не каждый представитель ППС занимается обучением без оглядки на «часы». Поэтому сокращение штатов в МГУ никак не может затрагивать только научных сотрудников. Оно должно способствовать тому, чтобы студентов обучали люди, занятые современной наукой, без разделения на чистых и нечистых с разными «показателями в эффективных контрактах». Исключения для общеобразовательных дисциплин (в первую очередь математики), конечно, возможны, но в профильной части образования исключений быть не может.

Отношение 1:4 безусловно содержит в числителе вранье — далеко не все сотрудники учат студентов или могут их учить в принципе.

1:4 в «главном университете страны» — знаменатель

Заламывая руки и возводя глаза к потолку, преподаватели рассказывают друг другу страшные истории типа «представляете, а он мне отвечает, что в литре 10 миллилитров». Члены ГАКов, выползая из аудиторий после заседаний, отплевываются и бормочут: «Это же не дипломы, а очень средние курсовые». И вовсе это не старческое брюзжание. Конкурс на некоторые естественные факультеты чисто символический, уровень на входе действительно очень низкий, учебный план под это не подстроен.

Нет у нас сейчас «материала для подготовки элиты», да и само слово «элита» исключает массовость. На общем потоке мотивированным студентам сейчас еще можно дать крепкое ремесло. Например, на химфаке это органический синтез, аналитическая химия, рентгенофазовый анализ — широко востребованные ремесла современной науки и производства, владение которыми, однако, еще не превращает человека в исследователя. Мне совершенно не жаль усилий на подготовку кадров для компаний и индустрии. Но без мотивации (а ее нет, например, более чем у половины общего потока, который мне приходится обучать) никакими усилиями нельзя подготовить грамотного специалиста. Да, стала невозможна мотивация деньгами — это некоторые называют «потерей престижа естественно-научных специальностей». А людей с мотивацией иной природы (просто с потребностью работать головой) мало было всегда. И то, и другое — непобедимые экспериментальные факты. Для сохранения хоть какого-то научного потенциала нам нужно сориентировать всю систему обучения, прежде всего, на не озабоченное прямолинейно понятым «престижем» меньшинство, на будущих исследователей. С этим мы справляемся, на мой взгляд, куда хуже, чем с рутинным обучением ремеслу.

Исследователей нужно готовить штучно, не один год, в крепких научных коллективах, с хорошей публикацией по результатам диплома. И коллективы эти должны быть не сами по себе, а в здоровой научной среде — с содержательными семинарами, с внешними рецензентами, с регулярными лекциями зарубежных коллег. Примеры такие в МГУ до сих пор еще есть, но это капля в море в сравнении с масштабом общих потоков. Немногочисленные сильные студенты часто даже не успевают найти такие коллективы до отбытия в зарубежную аспирантуру. Все, что до отъезда может им дать сейчас МГУ — это некоторые подпорки для самообразования (что тоже не так мало).

А вообще учить мы, конечно же, обязаны всех, кого в МГУ набрали. И по возможности рук не заламывать от того, что на 4 курсе регулярно встречаются студенты, не знающие, что такое логарифм. То есть они, может быть, знают определение — но при решении задач пишут log2 + log3 = log5. Мотивированные, как только им объяснишь по-человечески (без двоек и ругани) где ж они находятся,- упираются рогом и чему-то учатся в конце концов. А которые после окончания планируют торговать зубной пастой или улыбаться посетителям в турагенстве — те ужаса собственной ситуации не понимают. Отчислять пачками? — нет, просто не изображать из себя элитного учебного заведения, а неотступно заниматься трудоемкой селекцией и подстройкой учебных планов. Других решений не оставила нам наша вертикаль.

Правильно было бы резко сокращать прием и обеспечивать реальный конкурс (понимаю, что такое решение руководством МГУ не будет принято никогда). Помог бы переход на двухуровневую систему: оставшихся в магистратуре точно удалось бы учить эффективнее. Но даже такое очевидное решение руководством МГУ уже отвергнуто — более того, зафиксирован «шестилетний специалитет», повышающий число «часов». Значит, нам остается только концентрировать усилия на создании и поддержании спецгрупп и малых факультетов, чтобы дать возможность более сильным и мотивированным студентам учиться в более однородной среде.

Ну и что такое в итоге 1:4? Числитель явно меньше 1, знаменатель сильно меньше 4 — если иметь в виду результат, а не сам процесс. А теперь про «сам процесс».

Чему числитель учит знаменатель?

Моя мама окончила химфак в 1948, я сама — в 1981, мой сын — в 2006 году. И мы все учились по структурно неизменному учебному плану, хотя и со всякими нюансами. За эти годы существенно изменилась структура науки, что в зарубежных университетах привело к изменению именно структуры химического образования. А на нашем острове стабильности обновления (в основном спецкурсы) скорее напоминают заплаты на старом, когда-то очень элегантном и функциональном, но уже изрядно потертом пиджаке.

Я вовсе не к тому чтобы пиджак выкидывать. Его надо бережно перекраивать — то есть заниматься согласованием всех старых и новых курсов между собой. Формально методкомиссии этим занимаются. Я вот прихожу, время от времени, на одну такую методкомиссию и показываю — документально — что программа моего общего курса в 7 семестре огромными кусками перекрывается с программами двух предшествующих общих курсов. И далее на конкретных примерах (сканы из студенческих решений задач)- к чему приводит кусочное изложение в непрофильных курсах. Предлагаю изменения — подвох какой-то подозревают, хотя часов лишних не прошу и даже готова их отдать… Но всё годами тонет в согласованиях, а это ведь вопрос куда проще, чем о согласовании общих курсов со спецкурсами.

В этом году по весне вертикаль распорядилась писать программы «шестилетнего специалитета» в части специализации, ни слова не сообщая о судьбе учебных планов на младших курсах. То есть для упомянутого пиджака мы должны были пошить рукава, воротник и карманы, а к чему их прицеплять — кто-то решит потом. Было только указано, что фасончик должен включать «Место дисциплины в структуре ООП», «Перечень компетенций» и т.п. Формат затребованных программ окончательно сообщили через неделю после первоначального deadline. Потом велели всё то же написать на английском, но этот deadline несколько раз переносили, пока, кажется, он утонул в сезоне отпусков.

Параллельно еще затеяли инновацию — «межфакультетские курсы», согласно приказу ректора № 43 от 13.02.2013. Заказали курсы от 24 до 30 академических часов, с таким вот условием (цитата из рассылки по факультету, приказ не показывали):

­

Мы еще в рамках обычного учебного плана не научились что-либо подобное согласовывать, а тут за 30 часов надо чтоб независимо от специализации и возраста все всё поняли. Как в известной «Наноазбуке» — для всех, от министров до домохозяек. То есть от нас хотят еще и такого нового вранья, мало им старого.

Первые жертвы — «полставочники»

Повторю, что спецгруппы — это единственное, что мы можем сейчас делать результативно. Для них и программы легче согласовать, поскольку меньше число участников. И уже понятно, что практически ни одна такая серьезная программа не может быть обеспечена только сотрудниками МГУ — необходимы приглашенные лекторы, а иногда и «семинаристы». Их с трудом, но удается еще находить в институтах РАН. Ранее их оформляли на полставки — к сожалению, не только их, но и разных свадебных генералов, от чего, возможно, сложилось у администрации представление о совместителях как о балласте. В свете грядущего сокращения этот балласт показался, видимо, неплохим резервом.

В письме из учебной части (Date: Wed, 5 Jun 201313:43:06) нам сообщили, что «для своевременного проведения на химическом факультете МГУ зачисления совместителей на 2013/2014 учебный год кафедрам химического факультета МГУ необходимо предоставить до 12:00 6 июня 2013 года в учебный отдел предложения по кандидатурам совместителей из числа профессорско-преподавательского состава, планируемых для работы в очередном учебном году, по форме, указанной в приложении». То есть на исполнение дали аж 22 часа 17 минут. К письму был приложен приказ от 28.05.2013, в котором то же самое предлагалось сделать до 31.05.2013. То есть за трое суток, но за 5 дней до рассылки. Оформить бумаги строго к deadline, который уже прошел, — это мы как-то умеем. Кстати, прочитайте, что дальше в приказе, и не говорите, что во всем виноват факультет (шарик налево — шарик направо…): до 15 июля (45 дней) судьбы наших полставочников будет решать некое Управление, а потом еще до 15 сентября (60 дней) будет готовиться приказ, который будет затем пережевывать другое Управление.

Управления — наросты на вертикали в ее ректоратской части. И этими наростами вопрос о зачислении  совместителей будет окончательно решен уже после начала учебного года, хорошо, если в сентябре — называется «своевременное проведение». Считаю просто неприличным обращаться к коллегам из РАН с просьбами об участии в нашем образовательном процессе на таких условиях.

Трогателен пассаж про «ведущих ученых». Докторов приглашать можно, а кандидатов нет… зато можно академиков. Вероятно в природе бывают академики, готовые на полставки действительно читать курс, но мне таких не встречалось. Зато знаю очень способных и относительно молодых людей вне МГУ, готовых работать в команде и возиться со студентами всерьез. И мы опять будем врать, оформляя их работу каким-то непрямым путем.

­

 Грустные прогнозы

Среди нас ходят слухи о том, что ректор в поте лица добывает деньги на прибавку научному штату, чтобы избежать сокращения. Можете бросать в меня гнилыми помидорами, но я считаю, что если добудет — то шансов на перемены у нас нет совсем. Если не добудет, то легко предвидеть два очень плохих сценария, в которых критериями становятся «привлеченные деньги» или «формальные показатели» (публикационные рейтинги).

Оба этих сценария достаточно просты в исполнении, и оба приведут к потерям действительно важных для университета сотрудников.

Первый сценарий не обсуждаю в силу его первобытной дикости. Второй был заранее заботливо обустроен — всех нас поставили на счетчик в системе «Истина» (http://istina.msu.ru.) Посыл вроде верный — пусть публикации всех сотрудников будут видны на сайте МГУ. И техническая реализация неплохая, разработчики из НИИ механики создали ряд вполне разумных инструментов. Но цель затеи с автоматическим отсчетом цитирования по Web of Science (WoS) и Scopus в отсутствие детальной классификации научных тематик представляется сугубо бюрократической, поскольку цена этим цифиркам для всех совершенно разная — не только в пределах каждой области знания, но даже внутри узких разделов. Судить о том, велико или мало цитирование специалиста, могут только другие специалисты того же профиля.

Кроме того, «Истина» часто врет самым откровенным образом. Она выдает за данные WoS некоторые вершки, которые легко вытащить нажатием кнопки, особенно при наличии MyResearcherlD. и полностью игнорирует существование в том же WoS большого слоя ссылок на нереферируемые этой базой издания. Для многих математиков, ботаников, геологов это может приводить к занижению цитирования их работ в разы. Для сотрудников старших поколений такое же занижение возникает иногда и в других науках, подробнее см. в статье «Библиометрический азарт как следствие отсутствия научной экспертизы» (www.expertcorps.ru/static/cms/Bibliometric_excitement.pdf). В таблице для некоторых сотрудников разных факультетов МГУ приведены примеры вранья, они находятся моментально. При проведении аттестаций «Истина» бодро распечатывает каждому бумажку с цифрами, которые насчитал автомат, а остальное, конечно, можно приписать в каком-нибудь представлении… Но кто ж поверит на фоне «Истины»… а разбираться лень или некогда.

«Истину» надо бы переименовать… пора уже… А то перед людьми неловко.

Выборочное сопоставление данных в системе «Истина» (http://istina. msu.ru) с данными Web of Science (WoS), извлеченными по опции Cited Reference Search www.expertcorps.ru/science/whoiswho (M_all — общее число упоминаний работ автора в WoS, M_ref — число работ автора, реферируемых WoS).

факультет или иное подразде­ление МГУ (тематика)

«Истина»* 8.08.2013

по опции Cited Reference Search

статей

цитиро­ваний по WoS

M_ref

M_all

цитирований

по WoS (дата загрузки)

Биологический (zooloqy)

292

227

143

302

1111 (3.04.2012)
ВЦ (computer sci, math)

171

183

39

240

1492 (7.05.2013)
ВМК (math)

319

154

318

159

593 (7.08.13)
Мехмат (math)

263

223

79

448

2771 (29.03.2013)
Фундаментальной медицины (med)

69

56

19

50

201 (13.04.2013)
Геологический (mineraloqy)

406

565

159

350

1010 (5.11.2012)
Химический (phys chem)

591

2852

325

1283

9051 (9.03.2013)
Физический (acoustics)

425

1374

133

470

3605 (18.11.2012)
ГАИШ (astro)

89

492

86

203

909 (21.12.2012)

«Автоматика «Истины» умеет считать цитирование только M_ref работ, что приводит к существенно разной недооценке цитирования в разных разделах наук и для людей разных поколений. M_all может быть выше общего числа статей, опубликованных данным автором, поскольку включает ссылки на учебники, монографии, монографические главы и т.п

И что же со всем этим делать?

Опишу схематически сценарий сокращения штатов в МГУ, который позволил бы начать решать накопившиеся в нашем заведении проблемы. Этот сценарий трудоемок, поскольку основан на внешней экспертной оценке научных тематик и учебных планов, но мне он представляется единственно возможным для сохранения университета.

1. Администрация университета не должна иметь никакого отношения к назначению экспертов. Не потому, что среди наших администраторов нет грамотных специалистов (безусловно есть, хотя есть и другие). А потому, что в классическом жанре peer-review иначе просто неприлично. Координаторами этого процесса могут выступить уважаемые люди из других вузов и из институтов РАН, не имеющие к МГУ никакого отношения — Fellows международных обществ, редакторы международных журналов и т.п. Их труд должен быть достойно оплачен. Опыт работы внешних координаторов в МГУ есть уже года два — но до сих пор это касалось только некоторых внутренних конкурсов.

2. Каждый реальный научный коллектив (лаборатория, группа, включающие как ППС, так и научный штат) должен сформулировать свою тематику за последние 3-5 лет и план на такой же будущий период. К этому тексту приложить репрезентативные статьи по выбору авторов, список участников коллектива (включая «инструменталистов», часто не имеющих собственной тематики), информацию об участии в преподавании, о дипломах и диссертациях последних лет, а также данные о цитировании.

3. Минимум 3 внешних эксперта, назначенных внешним координатором, должны оценить актуальность или тупиковость каждой тематики, уместность подготовки по ней специалистов, перспективы их трудоустройства в России и продолжения обучения за рубежом. На основании этих оценок нужно выделить коллективы, которые нужно сохранить любой ценой, а также другие категории коллективов.

4. Сотрудники, не входящие в научные коллективы (занятые только преподаванием), должны представить для аналогичной экспертной оценки развернутые программы своих дисциплин, включая предлагаемые студентам задачи, и краткие сведения о том, с какими иными дисциплинами сопряжена их педагогическая деятельность.

5. Внешним экспертам, имеющим опыт преподавания, нужно предоставить указанные в п.4 материалы вместе с учебными планами и получить их рекомендации об актуальности этих планов и необходимости их модификации с участием работающих в МГУ или приглашенных преподавателей.

В этой схеме не может быть никаких «квот» для подразделений. Эта схема может быть реализована только при активной поддержке ее основного принципа значительным числом рядовых сотрудников МГУ и детализирована с их участием — вопреки зашатавшейся вертикали, растерянность которой вполне очевидна.

Посмотрите на РАН: оголтелое законотворчество конца июня 2013 года всего за один последующий месяц привело к невиданному до сих пор взаимодействию сотрудников совершенно разных институтов, к появлению содержательных проектов документов, то есть к реальной самоорганизации и попыткам «самореформирования». Коллегам из РАН в чем-то проще — там в этом процессе практически на равных с «рядовыми» участвуют и директора институтов, и маститые носители званий. А вот от ректоратов крупнейших вузов пока ничего кроме «взятия под козырек» по поводу поручения и постановлений не слышно. Ну, значит надо попытаться обойтись без них… 

Связанные статьи

23 комментария

  1. Абсолютно согласна с автором. Проблемы МГУ тождественны проблемам всех университетов. В провинции все в 10 раз хуже (нагрузка зашкаливает, денег меньше, произвола «встроенных в вертикаль» больше).
    Абсолютное вранье в показателях и цифрах и, соответственно, в планах «оптимизации», «модернизации» и «эффективности».
    Во всех реформах видна глобальная цель — избавиться от образованных людей (возможно и от населения России в целом).

  2. Полностью согласен с Галиной Александровной. Она рассказала далеко не все, что творится на химфаке. Из-за встроеннности финансов университета в казначейскую вертикаль в бухгалтерию идешь как из окопа в последний бой. Даже если есть деньги, скажем, тот же грант РФФИ оплата любой даже самой мелкой покупки превращается в бесконечную бумажную карусель. Причем на разных этапах в пределах одной бухгалтерии выдвигаются взаимоисключающие требования. Уж лучше это время на студентов потратить — отдача гораздо выше.

  3. «Нет больше «внутренних проблем МГУ», есть общая проблема сохранения высшего образования в стране».

    И проблема эта состоит в том что нашей экономике основанной на продаже углеводородов не нужно столько людей с высшим образованием сколько выпускают наши вузы. Вместе с тем по какой-то неизвестной мне причине молодежь стремиться это образование получить. Но «элитное» — ей не очень нужно. Оно в таких колличествах внутри страны никак востребрвано быть не может. Так зачем потеть?
    Вот и выполняют наши вузы свою функцию: подучивают интересующуюся молодежь. Тоже не плохо. Конечно «и вот вам перегиб и перекос». А тут еще демографическая яма.
    Нет, лучше это в серьез не обсуждать а то до четри-чего можно дойти. Например до идеи сократить вдвое высшее образование в стране. Но тут же возникнет социальный фактор — куда деть преподавателей и чем занять молодежь. Ну вот в этих рамках между экономической целесообразностью сократить вузы и невозможностью это сделать с социальной точки зрения мы и существуем.

  4. «Кроме того, «Истина» часто врет самым откровенным образом.»

    Ну подумайте сами, как она может врать? Нет такой возможности. Просто если ввести не все работы то и результат получится меньший. А какой резон вводить все? Деньги за это не платят. У меня Истина потеряла порядка 400 ссылок потому что соавторы вводя наши работы забыли упомянуть мое имя. Злого умысла тут не было — речь идет о работах с большим числом авторов и я даже рад что они отсутствуют в моем списке. Еще есть проблема с неправильно указанным названием журнала. Указывайте правильно как требует ИСТИНА.

    «Cited reference search» — это конек Корпуса Экспертов которым они очень гордятся. Но во-первых для реализации этого подхода нужна ручная работа. Во-вторых этот подход основан на интуиции оператора по поводу однофамильцев. Для некоторых моий коллег Корпус экспертов одно время выдавал цитируемость в 3 раза большую чем на самом деле, а мою первую заботу датировал аж 1948 годом когда мои родители еще не были знакомы. В-третьих стороння проверка результатов по «Cited reference search» невозможна потому что по требованиям WoS собранные данные не могут быть в открытом доступе. А главное не все-ли равно какой линейкой мерить? Главное ко всем применять одну и ту-же.

  5. Галина Цирлина думаю интелигентно мягка ну только в нашей стране элитным считается образование с оплатой профессора в 30 тр как в мгу и доцента в 20 тр
    это же бедность если не нищета и так уже 20 лет система Истина волобще песня пункт гранты не работает а в общем эти самые нищие ППс и нс должны вручную загонять в полуработающую систему свои иаботы хотя каждые 5 лет они предоставляют тоже сомое в письменном виде при аттестации оргтехника расходники все это фактически из личного кармана грантов проектов думаю так и везде по стране ибо наука и образование вовсе не приоритет для властей Рф 2о лет эт уже показали

  6. Не понаслышке знаком с проблемами в МГУ, о которох время от времени говорится на страницах Троицкого Варианта.

    Но я что-то не припомню, что бы в печати обсуждались порядки в ВШЭ — приближенном к правительству вузе, где, по доходящим до меня сведениям,
    и готовятся многие реформы, ориентированные на все большую формализацию, бюрократизацию и усложнение управления, в частности, высшим образованием и наукой (ЕГЭ, например). Мне кажется маловероятным, что бы нашелся сотрудник ВШЭ, готовый «вынести сор из избы», ибо там готовят, прежде всего, конформных к мейнструму управленцев. Я работал там по совместительству год в конце 90-x
    и немного познакомился с соответствующим духом. ВШЭ с тех пор сильно разросся
    и поглотил даже МИЭМ.

    А есть еще РГСУ с одиозным В. Жуковым во главе.

    Можно конечно критиковать руководство МГУ за ущемление академических свобод,
    но как их можно сохранить (возродить), если вся властная вертикаль в стране основана на совсем других ценностях, создала образовательную систему по их воспроизводству и теперь намерена по этому образу окончательно выстроить образование и науку.

  7. Александр Пухов:
    «Вместе с тем по какой-то неизвестной мне причине молодежь стремиться это образование получить. Но «элитное» — ей не очень нужно.» — ну множество причин лежат прямо на поверхности….
    1.Сначала работодатели формировали фон (около 10 лет), что без «вышки» даже продавцом нельзя устроиться (вспоминаю объявления 7-9 летней давности «Менеджер по продажам кастрюль, з/п — высокая, требования — коммуникабельность, высшее образование….» — комментарии как говорится излишне — что хотела страна то и получила….
    2. Никто не хочет идти в армию — это факт, все прутся в аспирантуру…..
    3. Государство и СМИ — формируют информационный фон: «чел… с высшим образованием может попасть на работу чиновником или в госкомпанию, ни хрена не делать и получать очень большие бабки»

  8. Херону1976:
    Ваш пункт 1 говорит о том что высшее образование востребовано, но на уровне необходимом для «продавца кастрюль». То есть — какое востребовано такое вузы и дают. Это ответ на замечания Галины Александровны о низком уровне студентов.
    Пункт 2 : армия силком загоняет парней в вузы. В принципе армия и создана для насильственных действий. Тут все правильно.
    Вместе с тем Медведев грозится закрывать вузы выпускники которых оказываются на бирже труда. То есть видимо есть немеркантильная народная любовь к высшему образованию. Молодежь хочет его получить, а вузы хотят дать. Не очень ясно как в условиях бесплатного высшего образования и относительной свободы вузов государство может/должно регулировать число студентов.

  9. Александр Пухов
    1. Это не высшее образование востребовано, а структура рынка труда перекошена….. В советское время специалистов ( типа манагеров по продажам) готовили техникумы и спрос на них формировался исключительно за счет гос. Магазинов….. В начальный период реформ был резкий рост на эти специальности, а ПТУ и техникумы либо по закрывались (технические) либо стали какими-то институтами (что-бы бабла побольше от государства получить) — вот и появилось требование к вышке для таких специальностей…… Выход мне представляется один — нормативно отрегулировать требования — неважно правильно это с точки зрения рыночной экономики или нет, но люди должны понимать, что для работы манагером по продаже телефонов не обязательна вышка, а работодатели должны такую работу предоставлять ( или штрафы) — тогда спрос на вышку постепенно пойдет вниз, да и результаты ЕГЭ тоже перестанут быть самоцелью для многих
    2. Пусть престиж армии поднимают — желательно пусть чинуши со своих детей начнут
    3. Для информационной поддержки могли бы вспомнить советский опыт — типа повсеместная социальная реклама — не «Газпром национальное достояние», а к примеру «сталевар — национальное достояние»

  10. «Это не высшее образование востребовано, а структура рынка труда перекошена…»

    Еще бы она не была перекошена в экономике, являющейся сырьевым придатком мировой. Более глубокое наблюдение состоит в том, что российские круги и культурный слой на протяжении нескольких веков, по крайней мере, колеблются между стремлением к самобытности и прозападным курсом. И то и другое достаточно быстро принимает уродливые формы, что ведет к очередной смене тенденции и к радикальной чистке правящего и культурного слоев. И конца этому не видно.

    Лично у меня вызывает уважение стремление к определенной самодостаточности и опоры на собственные силы, хотя и тут легко впасть в крайность.

  11. АЩ:
    «….российские круги и культурный слой на протяжении нескольких веков, по крайней мере, колеблются между стремлением к самобытности и прозападным курсом.» — это слишком философски…..) — что есть разница между прозападным курсом или самобытностью страны для образования, к примеру??? — внедрение западных стандартов обучения — ну если это действительно эффективный опыт — почему бы его не использовать….Вообще разговор на тему «западники» vs «националисты» к социальной сфере, экономике и т.п. с практической точки зрения не применим…..Эффективно работает только схема — берем самое необходимое, лучшее у передовых стран для пользы своей страны и максимально защищаемся от попыток навязать какие-то стандарты и взгляды, которые являются разрушительными…Но для этого нужен анализ-анализ и еще раз анализ, чего у нас нету и видимо не будет в ближайшее время……., о чем свидетельствуют инициативы чинуш — типа ВТО, ЕГЭ, пенсионной реформы и т.п. — то есть по факту берут западные рецепты заточенные под конкретные страны и даже не думают, что произойдет в своей стране…..

  12. xeron1976:

    «что есть разница между прозападным курсом или самобытностью страны для образования, к примеру??? — внедрение западных стандартов обучения — ну если это действительно эффективный опыт — почему бы его не использовать… Вообще разговор на тему «западники» vs «националисты» к социальной сфере, экономике и т.п. с практической точки зрения не применим…..Эффективно работает только схема — берем самое необходимое, лучшее у передовых стран для пользы своей страны и максимально защищаемся от попыток навязать какие-то стандарты и взгляды, которые являются разрушительными…»

    Что считать «самым необходимым, лучшим», а что «разрушительным» зависит от того, через какие «очки» мы на это смотрим. Например, что нам дороже, изобилие дешевых предметов потребления, необременительная (хотя и отупляющая) работа в офисе (хотя бы в крупных городах), ротация политиков, свобода слова (по крайней мере в ситуациях, когда слова почти ничего не стоят), минумум запретов
    и мы готовы мириться с положением сырьевого придатка, убылью коренного населения, притоком культурно чуждых мигрантов, тупостью радио и телепередач,
    политической клоунадой и полной непределенностью для страны в долгосрочной перспективе (оба списка несложно продолжить) или второй список нас не устраивает, но тогда придется и интенсивнее трудиться, причем и физически, а потреблять меньше. И не получится выбрать одни плюсы и ведь предупреждали об этом умные люди, например А.А. Зиновьев, в начале перестройки.

    Впрочем, выбор народ (точнее социальные верхи) давно сделалал и он в пользу ценностей потребительского общества. А система образования радикально зависит от ситуации в экономике.

    И потом, невозможно перенести западные институты в российские условия в неизменном виде.

    «Но для этого нужен анализ-анализ и еще раз анализ, чего у нас нету и видимо не будет в ближайшее время……., о чем свидетельствуют инициативы чинуш — типа ВТО, ЕГЭ, пенсионной реформы и т.п. — то есть по факту берут западные рецепты заточенные под конкретные страны и даже не думают, что произойдет в своей стране…»

    Ну да. Анализ, если и проводится, то для придания более обоснованного вида заранее принятым решениям. И в советское время институты, исследовавшие общественные процессы, ничего не решали при принятии политических решений.
    Да и вся перестройка была весьма спонтанной и быстро вышла из под контроля верхов.

    Прошу прощения за многословность, но, по-моему, надежды что-то улучшить локально в образовании — утопичны. Многие реформы проводятся ради реформ, что бы
    занять многочисленных управленцев. Сегодня идем в одну сторону, завта в противоположную — создается иллюзия движения. Но конечно есть некий результирующий дрейф, в направлении вслед за Западом.

  13. АЩ:
    «Прошу прощения за многословность, но, по-моему, надежды что-то улучшить локально в образовании — утопичны. Многие реформы проводятся ради реформ, что бы
    занять многочисленных управленцев. Сегодня идем в одну сторону, завта в противоположную — создается иллюзия движения. Но конечно есть некий результирующий дрейф, в направлении вслед за Западом.» — ну никто и не говорит, что что-то улучшится — это миф…..пока не будет потребности общества в улучшении. А пока общество желает ай-пэд с ай-подом, поменьше работать…. Цитата прошлогодняя по моему студенту «Мне ваш предмет на хрен не нужен — у меня уже все распланировано — меня мама устроила в банк и я тама буду трудится последующие нн-е кол-во лет, а ваши бредни мне ни к чему учить……..»

  14. «что-то улучшится — это миф…..пока не будет потребности общества в улучшении»

    Согласен. А прошлая история свидетельствует, что такая потребность возникает
    только в ответ на общественные катаклизмы.

    «Цитата прошлогодняя по моему студенту «Мне ваш предмет на хрен не нужен — у меня уже все распланировано — меня мама устроила в банк и я тама буду трудится последующие нн-е кол-во лет, а ваши бредни мне ни к чему учить……..»»

    А мне такого, к счастью, пока не говорят.

    Вместо «российские круги» в моих комментариях выше следует читать «российские прявящие круги».

  15. АЩ:
    «… надежды что-то улучшить локально в образовании — утопичны. Многие реформы проводятся ради реформ…»

    Именно так.
    В идеале — сначала надо сформулировать цели гос-ва и общества, исходя из них — сформулировать цели и задачи образования и каждого ВУЗа.
    Но задачи и цели нельзя ставить на основании ложных цифр и посылок (средних з/п, уровня безработицы, индексов цитирования и других рейтингов).
    Большая часть проблем образования — в отсутствии внятно сформулированных целей и задач.
    То, что нам дают в официальных документах — ложь, прикрывающая задачи бюрократии 1) сократить расходы на образование и науку (то, что идет непосредственным субъектам — студентам, преподавателям, научным сотрудникам),
    2) увеличить административные расходы.

  16. okhoho:
    «Но задачи и цели нельзя ставить на основании ложных цифр и посылок (средних з/п, уровня безработицы, индексов цитирования и других рейтингов).» — А так цели и задачи только тупые чиновники ставят у нас….. Я до сих пор нигде так и не видел ни вопроса ни ответа на него «Для чего нам это нужно и что мы хотим получить?» — только абстрактное словоблудие — типа » у нас будет супер пупер инновационная экономика….-для этого нам нужно дать денег тем-тем и тем, увеличить кол-во статей и т.п.», а реальной оценки ситуации никогда и не было и видимо не будет…. даже в маленьких казалось бы моментах отсутствует ясность понимания проблем. Вот поборолись с лже-диссертациями и что??? — кто-нибудь пробовал среди чинуш определить природу и причины явления?? — нет борются только со следствиями: результат будет типичен как и во всем. Система очень адаптивна к внешнему воздействию и через год-другой мы просто увидим увеличение цен на услугу……

  17. xeron1976:
    «нам нужно дать денег тем-тем и тем, увеличить кол-во статей и т.п.,… даже в маленьких казалось бы моментах отсутствует ясность понимания проблем.»

    Не просто отсутствует, а сознательно замыливается словоблудием.

    Например, решили в нашем университете повысить число статей, индексируемых в SCOPUS. Вместо внятных правил (например, каждому автору статьи по 10 или по 40 тыс.руб), выделенные деньги дали в распоряжение руководителям проектов и те распределяют их по собственному разумению.
    Еще мелочь, например, если ссылка появились в 2013 г, а статья вышла в 2012, то авторы могут не беспокоиться о поощрении своей работы. И т.д. и т.п.

    Кто выигрывает — не те кто делает конкретную работу, а те кто распоряжается финансовыми потоками.
    Тот же результат по любой конкретной проблеме науки и образования.

  18. okhoho:
    «Например, решили в нашем университете повысить число статей, индексируемых в SCOPUS. Вместо внятных правил (например, каждому автору статьи по 10 или по 40 тыс.руб), выделенные деньги дали в распоряжение руководителям проектов и те распределяют их по собственному разумению.» — вообще постановка вопроса бредовая — «дать денег, чтобы статей в скопусе больше было…)))» — статьи не рождаются за деньги и не печатаются за деньги в зарубежных журналах……

  19. xeron1976:
    «…вообще постановка вопроса бредовая..»

    И постановка вопроса бредовая, и конечная цель и исполнение принятого решения тоже.

  20. Сейчас уже речь идет уже о практически 100%-ном сокращении научного штата (тех, кто не зарабатывает для мгу деньги).

Добавить комментарий для vlad1950 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *