Cводки с антивирусного фронта

Алексей Водовозов
Алексей Водовозов

О том, какие успехи достигнуты медиками и биологами в борьбе с вирусами, рассказывает медицинский журналист, научный редактор журналов «АВС» и «Российские аптеки» Алексей Водовозов.

Как-то не заладилась у человечества борьба с бактериями. Постоянно нарастающая проблема с резистентностью, «антибиотиковый апокалипсис», который хором пророчат ВОЗ, CDC и прочие профильные организации, искренняя и потому неискоренимая любовь нашего населения и некоторых врачей к антибактериальным препаратам — всё это не позволяет сказать, что бактерии мы держим в ежовых рукавицах.

И на этом фоне успехи сражений с вирусами выглядят куда более впечатляющими. Достаточно вспомнить, что признанная официально искорененной натуральная оспа вызывалась двумя представителями семейства Poxviridae, а возбудитель следующего кандидата «на вылет» — полиомиелита — энтеровирусом семейства Picornaviridae. Даже о ВИЧ есть хорошие новости: сначала американцы сообщили о случае «функционального излечения» маленького ребенка [1], а затем, буквально неделю спустя, в PLoS Patogens появилась публикация французских исследователей из ANRS VISCONTI Study Group, в которой описаны уже 14 аналогичных случаев, причем у взрослых людей [2].

Впрочем, своих ложек дегтя и тут хватает, один грипп чего стоит. Справляться с его сезонными атаками медики пока что не научились, вся надежда на универсальную вакцину, благо информация из лабораторий, где ее разрабатывают, внушает осторожный оптимизм. Да и наука не стоит на месте: за последние пару лет мир вирусов преподнес немало сюрпризов.

Догнать внутри клетки

В 2010 году пошатнулась одна из догм иммунологии. До того момента считалось, что как только вирус преодолел клеточную мембрану, иммунитет уже не в силах ничего с ним поделать. Две группы британских ученых (в хорошем смысле этого слова) из Кембриджского университета и Университетского колледжа Лондона доказали, что это не так [3]. Коротко суть их открытия можно описать следующим образом: цитозольный рецептор иммуноглобулина G, содержащий тричастичный мотив (TRIM21), медиирует внутриклеточный иммунитет против безоболочечных вирусов через убиквитинизацию и последующий протеасомальный лизис.

Рис. В. Шилова
Рис. В. Шилова

В переводе с молекулярно-биологического на русский объяснение получается более длинным. Если иммунная система реагирует на вирус, еще в кровяном русле его со всех сторон облепляют специфические антитела. И со всем этим сопровождением вирусная частица проникает в клетку, где в цитоплазме обитает особый белок TRIM21, реагирующий на особые участки антител. Клетка «понимает», что в нее попало нечто, что иммунитет посчитал чужеродным. TRIM21 ставит на комплекс вирус-антитело особую метку, которую обычно «вручают» бракованным белкам, ненужным ферментам и прочему внутриклеточному «мусору», который перерабатывается на вторсырье. Особая клеточная органелла- протеасома — как раз такой утилизацией и занимается. Помеченный вирус вместе с антителами быстро разбирается на запчасти.

К сожалению, это работает лишь для безоболочечных вирусов, к которым, например, не относится уже упоминавшийся вирус гриппа. Тем не менее, в MRC Laboratory of Molecular Biology уже третий год полным ходом идут работы по практическому применению этого, безусловно, перспективного открытия.

Будем жить

Второй сюрприз преподнесло изучение ранее считавшейся 100%-ной летальной инфекции — бешенства. В 2012 году группа американских и перуанских вирусологов и эпидемиологов опубликовала очень необычный отчет об изучении крови жителей далеких уголков амазонских джунглей [4]. Зачем исследователям потребовалась кровь? Просто из этого района Перу поступало множество сообщений о случаях бешенства среди домашних животных и местных летучих мышей-вампиров. В 7 из 63 проб крови крестьян были обнаружены нейтрализующие антитела к вирусу бешенства (rVNA) в диапазоне титров 0,1-2,8 МЕ/мл. А у троих местных жителей обнаружились иммуноглобулины класса G к рибонуклеопротеину вируса бешенства (RNP-IgG), причем двое из них были также серопозитивными и по rVNA.

Почему это необычно? Да потому, что такая серология и такие титры могут появляться только в двух случаях: а) вакцинация и б) перенесенная инфекция. Но в больницу, до которой два дня пути, за прививками обращался только один местный житель. Значит остальные просто переболели бешенством. И выжили, получив иммунитет к вирусу.

Явление это известное, называется оно естественной вакцинацией, вот только никто не мог подумать, что оно возможно в случае с бешенством. Скорее всего, в ходе углубленных исследований выяснится, что в летучих мышах обитают нелетальные для человека изоля-ты вируса. Что открывает достаточно заманчивые перспективы по вакци-нопрофилактике опасной инфекции.

Бактерия против гриппа

Помимо традиционных подходов к созданию противогриппозных вакцин определенного внимания заслуживает идея лауреата Нобелевской премии профессора Барри Маршалла, вместе с Робином Уорреном доказавшего связь Helicobacter pylori с язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта. Он намерен использовать эту бактерию в мирных целях, превратив ее в вектор для перораль-ной (через рот) доставки антигенного материала. По мнению Маршалла,это может обеспечить безопасную и эффективную вакцинацию против многих инфекций, из вирусных в первую очередь назывался грипп.

Пока что проводится первая фаза клинических испытаний, цель которых — определить безопасные штаммы Helicobacter pylori, которые можно использовать в качестве векторов. Судя по последнему докладу профессора Маршалла, ему уже удалось определиться со списком кандидатов [5]. Однако созданная им биотехнологическая компания Ondek, если верить информации на ее официальном сайте, в первую очередь намерена разрабатывать иммунотерапевтические препараты для лечения аллергии, так что вакцина против гриппа на основе Helicobacter pylori рискует остаться просто красивым проектом. А вот универсальные вакцины против гриппа могут стать реальностью уже в обозримом будущем.

1. Deborah Persaud, H Gay, C Ziemniak, YH Chen, M Piatak, T-W Chun, M Strain, D Richman, K Luzuriaga. Functional HIV Cure after Very Early ART of an Infected Infant. 2013 Conference

on Retroviruses and Opportunistic Infections, paper #48LB

2. Saez-Cirion A, Bacchus C, Hocqueloux L, Avettand-Fenoel V, Girault I, et al. (2013) Post-Treatment HIV-1 Controllers with a Long-Term Virological Remission after the Interruption of Early Initiated Antiretroviral Therapy ANRS VISCONTI Study. PLoS Pathog 9(3): e1003211. doi:10.1371/journal. ppat.1003211

3. Donna L. Mallerya, William A. McEwana, Susanna R. Bidgooda, Greg J. Towers, Chris M. Johnson, and Leo C. James. Antibodies mediate intracellular immunity through tripartite motif-containing 21 (TRIM21) — Proceedings of the National Academy of Sciences,doi: 10.1073/pnas.1014074107, November 2, 2010

4. Amy T. Gilbert, Brett W. Petersen, Sergio Recuenco, Michael Niezgoda, Jorge Gomez, V. Alberto Laguna-Torres, Charles Rupprecht. Evidence of Rabies Virus Exposure among Humans in the Peruvian Amazon — The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene, 2012 vol. 87 no. 2 206-215, doi: 10.4269/ajtmh.2012.11-0689

5. Prof. Barry Marshall. Rationale for Vaccine Delivery: Choosing the right strain from human studies.12th World Vaccine Congress, Washington DC, USA (April 2012).

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *