Университет без границ

Татьяна Тартачевская
Татьяна Тартачевская

О проекте Международного образовательного коллектива — негосударственной интернетассоциации преподавателей и исследователей (www.universitetbezgraniz.ru) рассказывает его координатор  Татьяна Тартачевская, PhD по социологии (Виргинский университет), преподаватель социологии в Sacred Heart University.

Газета ТрВ-Наука и другие из­дания неоднократно пытались привлечь внимание к ситуа­ции деградации аспирантуры в со­временной России. Отмечались та­кие проблемы как отсутствие акаде­мической мобильности [1], обуслов­ленное практикой набора аспиран­тов кафедрами из «своих» студен­тов, отсутствие обучающей аспиран­туры, т.е. невозможность для аспи­рантов выбирать научного руково­дителя и прослушивать курсы по смежным дисциплинам или подходам. Также шла речь о забюрократизированности процесса написания диссертаций и защит [2], сводящая их к компиляции фактов без какого-либо аналитического или исследо­вательского компонента [3].

Изолированность наших аспи­рантов от международной акаде­мического сообщества, связанная с отсутствием у университетов до­ступа к дорогостоящим базам дан­ных западных академических жур­налов, незнанием стандартов напи­сания статей на английском языке в западных реферируемых журналах или принципов представления до­кладов на научных конференциях, также является серьезной проблемой.

Как результат, многие из дисциплин в российской академическом сообще­стве изолированы от последних тео­рий и методик в своей области. Осо­бенно это заметно в социальных дис­циплинах, таких, как экономика, поли­тическая наука, социология, гендерные исследования, когнитивная лингви­стика, психология. Наши ученые, осо­бенно в гуманитарных и социальных дисциплинах, фактически не участву­ют в глобальном обмене знаниями [4]. Более того, можно предположить, что, помимо последствий для российских гуманитариев, такая оторванность на­учного знания сказывается и на дру­гих сферах деятельности, в которых задействованы специалисты с пост­дипломным образованием.

Как указывали многие отечествен­ные эксперты, одним из решением проблемы провинциализации нау­ки могла бы стать общая интерна­ционализация обучения в аспиран­туре, достигаемая, в частности, через «привлечение к работе с российски­ми аспирантами отечественных уче­ных, работающих за границей» [5].

Тем не менее, примеры осущест­вления такого проекта пока еди­ничны и упираются в сложности финансового и организационного характера. Интересен, например, экспериментальный проект сете­вой аспирантуры, осуществляемый Санкт-Петербургским университе­том в нейробиотехнологии, объеди­няющий аспирантуры 9 российских и 7 европейских университетов, сту­денты которых могут ездить на ста­жировки и лекции в другие универ­ситеты консорциума [6]. Однако та­кой проект дорогостоящ и ограни­чен рамками дисциплины и стена­ми конкретных университетов, т.е. не предполагает массового охва­та аспирантов.

Другие возможные варианты «вли­вания» современных знаний пред­ставляют собой альтернативные об­разовательные инициативы, такие, как публичные лекции «Полит.ру», «ПостНаука.ру» (сайт, где выклады­ваются лекции с известными иссле­дователями) или «Теории и практи­ки» (сайт, объединяющий информа­цию о популярных научных событи­ях в разных городах России). Подоб­ные проекты, тем не менее, не пред­ставляют систематического обзора дисциплин, не предоставляют сту­дентам возможности сотрудничать с преподавателями в совместной работе над тем или иным проектом.

Проект «Университет без границ» пытается предложить свое решение проблемы отсутствия академической мобильности у аспирантов России и других стран бывшего СССР. Мы предлагаем академические онлайн семинары по современным науч­ным дисциплинам. Наши препода­ватели — русскоязычные исследова­тели, работающие в западных уни­верситетах, а также преподаватели, работающие на территории бывше­го Союза и интегрированные в глобальную академию.

Содержательно предлагаемые курсы построены на представлении актуальной проблематики в той или иной дисциплине/подходе. Препо­даватели знакомят студентов с ма­териалами, представляющими по­следние научные дискуссии в той или иной области. Вместе с тем, вла­дея русским языком, они могут слу­жить модераторами между аспиран­тами и новой для них информаци­ей на английском языке. Курсы так­же включают интерактивный фор­мат — например, коллективную ра­боту участников над тем или иным исследовательским проектом, инди­видуальную работу преподавателя и студента над совместным проек­том с прицелом на публикацию в реферируемом журнале, обсужде­ние участниками курса своих ра­бот. Результатом посещения такого курса могут стать новые связи аспи­рантов с коллегами в их области в разных странах, участие в между­народных конференциях, публика­ции в журналах или коллективных монографиях.

В данный момент предлагаются курсы по прикладной лингвистике, математической биологии, полити­ческой науке, социологии интерне­та, методам исследования интернет-текстов и визуальных материалов. В следующем семестре мы планируем добавить курсы по экономике, гендерным исследованиям, социоло­гии миграции, исследованиям со­циальных сетей и музыковедению (musicology). Кроме того, мы плани­руем регулярно предлагать курс по академическому письму — для всех, кто хотел бы публиковать свои ра­боты на английском языке и/или в реферируемых журналах. Занятия начинаются в ноябре этого года. В настоящий момент семинары пред­лагаются бесплатно.

Проект приглашает к сотрудни­честву всех заинтересованных лиц. Если вы занимаетесь академиче­ской работой и хотели бы предло­жить курс на нашем сайте, присы­лайте ваш запрос по адресу info@universitetbezgraniz.ru. Мы пригла­шаем преподавателей разных дис­циплин. Основной критерий участия в нашем проекте — наличие публи­каций в peer reviewed изданиях.

Университет без границ, конечно, не решит всех проблем постсовет­ской аспирантуры. Тем не менее мы надеемся, что эта образовательная сеть сможет создать дополнитель­ное пространство для совместной работы русскоязычных исследова­телей из разных стран и дисциплин.

1. Демина Н. 2009. Обучающая аспирантура: pro I contra, http://trv-science.ru/2009/07/21/obuchayushhaya-aspirantura/

2. Винер Б.Е., Марков А. Р. http://old.jourssa.ru/2005/3/5aViner.pdf

3. Еникеева А. Средняя аспирантура по больнице. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=35896

4. Еникеева А. Проблемы российской аспирантуры. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=34750

5. Литой А. Полторы тысячи рублей и две гвоздики. http://trv-science.ru/2009/06/23/poltory-tysyachi-rublej-i-dve-gvozdiki/

6. Муравьева М. Аспирантура в аспирантуре. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=46000

Связанные статьи

2 комментария

  1. деградация аспирантуры в со­временной России есть отражение деградации страны в целом в ходе буржуйских реформ которое никакими поделками- самоделками типа полевых ун-тов не исправить разрушение фундаментальное сплошное котрое пиявками не лечится

  2. ха ха публичные лекции развлекуха типа «Полит.ру заменят системное образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *