Пятилетка ректора Кропачева

Владимир Волохонский,
Владимир Волохонский,

В те дни, когда вся прогрессивная общественность отмечает 5 лет ТрВ-Наука, в Санкт-Петербургском государственном университете проходят выборы нового состава Ученого совета СПбГУ. Конечно, в этом консервативном органе мало что поменялось по сравнению с ситуацией пятилетней давности, когда этот орган что-то решал хотя бы формально. А вот администрация университета прошла за эти годы большой путь, хотя существуют диаметрально противоположные мнения о том, куда именно этот путь ведет всех нас. В этой статье будет дан краткий обзор произошедшего со ссылками на некоторые публикации ТрВ-Наука.

История «воцарения» Николая Кропачева началась парой лет раньше — в 2006 году, когда внезапно для многих он был назначен тогдашним ректором Людмилой Вербицкой на должность первого проректора. Это связали с его близостью к правоохранительным органам, которые начали активное расследование хищения в СПбГУ: злые языки сообщали, что если бы Вербицкая не согласилась на это, то обвиняемой по делу могла бы стать и она.

В 2008 году Министерство образования и науки РФ активизировало попытки взять под контроль ситуацию в университетах страны, довести вертикаль власти до последнего деканата. Для уходящих в отставку ректоров загодя приготовили конфетку: принятым ранее законом в вузах вводились должности «президентов». И именно на эту должность ушла со своего поста Людмила Вербицкая. Никого особо не удивило назначение министерством именно Николая Кропачева в качестве исполняющего обязанности ректора. Искать человека, который согласился бы в таких обстоятельствах (уголовное дело-то еще не закрыто) конкурировать на выборах с претендентом номер один, видимо, было нелегко. Однако всё же обнаружившийся соперник, декан факультета международных отношений Константин Худолей, получил сразу после выборов пост проректора. Много других деканов также получили подобные повышения в статусе.

Н. Кропачев. Фото Н. Деминой
Н. Кропачев.
Фото Н. Деминой

Новая администрация шустро приступила к преобразованиям в собственной структуре, приведя сотрудников факультетских подразделений в полное недоумение по поводу того, кто теперь за что отвечает. Параллельно ректор начал последовательно реализовывать задачу, которую публично позиционировал как один из своих приоритетов -наведение порядка в учете и использовании университетской недвижимости. Злые языки, утверждавшие, что он хочет получить долю в откатах или пересдать территории своим фирмам, были посрамлены: на месте закрывавшихся ресторанов, парикмахерских и магазинчиков открывались учебные аудитории и административные помещения.

Именно на этой почве и развился конфликт, державший в напряжении публику несколько лет: какую еще пакость коварный Леонсио приготовил честной рабыне Изауре? Выяснилось, что учрежденная деканом медицинского факультета компания «Делор» по документам арендует одну площадь, а по факту — заметно большую. Договориться миром уважаемым сторонам по какой-то причине не удалось, в результате чего работа медицинского центра университета, которую обеспечивал «Делор», была фактически прекращена, а скандал начал разрастаться. Супруга декана медфака (а по совместительству — декан журфака) Марина Шишкина выступила на Ученом совете с обличительной речью. Заодно опальные деканы тут же создали и возглавили профсоюзную организацию «Универсант» — по закону руководителей профсоюзной организации нельзя было уволить без согласия профсоюза.

В свою очередь прочие деканы (за исключением экономиста Ивана Бойко и психолога Ларисы Цветковой) опубликовали гневное письмо к ректору, в котором писали: «Шумная информационная, во многом искажающая истину и оскорбительная для Университета и универсантов кампания, развернутая в последние недели, наносит существенный урон интересам Университета в очень важный момент его жизни. Еще более недопустимы попытки вовлечения в «управленческий конфликт» студентов нашего вуза. Такого рода действия становятся просто кощунственными, если прямо или косвенно совершаются педагогами-универсантами» [1]. Далее «кощунницу» предлагалось отрешить от должности на заседании Ученого совета. Студенты журфака в это время выходили к стенам университета с одиночными пикетами, эпизодически попадая в лапы милиции. Половина из подписавших это обращение деканов сами лишатся своих постов в течение трех лет.

Деятельность профсоюза «Универсант» известна широкой публике в первую очередь парой видеообращений к президенту заместителя Шишкиной Сергея Самолётова, а университетская общественность знает и о публикуемых на его сайте пасквилях. Самолётова обсуждала введенная в структуру университета комиссия по этике (см. об этом мою заметку «Самолётова этика» в ТрВ-Наука № 98 [2]), но и его уволили еще года через два.

Помимо увольнения Шишкиной из университета, которое произошло в 2010 году, против нее и мужа было возбуждено несколько уголовных дел по разнообразным поводам, что дало основания для серьезных опасений за свою судьбу всем прочим критиканам. С тех пор никаких резких высказываний в адрес ректора со стороны университетских чиновников публично не звучало. Уголовные дела, впрочем, закончились пшиком, экс-декан успешно обжаловала свое увольнение в суде, а затем избралась депутатом петербургского Законодательного собрания.

Параллельно шли самые разные, порой радикальные изменения в деятельности университета. Например, в конце 2009 года было принято решение прекратить прием вечерников и ликвидировать «второе высшее» (см. «Как я перестал беспокоиться за вечернее отделение и полюбил гречку» в ТрВ-Наука № 49 [3]). В течение всего 2010 года ходили загадочные рассуждения о том, что факультеты ликвидируют. Однако в итоге их объединили в «кусты», передав все административные функции, не касающиеся содержания обучения и науки, этим новым структурам. На должности «пропонов» (проректоров по направлениям) были в основном назначены наиболее сильные деканы-администраторы.

Административная реформа проделала полный разворот на 180 градусов — если раньше факультетам передавали полномочия, то теперь их полностью у факультетского руководства забрали. Идея заключалась в том, чтобы освободить преподавателей от излишних административных функций (см. об этом «Что день грядущий нам готовит» в ТрВ-Наука № 63 [4]).

В 2010 году явно была кульминация в жизни этого состава Ученого совета СПбГУ. Я могу с уверенностью назвать тот день, то заседание, которое стало квинтэссенцией этих пяти лет. 31 мая 2010 года почти единогласно (при одном воздержавшемся) члены Ученого совета одобрили вынесение на конференцию трудового коллектива проекта устава. Проекта, который лишал их большинства полномочий — как властных, так и контрольных. Отныне повестку дня ученых мужей определял ректор, и без его приказа об утверждении протокола собрания их решения в силу уже не вступят (см. «Самоуничтожение университетского самоуправления» в ТрВ-Наука № 57 [5]). Кто здесь власть? Он здесь власть.

Этот же год стал важнейшим и для студенческого независимого активизма. В 2009 году активничали только малочисленные леваки из «Комитета 68» (см. «Акция акции рознь, или антиклерикализм в карнавальном исполнении» в ТрВ-Наука № 41 [6]) вместе со сторонниками опального декана. А осенью 2010 года в группу «Бойкот столовым СПбГУ» вступили тысячи студентов. Дело в том, что в результате проведенного администрацией открытого аукциона право на аренду помещений общепита получила компания «ОМС-СПб Кейтеринг» и цены повысились весьма существенно. В итоге этой борьбы появился «Студенческий совет СПбГУ», который сейчас более корректно именовать «Независимый студенческий совет», изрядно взбодривший университетских администраторов.

Впрочем, в течение полутора лет этот порыв активизма схлопнулся до относительно небольшой тусовки из пары десятков оппозиционно настроенных студентов, а весной 2012 года один из их лидеров — председатель вполне уже официального студсовета филологического факультета Виктор Воробьёв был отчислен за несданный словацкий. Более того, его еще и обязали выплатить 30 тыс. руб. компенсации морального ущерба заведующей кафедрой Марине Котовой — он обвинил администратора в угрозах отчислением (о них он еще прошлой весной сообщал мне по телефону) и необъективности экзамена.

В течение этих лет шел процесс занятия деканских позиций «звездами». В 2010 году дирижер Валерий Гергиев стал деканом факультета искусств, а экс-ректор СПбГУ Людмила Вербицкая -деканом филологического факультета. В 2011-м деканом экономического факультета стал председатель Совета директоров банка «Возрождение» Отар Маргания, а деканом факультета свободных искусств и наук — министр финансов Алексей Кудрин. В 2012-м деканом Высшей школы менеджмента стал председатель Правления банка ВТБ Андрей Костин, а деканом физического факультета — директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, восточного факультета — директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Всего за три года вырос целый зоопарк новых факультетов: в 2009 году открыт факультет политологии, в 2010-м появились факультет стоматологии и медицинских технологий и факультет искусств, а в 2011-м — факультет прикладных коммуникаций, а также факультет свободных искусств и наук. Это больше, чем за 20 предшествующих лет. Активно готовится открытие факультета теологии.

Конец 2012 года выдался в университете относительно тихим, большой шум вызвал разве что скандал с планами по сокращению числа бюджетных мест на филологическом факультете. Потихоньку продолжали расти зарплаты, снижался децильный коэффициент (см. о дециль-ном коэффициенте в СПбГУ — «Бедность и богатство преподавателей» в ТрВ-Наука № 109), одни проректора сменяли других, в тиши кабинетов делились миллиарды университетского бюджета. Так заканчивается срок полномочий Ученого совета 2008-2013.

Следующий Ученый совет не будет отличаться от предыдущего — в нем заседают всё те же люди, изменения незначительны. Может быть, я ошибаюсь, а вдруг сами эти люди, попав в иную ситуацию, перестанут дружно выражать одо-брямс всем идеям администрации? Может, они рискнут выступить хотя бы против создания факультета теологии?

Владимир Волохонский,

автор блога spbgunews.ru, в 2002-2011 годах — преподаватель СПбГУ

1. http://spbgunews.ru/2009/08/28/pismo-dekanov-rektoru-opublikovan-tekst/

2. http://trv-science.ru/2012/02/28/samoljotova-ehtika/

3. http://trv-science.ru/2010/03/16/kak-ya-perestal-bespokoitsya-za-vechernee-otdelenie-i-polyubil-grechku/

4. http://trv-science.ru/2010/09/28/chto-den-gryadushhij-nam-gotovit/

5. http://trv-science.ru/2010/07/06/samounichtozhenie-universitetskogo-samoupravleniya/

6. http://trv-science.ru/2009/11/10/akciya-akcii-rozn-ili-antiklerikalizm-v-karnavalnom-ispolnenii/

7. http://trv-science.ru/2012/07/31/bednost-i-bogatstvo-prepodavatelejj/

Связанные статьи

3 комментария

  1. Периоды реформ никогда простыми не были. Вряд ли кто-нибудь станет утверждать, что Университету не нужны преобразования. Да, трудно, но ведь никто не будет отрицать, что позитивные изменения уже есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *