Новый взгляд на ФЦП «Кадры»

8 февраля 2013 года на сайте ФЦП «Кадры» опубликован для общественного обсуждения проект концепции новой ФЦП «Кадры», рассчитанной на 2014-2020 годы [1]. Конечно, проект описывает лишь общие контуры программы, как они видятся Минобрнауки, отсутствует конкретика — нет четких требований к научным коллективам по разным мероприятиям; числа грантов, выделяемых ежегодно по разным направлениям; сумм финансирования проектов; распределения грантов между группами наук (естественные, общественно-гуманитарные, технические) и т.д. Помимо положенных для подобных документов разделов (обоснования целесообразности, предварительного анализа итогов заканчивающейся ФЦП «Кадры», анализа сценариев) есть описание набора планируемых мероприятий и различные сценарии финансирования ФЦП. Но и они дают возможность сказать, что нынешнее руководство Минобрнауки планирует существенно переформатировать программу.

Цитата (стр. 19): «В частности, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы во многом решала задачу формирования критической массы мотивированных и ориентированных на науку молодых исследователей. Отсюда акценты на количественные показатели, достаточно мягкие критерии отбора на входе, апробация значительного числа форм и механизмов государственной поддержки. В настоящее время назрела необходимость смещения акцентов с массовости на результативность и адресность изменения системы показателей в целях оценки достижения нового качественного уровня; повышения эффективности финансовых затрат путем отказа от неэффективных механизмов государственной господдержки; дифференциации критериев отбора и финансовых объемов поддержки отдельных ученых и научных коллективов».

Оптимальный, по мнению МОН, вид новой ФЦП «Кадры» описывает так называемый интенсивный вариант. Он предусматривает (в рамках базового сценария) выделение из федерального бюджета 237,8 млрд руб., в том числе 125,2 млрд — на НИОКР, 88 млрд — на «прочие нужды» (в первую очередь программы развития национальных исследовательских университетов, а также поддержка научных конференций, олимпиад и т.д.), а также 24,5 млрд на капвложения. Внебюджетные средства (в основном — «прочие нужды») запланированы в объеме 40,9 млрд руб., т.е. общий объем финансирования с 2014 по 2020 год должен составить 278,7 млрд руб. В первый год финансирование программы из федерального бюджета должно составить 21 млрд руб., а максимальный объем планируется выделять в 2017 и 2018 годах — примерно по 44 млрд руб.

Основные средства федерального бюджета (52,6 %), планируются на НИОКР- гранты для исследовательских коллективов и отдельных исследователей. Это первое направление программы — «Воспроизводство и повышение конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирование их мобильности». Главным мероприятием (финансирование — до 74 млрд руб.,) должна стать поддержка ведущих лабораторий.

Второе мероприятие — поддержка научных исследований, проводимых молодыми кандидатами наук, защита диссертаций которых состоялась не более чем за два года до проведения конкурса (планируется 21,6 млрд руб). Наконец, последним значимым мероприятием этого направления будет «Развитие мобильности научных и научно-педагогических кадров» (программы для постдоков, приглашенных исследователей, а также поддержка стажировок в ведущих мировых научных центрах) — финансирование до 29,2 млрд руб.

Число лабораторий и молодых кандидатов, которых планируется поддержать, в концепции не указано, но в недавнем интервью директора департамента развития приоритетных направлений науки и технологий МОН Сергея Салихова [2] названы некоторые цифры. Планируется поддержать 1000 ведущих лабораторий 5-летними грантами, а ежегодная сумма гранта должна составить до 16 млн руб. Также планируется поддержать примерно 1800 2-3-летних проектов молодых кандидатов, размер гранта — до 6 млн руб. в год.

В случае «дополнительного сценария» интенсивного варианта на этапе 2016-2020 годов планируется увеличить финансирование программ поддержки ведущих лабораторий и молодых кандидатов наук на 30-40%. Тогда общий объем бюджетного финансирования увеличится на 28 млрд руб.

На развитие национальных исследовательских университетов — второе по объему выделяемых средств мероприятие программы — планируется потратить 83,8 млрд руб. Помимо этого, как и в действующей ФЦП, будет финансироваться проведение научных школ и конференций, олимпиад и конкурсов, будут строиться общежития. Ну и, конечно, не обойдется без научно-методического, информационного, аналитического и организационно-технического обеспечения программы.

Конечно, приведенные цифры — предмет торга с Минфином и Минэкономразвития, и нельзя исключить, что последние настоят на инерционном варианте, при котором сильно урежут в первую очередь финансирование НИОКР (до 69,7 млрд руб.).

Важнейшим отличием от действующей ФЦП «Кадры» является, очевидно, отсутствие конкурсов для групп под руководством кандидатов и докторов наук. Решение ограничиться только поддержкой ведущих лабораторий и молодых кандидатов наук, а также программ мобильности представляется сомнительным. Дело не только в том, что в наших условиях трудно представить, что выделяемые ежегодно порядка 300 крупных (до 16 млн руб. в год) грантов на все области науки будут делиться объективно, без серьезной закулисной борьбы и лоббирования. Но и в том, что более логичным в принципе было бы выстраивание своего рода «грантовой пирамиды», когда наряду с крупными грантами для самых лучших выделялось бы и в 3-4 раза большее количество грантов с меньшим финансированием для прилично работающих научных групп. Сложно надеяться на нормальное развитие науки, фактически лишая основную массу таких научных групп (за исключением молодежных) шансов получить финансирование в рамках кадровой ФЦП, особенно с учетом того, что средний размер грантов ведущих научных фондов остается на недопустимо низком уровне.

Впрочем, пока это лишь проект концепции, выставленный на общественное обсуждение, и окончательный облик ФЦП «Кадры» пока не предопределен.

Е. О.

1.           www.fcpk.ru/doc.aspx?DocId=5649

2.           www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=52317

Связанные статьи

1 Comment

  1. Этот проект новой программы ФЦП «Кадры» за пределоми здаравого смысла.
    Как и в случае с мегагрантами все превратится в фарс. Эта 1000 ведущих лабораторий видимо подразумевает в основном «лучших» академиков и член-корров. Если ведущие лаборатории не связаны с академиками, то фактически это признание того, что академики и их научные школы о которых они все время пекутся — это фуфло недостойное поддержки. А в академики в РФ, по определению этого звания, якобы выбирают «лучших», супер-ученых. Вся система организации науки в РФ мягко говоря нелогична.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *