От блицкрига к обыкновенной войне

­

Похоже, что авторы законопроекта о реформе Академии наук, изначально планировавшие завершить разгром РАН за несколько дней, сильно недооценили как самого противника, так и уровень его внешней поддержки.

За пять дней, прошедших от объявления о плане реформ (четверг 27 июня) до рассмотрения законопроекта Государственной Думой (эти пять дней включали два выходных), произошли следующие события:

• В пятницу Сибирское, а вскоре Дальневосточное и Уральское отделения РАН выступили с резкими заявлениями против реформы, назвав вещи своими именами.

• В течение выходных несколько весьма авторитетных членов РАН заявили о том, что они не будут вступать в новую академию наук после ликвидации существующей РАН.

• В понедельник прошли расширенные собрания четырех отделений: физических наук, математических наук, химии и наук о материалах, историко-филологических наук. Все отделения резко выступили против реформы, потребовали отложить принятие законопроекта до его широкого обсуждения.

• В тот же день против законопроекта и особенно против связанной с ним секретности и спешки высказался Совет по науке и частично Общественный совет при Минобрнауки.

• В тот же день против законопроекта выступили Совет молодых ученых РАН и советы молодых ученых нескольких отделений и институтов.

В понедельник 1 июля к членам РАН, отказавшимся вступать в новую академию (далее по тексту «отказники»), стали один за другим присоединяться новые академики и члены-корреспонденты. К потоку протестов из России присоединились письма из-за рубежа — петиции в поддержку Академии наук, адресованные Государственной Думе и президенту РФ, пришли от членов Французской академии наук, от нобелевских лауреатов, от российских ученых, работающих за рубежом. Значительную часть писем и петиций удалось собрать и выложить на http://appeals.iitp.ru.

Во вторник 2 июля на территории Президиума РАН прошел митинг, организованный академическим профсоюзом. По многолюдности (более полутора тысяч) и накалу он напоминает аналогичный митинг конца 80-х, когда выдвигали Сахарова в Верховный Совет и требовали радикальных перемен. В этот же день профильный комитет Госдумы с перевесом в один голос высказался против законопроекта.

­

Складывается удивительное единодушие в части противодействия реформе: по одну сторону баррикад оказались люди широчайшего спектра убеждений, в том числе ярые противники. Между тем Дмитрий Ливанов убеждает, что всё решено, изменить ничего нельзя, и пишет директорам институтов письма с предложением явиться к нему и обсудить будущее их институтов. Вскоре (после второго чтения) рассылается сообщение Бюро Совета директоров, содержащее пункт: «Рекомендуем не реагировать на заявления и действия, не соответствующие уставам РАН и институтов», что в переводе с бюрократического на простонародный означает: «Шлите Ливанова с его письмами куда подальше!»

Среда — критический день. В среду народ приходит к Госдуме возложить цветы к импровизированному «памятнику» Академии наук. Происходит встреча всё еще не утвержденного президента РАН Владимира Фортова с Владимиром Путиным, на которой Фортов, по общему впечатлению, дает слабину. Путин настаивает, что закон должен быть принят, причем почему-то именно сейчас. И Дума принимает его в первом чтении 234 голосами при требуемых 226, что сразу заставляет вспомнить о легитимности Думы: это не первое голосование, где фальсификации в пользу «Единой России» на выборах сыграли решающую роль.

­

Четверг 4 июля. Кажется, всё потеряно, пора опускать руки. На следующий день — второе чтение. Но протесты продолжаются. Профсоюз РАН удивил скептиков, отправив в Госдуму письмо (www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=49f2b1f0-5928-4604-839e-0a5a01d164c6), информирующее, что, в случае принятия закона во втором чтении, «Профсоюз работников РАН обратится к работникам РАН с призывом к проведению собраний и конференций трудовых коллективов, на которых рекомендует принять решение о проведении в сентябре 2013 года предупредительных забастовок…» Продолжают прибывать петиции и письма. Совет по науке при Минобрнауки выступает с новым заявлением с предложением конструктивных поправок к закону. И, похоже, власть дрогнула. Появились поправки, существенно смягчающие закон. Об этом заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, предположив также, что осенью законопроект может быть возвращен на второе чтение. Коммунисты по-прежнему протестуют, заявив, что не придут на голосование 5 июля, и выполняют свое обещание. «Справедливая Россия», наоборот, соглашается проголосовать за закон с поправками. Во втором чтении уже 344 голоса «за».

­

Ситуация вроде бы чуть-чуть разряжается — появляется время на борьбу, шанс вернуть законопроект на второе чтение, оговорен трехлетний переходный период. Сам Фортов оценил компромисс как приемлемый. Но по сути ничего не изменилось: институты так или иначе перейдут под контроль чиновников. После короткого облегчения становится ясно, что война за Академию наук продолжается, просто перешла из неудавшейся попытки блицкрига в затяжную стадию.

В понедельник в ФИАНе собрались «отказники» во главе с академиком Владимиром Захаровым — те, кто находился в Москве и смог прийти. Обсудили ситуацию, согласились с тем, что законопроект неприемлем даже с поправками, направили письмо в Президиум с предложением созвать Общее собрание РАН не позже первой недели сентября. Декларировали, что образуют клуб «1 июля», приняли резолюцию, квалифицирующую законопроект в его нынешнем виде как неприемлемый (см. стр. 5).

­

В среду состоялось заседание Открытой трибуны в Государственной Думе. По словам присутствовавшего на ней Валерия Рубакова, представители власти решительно настроены на то, чтобы принять законопроект в его настоящем виде. Правда, до второго чтения они так же решительно были настроены за принятие законопроекта в его первоначальном виде.

Сейчас очень многое зависит от основной массы научных работников РАН, которые раскачиваются медленней, чем отделения РАН и активная часть научной общественности. Если институты промолчат, шансы на спасение Академии наук невелики. Если же хотя бы наиболее крупные институты соберутся и примут свои резолюции, да еще поддержат призыв профсоюзов к предупредительной забастовке (есть хорошая дата — 1 сентября), то власть сильно задумается: нужны ли ей такие «приключения». Сейчас создается система горизонтальной координации коллективов институтов и по всей вероятности, к моменту вы хода этого номера она заработает.

­

Еще одна ключевая вещь, которая необходима для победы в свалившейся на нас войне — встречный пакет поправок. Он должен быть хорошо продуманным, нацеленным на реальную позитивную реформу и в какой-то степени компромиссным. Типа, хотите агентство — пусть будет, но все решения по изменению статуса собственности решаются в консенсусе с Академией.

Позиции Академии наук сильно ослаблены двадцатилетней стагнацией. Эти позиции надо хотя бы частично вернуть менее чем за два месяца летнего затишья. Невозможно? Это зависит от того, насколько мы проснемся. Академики-«отказники» (на момент написания текста числом 72) уже отвоевали назад кусок авторитета, растраченного за долгие годы другими академиками

Борис Штерн

Фото Н. Деминой

Связанные статьи

17 комментариев

    1. Да, ну заявление совета по науке МОН и появилось у нас на сайте первым, в тот же вечер-ночь
      http://trv-science.ru/2013/06/28/zayavlenie-soveta-po-nauke-pri-minobrnauki/
      еще до того, как его смогли повесить на официальном сайте… Или Ваш упрек в том, что в передовице это внятно не отражено?

  1. власти действуют подло вместо благодарности людям сохранившим науку в невероятно сложных условиях 90-х им в очередной раз плюют в лицо и выталкивают из профессии и страны об-во вполне равнодушно к этой ситуации нищеты и бесправия свмых обравзованных его членов

  2. vlad1950:
    «об-во вполне равнодушно к этой ситуации нищеты и бесправия свмых обравзованных его членов»
    Иначе и быть не может. Это равнодушие и даже ненависть чрезвычайно крепко впитываются в школе. Презирать «ботаников» в российских школах также естественно, как дышать. Неужели вы наивно думаете, что по мере взросления это чувство должно само собой заменяться уважением?

  3. Скажут же, «война» … . Так, шумят слегка. Хотя, да, между собой вояки-академики, пускаясь во все тяжкие, локтями пихаются крепко, но стоит только власти цикнуть на них посерьезнее, тут им и «блицкриг». К сожалению, далеко не все «яйцеголовые» (неглупые же люди, не так ли?) нутром понимают, что их сила только в объединении и в битве друг за друга насмерть. Интеллигентные люди обычно пропитаны индивидуализмом и инфантилизмом, не позволяющим, когда это необходимо, жестко отстаивать права в реальной жизненной борьбе (и, главное, не только свои собственные). Властолюбивые же хитрецы легко побеждают, потому что плюют на этику, на законы (или сами их пишут и принимают), легко пуская в ход обман, лесть, подкуп. Подлецы умеют быстро сбиться в стаю и «дружить против», временно забыв о разногласиях и личных нюансах понимания ситуации. «Разделяй и властвуй» – это на все времена.

    Хоть бы академики показали пример объединения, создали бы свой по-настоящему независимый и боевой профсоюз, чтобы бороться с наглостью власти и, главное, со штрейкбрехерами всеми доступными законными (и на грани) способами. Иначе им удачи не видать (гарантируется историей). Притчу о венике еще никто не отменил. Причем, в любом профсоюзе не должно быть одного лидера, которого можно было бы запугать, оболгать, подкупить, закрыть. Должен быть совет (+председатель) или президиум (+президент) с ПОСТОЯННОЙ ротацией, которая должна быть четко и просто определена при условии неукоснительного её выполнения.

    Но, к сожалению, это всё пустое. Менее умные, но более хитрые и более властолюбивые неучи все-таки побьют «ботаников», ибо неучи инстинктивно понимают, что раз большого ума нет, то обеспечить себе сносную жизнь можно только злостью, наглостью, крепкой хваткой и обязательным «членством». Поэтому они все-таки загонят академиков в резервации («клубы»). К сожалению, вместе с академиками опять проиграет надежда на царя-батюшку, на свой авторитет, на личную хитрость и изворотливость, на возможность отъезда туда, где рыба. А может, академики опять согласятся на «временный» компромисс и объявят его своей победой. Получается, что ум есть, а силы нет. Да и опять же холопство, оно и в академиках холопство. И если уж «цвету нации» объединиться слабо, что тогда говорить о простом народишке.

  4. Когда «реформировали» систему школьного образования, академики не бастовали, не защищали своих учителей, а могли бы уже тогда сказать веское слово. Вузовская система у нас давно прогнила также с их скромного молчаливого согласия. Филиалы, выдающие липовые дипломы о высшем образовании, расплодились как плесень. Педвузы за вузы давно уже никто не считает. И это академики тоже прекрасно знали, но помалкивали. Молодые таланты при первой же возможности уезжали, совершенно не видя здесь перспектив и абсолютно не чувствуя себя ни перед кем в долгу. Или это тоже было неизвестно академикам? Вот и выросло соответствующее новое поколение, которому ехать некуда, вошло в силу и положило глаз на то, что плохо лежит. Пеняйте теперь на себя, господа ученые. Академики не занимались политикой, вот она ими и занялась. Дошли руки. Спасибо Ливанову (и иже с ним), расшевелил замшелый угол. Теперь есть слабая надежда, что если удастся академикам защитить себя, они начнут защищать и совершенствовать всю нашу систему образования, думая о своем будущем по большому счету, а не местнически.

  5. почему бы РАн не подать в суд на правительство РФ за систематическое невыполнение законв о науке в части ее финансирования

  6. РАН не может подать ни в какой суд…потому что РАН — бандитская организация, которой чужды законы, человеческая мораль и простые представления о чести, совести и человечности…Потому что существующие кодексы неприменимы к ситуациям в РАН из-за полностью замотанной в слова реальности. Есть сотни ситуаций в РАН, которые на барахольном рынке наказывались бы как братками, так и милицией! Но эти ситуации называются там «научной школой». Должен найтись человек, юрист, который бы размотал бы всю эту гниль, перевел на человеческий язык и создал бы главу в УК РФ за все эти мерзости и гадости в РАН, за то, что они жизни пачками ломают, за то, что пренебрегают любой моралью, а впереди ставят СЕБЯ. Берусь описать ситуации, которые наносят урон сильнее, чем изнасилование. Они в РАН рядовые. Почему за изнасилование наказывают так строго? Потому что в первую очередь оно калечит психику и ломает жизнь! Так почему эти гниды безнаказанно называют себя академиками, делая тоже самое????

  7. Можно поставить инициативу об отмене законопроекта о реформе РАН на голосование на сайте «Российской общественной инициативы», https://www.roi.ru/

    Если оперативно наберётся 100 тыс. голосов «за», то правительство РФ по закону будет обязано эту инициативу рассмотреть.

    Стихийные митинги вряд ли принесут какую-либо пользу. Надо учитывать, что у власти стоят юристы, люди с весьма специфическим мышлением, поэтому для решения конфликта путём переговоров лучше говорить на понятном им языке, и аппелировать к фактам, которые они в силу профессиональной привычки не смогут игнорировать.

  8. «РАН — бандитская организация, которой чужды законы, человеческая мораль и простые представления о чести, совести и человечности…»
    Поправка: не вся РАН, а её верхушка.
    А вообще меня удивила ситуация, когда тысячи рядовых сотрудников вышли на улицы, чтобы защитить привелегию академиков распределять финансовые потоки. Очень похоже на стокгольмский синдром: жертва защищает своего грабителя.

  9. Не надо грызться, думать надо и рпедлагать.
    Предложение о забастовке, даеще на воскр. 1 сент- не очень эффективно.
    Бастовать так со2го по 6е сент. (7-8 выходной).
    Но как бастовать?
    Выйти стройными рядами с плакатами типа «Долой МОН», «Отстоим РАН», и т.п можно. Но важно место. Значит надо делать заявку на все 5 дней и выбрать места У белого дома, у думы, на Кр площади.
    Где дадут. Главное привлесь СМИ.
    А ПРАН тем временм должен делать доклады в Думе, Кремле, и делегация из 5- акдемиков в МОНе.
    Давай, Штерн, советуй как быть.
    А нсчет своей версии ревформирования РАН, так надо послушать всех научных сотр.
    Это реально только через Уч. советы институтов.
    Давай, Фортов, распоряжение- обязательство Директорам.

  10. Перевести РАН на самофинансирование — и все проблемы решатся. Не надо будет этих споров и митингов

  11. Владислав: видимо надо бастовать в один из первых рабочих дней сентября. Каждый институт должен сам принять решение, имхо. Выйти в этот день на гулянья к Президиуму РАН уже неплохо. За обеспечение СМИ в большом количестве — ручаюсь. А митинг в центре — видимо особая статья. Тут важно, чтобы поддержали всяческие сочувствующие, тогда может получиться мощно. Можно как раз митинг 1 сентября.

  12. «А вообще меня удивила ситуация, когда тысячи рядовых сотрудников вышли на улицы, чтобы защитить привилегию академиков распределять финансовые потоки. Очень похоже на стокгольмский синдром: жертва защищает своего грабителя».
    Под этими словами охотно подпишется мастер так называемого вранья г-н Ливанов. На деле же люди вышли защищать себя, т.к. прекрасно понимают: сейчас у РАН «только» отберут имущество, завтра институты сольют и сократят раза в два, ну а про послезавтра лучше и не думать. Ведь дураку очевидно, что планируемое агентство сразу объявит, что больно много у нас академических заведений. Их руководители-то сохранятся, особенно если помогут свои институты разогнать, а рядовых — на улицу. Так что они защищают себя, а не грабителей. Впрочем, подозреваю, что Вы это понимаете не хуже меня.

    «Перевести РАН на самофинансирование — и все проблемы решатся. Не надо будет этих споров и митингов».
    Если это пародия на взгляды правительства, то очень беззлобная — на самом деле оно сначала хочет всё у РАН отобрать, а оптом на самофинансирование. Похоже также (хотя сам терпеть не могу конспирологии), что дело не только в деньгах — правительству мучительно уживаться с пока ещё высокоразвитой наукой.
    А если это серьёзно, то даже как-то неудобно объяснять общеизвестные вещи. Но придётся. Во-первых, важны не только деньги, но и организационные структуры, ликвидация которых — дело времени, если так дальше пойдёт. И во-вторых, не все отрасли науки самоокупаемы.

  13. Предложение о 1 сентября очень здравое. Только нужна не забастовка, а митинг в центрах ращзных городов совместно с работниками образования. День знаний — самый подходящий день для подобной акции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *