Женитьба Луи Пастера

Предлагаем вашему вниманию публикацию из нашей новой рубрики «Кунсткамера», в которой мы собираемся выискивать разные забытые или малоизвестные, при этом забавные документы — истории — случаи — факты и пр. из истории науки — и адресовать их с минимальным комментарием for fun почтеннейшей публике.

Луи Пастер
Луи Пастер

Мало кто станет спорить, если мы назовем Луи Пастера одним из самых гениальных ученых в истории. Начиная со своих первых шагов в науке, он каждые несколько лет обогащал человечество открытиями мирового значения: стереоизомерия органических соединений (да-да, Пастер начинал как химик!) — биологическая природа брожения (при его исследовании Пастер создает первую синтетическую среду для культивирования микроорганизмов, открывает анаэробную жизнь и делает первые утверждения об экономике биохимических систем) — исследования болезней шелкопрядов (которые не только спасли экономику Юга Франции, но и дали мощный толчок разработке методов асептики и антисептики в медицине Джозефом Листером и другими) — окончательное разрешение вопроса о спонтанном самозарождении жизни — исследования инфекционных агентов животных и человека (родильная горячка, сибирская язва, холера кур и др.) и изобретение вакцинопрофилактики против бактериальных заболеваний, и, наконец, наиболее известная его научная победа — разработка вакцинации против бешенства. За бортом этого краткого списка остались чисто прикладные исследования — болезни вина, технологии пивоварения, изобретение пастеризации и введение в практику автоклава и др. Тем, кто немного знаком с биографией Пастера, известно, что мэтр микробиологии был счастлив в семье, однако сведений о его личной жизни сохранилось немного. Но благодаря привычке людей XIX столетия писать друг другу не электронные, а вполне обыкновенные письма мы можем рассказать о начале семейного счастья великого микробиолога.
22 января 1849 года Пастер приезжает в Страсбург, где он получил место профессора химии. Меньше чем через месяц Пастер напишет следующее письмо ректору Огюсту Лорану, с которым перед тем встречался только два раза:

Месье!

Предложение, очень серьезное как для меня, так и для вашей семьи, будет сделано вам в ближайшие несколько дней, и я нахожу своим долгом дать вам следующие справки, чтобы вы могли принять решение о вашем согласии или отказе.

Мой отец — дубильщик кож в Арбуа, маленьком городке в Жура. У меня есть три сестры. Младшая в возрасте трех лет перенесла воспаление мозга, которое остановило всякое развитие ее интеллекта. Сейчас она как маленький ребенок по развитию ума, будучи взрослой с точки зрения тела. Мы должны были поместить ее в монастырь, где она, без всякого сомнения, и проведет остаток своей жизни. Две мои другие сестры помогают моему отцу, заменяя для него в работе по хозяйству и коммерции мою мать, которую мы имели несчастье потерять в мае прошлого года.

Семейство мое находится в положении обеспеченном, но без всякого состояния. Я не думаю, что вся наша собственность стоит более пятидесяти тысяч франков; и, что до меня, я уже давно принял решение оставить моим сестрам всё, что достанется мне при разделе наследства. Таким образом у меня лично нет никакого состояния, всё мое достояние — это хорошее здоровье, доброе сердце и моя позиция в Университете.

Я закончил Эколь Нормаль два года назад с дипломом по физике. Восемнадцать месяцев назад я получил докторскую степень, и я представил Академии несколько моих работ, которые были очень хорошо приняты, в особенности последняя. Очень хороший отзыв о ней я буду иметь честь вам представить одновременно с этим письмом.

Таково, месье, мое теперешнее положение. Что же касается будущего, то всё, что я могу сказать, это что если мои склонности не изменятся вдруг совершенно, то я намерен посвятить свою жизнь исследованиям по химии. Я намерен возвратиться в Париж, как только мои исследования принесут мне определенную репутацию. Месье Био неоднократно говорил мне, что я мог бы претендовать на место в Институте (Академии. -Прим. перев.). Лет через десять или пятнадцать я действительно могу об этом подумать, если продолжу работать так же усердно. Пока же это всего лишь мечты, уносимые ветром, и вовсе не они заставляют меня любить науку ради науки.

Мой отец лично прибудет в Страсбург, чтобы сделать официальное предложение о замужестве. Здесь никто не знает о моей просьбе, и я вас заверяю, месье, что если вы решите отказать мне, вы не только не потеряете в моем к вам уважении, но я также никому не стану сообщать о вашем отказе.

Примите, месье, уверения в моем искреннем уважении и преданности,

Луи Пастер

Мне исполнилось двадцать шесть лет 27 декабря прошлого года.

Хотя в письме не указано даже имя дочери ректора (а их у него было две), спустя некоторое время он дал Пастеру формально-лаконичный, но… положительный ответ. 29 мая того же 1849 года Пастер обвенчался с Мари Лоран. После получения согласия ее отца Пастер написал письмо и самой Мари, в котором он утверждает: «Во мне нет ничего, что было бы с первого взгляда притягательным для молодых девушек, но узнав меня лучше вы непременно полюбите меня». В этом ученый не ошибся: в своей любви к мужу Мари Пастер доходила даже до понимания его работы и посвятила всю свою жизнь тому, чтобы оградить его от жизненных забот, давая возможность сосредоточиться на науке. Пастер проживет с Мари всю свою жизнь и умрет на руках у своей жены 28 сентября 1895 года.

Через некоторое время Пастер откажется от лекций, которые он читал на фармацевтическом факультете, и его заменит другой выпускник «Эколь Нормаль», Адриен Луар, который получил таким образом возможность поработать с Луи Пастером в лаборатории. В дальнейшем он повторит путь мэтра и женится на второй дочери ректора Лорана — Амели. Их сын, племянник Пастера, станет одним из его главных учеников.

Цит. по P. Debre. Louis Pasteur.
Flammarion, 1994.

Связанные статьи

1 Comment

  1. Статья толкает меня на публикацию в Гайд парке компиляции некоторых материалов, которые рассказывают, как русский сотрудник лаборатории Розерфорда — Петр Капица стал мужем живущей во Франции с нансеновским паспортом Ани Крыловой. Известно, что брак этот оказался на редкость гармоничным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *