Управленец и природоохранник (памяти Г.Т. Воронова. 1925-2012)

Одним из соратников Н.Н. Воронцова [1] на посту главы природоохранного ведомства СССР, а потом министра был Г.Т. Воронов. Замечательный бескорыстный человек, эрудит, биолог и управленец Геннадий Тимофеевич Воронов считал охрану природы делом своей жизни.

Он закончил лучшую по подготовке студентов кафедру биофака Московского университета — биохимии животных. Ее возглавлял академик С.Е. Северин. Г.Т. повезло получить образование еще до лысенковского погрома в биологии после 1948 года. Его «распределили» на работу в закрытый институт. Позже он трудился в Институте микробиологии АН СССР. Директор института академик А.А. Имшенецкий высоко ценил молодого сотрудника. Тому даже хватало кругозора руководить философским семинаром в академическом институте. Позже, познакомившись с Г.Т., я (про себя) именовал его Горизонтом Тимофеевичем. Имея собственное мнение, младший научный сотрудник порой не соглашался с директором и покинул институт.

Он принял предложение А.Н. Косыгина перейти в аппарат Совмина. Именно в это время, в 1964 году, готовившийся к экономическим реформам новый Председатель Совета Министров решил серьезно обновить свой аппарат.

Воронов становится крупным чиновником, экспертом Косыгина по науке. Его рабочим местом был Кремль. Г.Т. рассказывал о режиме работы предсовмина. Ровно в 9 часов тот появлялся в кабинете и после 18 часов не задерживался. «Умейте укладываться», — требовал Косыгин. И никаких сталинских ночных бдений! Г.Т. вспоминал об интересном эпизоде. Косыгин созвал ученых на закрытое обсуждение перспектив экономической реформы и попросил высказываться без цензуры, откровенно. Воронову запомнилось выступление П.Л. Капицы. Тот утверждал, что в наших условиях, при однопартийном политическом устройстве, ничего не получится. Когда сотрудники аппарата Совмина, подготовив очередное смелое предложение, сомневались: «ЦК не пропустит…», — Косыгин говорил, что это не их, а его забота.

Воронов взаимодействовал с разными президентами АН СССР и был знаком даже с римским папой. Геннадия Тимофеевича особенно интересовал ватиканский естественнонаучный исследовательский институт. Г.Т. бывал и на родной кафедре и (о, дерзость!) в беседах с С.Е.Севериным укорял академика за узость научной тематики на кафедре, сверхувлеченность дипептидом карнозином, участником мышечного сокращения. Врачам в ЦКБ, где Воронов лечился (у него был врожденный порок сердца), он мог прочесть лекции о значении дикарбоновых кислот в обмене веществ.

В эти годы Г.Т. стал серьезно интересоваться и вопросами экологии. Он поразил меня историей Василия Тёркина. Оказывается, тот был героем одноименного романа П.Боборыкина. Это был богатый предприниматель, скупавший леса, чтобы спасти их от грабительской вырубки. И Геннадия Тимофеевича такой герой, даже вымышленный, крайне привлекал.

А в стране в эти годы, начиная с 1972 года, начались резкие столкновения мнений по поводу необходимости уполномоченного органа охраны природы. Создание ведомства в те годы в ЦК «зарубили». К концу 80-х наше отставание от продвинутых стран в деле охраны окружающей среды стало вопиющим. Только что грянула Чернобыльская катастрофа, кипели страсти вокруг поворота сибирских рек на юг. Съезд народных депутатов СССР криком кричал о загрязненности окружающей среды по всей огромной стране. 7 января 1988 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Теперь создание соответствующего органа в ЦК помимо генсека М.С.Горбачева поддерживал и влиятельный сторонник «консервации природной среды» Е.К.Лигачев. Первым недолгим председателем комитета, начавшим создавать его на пустом месте, стал агроном с собственным мнением, секретарь Полтавского обкома КП Украины Ф.Т.Моргун.

После вступления известного ученого, профессора Н.Н.Воронцова, в должность главы природоохранного ведомства в августе 1989 г., ему посоветовали принять на работу Воронова. Получилось удачное сочетание. При схожести с Вороновым в идеологии («экологический императив») и биологическом образовании, министр был новичком в коридорах власти. Г.Т., напротив, стал опытным управленцем (слова «чиновник» он не любил). Геннадий Тимофеевич отвечал за стратегические вопросы. Мы, два помощника министра, занимали общий кабинет и очень сблизились.

Важным поручением Воронцова своему помощнику стала подготовка награждения генетиков. В объяснительной записке на имя Президента СССР была обоснована необходимость государственного поощрения выживших ученых классической школы, претерпевших гонения, но не изменивших своему долгу в трудные годы «лысенковщины», сумевших не сломаться и победить. Орденами СССР были награждены сто человек, семеро из них стали Героями Социалистического Труда.

По свойствам своего характера Г.Т. Воронов не любил спешить, исповедовал цельность, системность в достижении правильно поставленной цели, исключающую пусть и верные, но разрозненные шаги и мероприятия. Предпочитал всё основательно продумать и просчитать. Но иногда действовал стремительно, как и в продвижении, очевидно, давно обдуманной им реформы. Он, сильная личность, даже подталкивал Николая Николаевича к решительным действиям, что министру не всегда нравилось.

Несмотря на успехи в работе ведомства, связанные с приходом Н.Н. Воронцова, срочной, неотложной задачей Г.Т. считал принципиальную, решительную перестройку в ее работе. Для нужд экологической безопасности страны Геннадий Тимофеевич предложил использовать богатые возможности ВПК в связи с намечаемой конверсией. Необходимо было создать аппаратуру слежения за состоянием окружающей среды. С деньгами было туго, и Г.Т. добился привлечения итальянских инвестиций, а также разработок Космического агентства во главе с генералом В.А.Джанибековым.

Он сумел убедить в своей правоте министра Воронцова. Делом охраны природы в стране следует управлять по-другому. В самом существовании под одной крышей природопользования и охраны среды кроется противоречие. Нельзя зайца-пользователя ставить охранником морковки. Необходимо вывести природоохранное ведомство из числа хозяйственных министерств. Следует создать Комитет экологической безопасности, поручив ему контроль за состоянием среды. Подчиняться же он должен непосредственно президенту, наряду с силовыми ведомствами и МИДом. Именно этот проект был согласован со всеми (!) уже достаточно «самостийными» в 1991 году главами республик. Поначалу упирался лишь президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Он простодушно признавался, что его советник А.В. Яблоков не рекомендовал ему подписывать указ. Какие соображения были у Алексея Владимировича, неясно. Воронцов, друживший с Яблоковым начиная с «зоопарковской» юности, был откровенен с «Алешей», а тот, пользуясь этим, по сути действовал поперек политики министерства, настраивая глав природоохранных ведомств республик против «имперского центра». Сохранилась фотография, на которой А.В.Яблоков, собрав вокруг себя республиканских представителей, что-то втолковывает им. Тем не менее, увидев, что другие главы республик СССР согласны, сдался и Ельцин.

В середине ноября 1991 года М.С. Горбачев подписал указ о Межреспубликанском комитете экологической безопасности. Это был бы серьезный шаг вперед. Дальнейшее известно. Спустя годы после распада Союза эти принципы в неявном и усеченном виде найдут отражение в заявлениях председателя экологического комитета Госдумы Т.В. Злотниковой и во втором вопросе всероссийского экологического референдума 2000 года.

Замечательный управленец и государственник Геннадий Тимофеевич Воронов, преданный делу, которому отдавал жизнь, как и его министр, были чужды идеологии чистогана. В новую действительность не вписались оба. Как сказал поэт: «Страна не пожалеет обо мне, / Но обо мне товарищи заплачут». Первым шагом В.В. Путина на посту премьера стала ликвидация ведомства по охране природы.

Автор благодарит Нину Константиновну Воронову за предоставленные сведения.

1. Материал об Н.Н. Воронцове см. ТрВ-Наука № 124 от 12 марта 2013 года, стр. 12 (http://trv-science.ru/2013/03/12/nikolajj-nikolaevich-voroncov/)

 

Е.В.Раменский,
биолог, помощник министра природопользования и охраны окружающей среды СССР

Связанные статьи

1 Comment

  1. Наделали дел с 1986 года!

    Если-бы в 1991 году завершила работу :

    Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1990 г. N 1648-I «Об образовании Комиссии по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период»

    http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=82671&newsPage=0

    ИТОГИ:
    СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ.
    .
    Изменение численности населения Тульской области. ( Википедия. )
    1979г. — 1 906 176 чел.
    1989г. — 1 867 013 чел.
    2002г. — 1 675 758 чел.
    2010г. — 1 553 925 чел.
    2013г. — 1 532 436 чел.
    .
    Изменение численности населения Дагестана. ( Википедия. )
    1979г. — 1 627 884 чел.
    1989г. — 1 802 579 чел.
    2002г. — 2 576 531 чел.
    2010г. — 2 910 249 чел.
    2013г. — 2 946 035 чел.
    .
    ИТОГО.
    В 1979 году Тульская область была на 15 % больше Дагестана по численности населения.
    В 2013 году Тульская область стала меньше Дагестана на 92 % по численности населения.
    Не хилое изменение пропорций между русским и кавказским регионами, не так ли?
    .
    ВЫВОД.
    РУССКИЙ ЭТНОС ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ КАТАСТРОФЫ.
    .
    Разумеется эти цифры попали в википедию из официальных источников т.е. из региональных переписей населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *