Во многих статьях ТрВ-Наука прямо или подспудно звучит мысль: ученым необходима организация, которая бы реально, на деле, а не на словах защищала интересы научных работников, в частности РАН. Идея, конечно, правильная, нужная, но ведь такое объединение вроде бы уже существует — это профсоюз работников Российской академии наук…
Вот только со своими уставными задачами, увы и ах, он справляется по целому ряду причин далеко не всегда должным образом. Если бы всё было идеально в деятельности профсоюзных организаций в центре и на местах, то, конечно, не появлялись бы всё более громко звучащие призывы создать «ассоциацию», «сообщество» и т.д. ученых, где они бы действительно могли найти единомышленников, а самое главное — поддержку в случае каких-либо трудностей, от которых в наше кризисное время, к сожалению, никто не застрахован.
Но может быть, всё-таки вначале стоит попробовать реформировать ту структуру, которая уже есть на данный момент? Разумеется, с учетом всех обстоятельств, которые не дают реально действовать профсоюзным органам в настоящее время. Сразу подчеркну, что есть объективные причины, которые мешают им активно вмешиваться и смело защищать права трудовых коллективов и отдельных их представителей.
В этой статье мы попробуем проанализировать, что именно не дает возможность нашим доблестным профбоссам стать деятельной силой, подлинным движением пролетариев умственного труда. Так как, только поставив правильный диагноз, можно попытаться излечить болезнь.
А то, что меры принимать необходимо, все мы прекрасно понимаем. Поскольку, положа руку на сердце, в случае чего на поддержку профсоюзного комитета мы, конечно, надеемся, но не очень-то рассчитываем.
Не по Уставу
Хотя вправе были бы не просто рассчитывать, а быть уверенными в том,что профсоюз работников РАН подставит свое могучее плечо по крайней мере в трудную минуту. Ведь сказано в Уставе (ст. 2.1): «основными целями Профсоюза РАН являются представительство и защита социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов Профсоюза РАН в законодательных, исполнительных и судебных органах, в хозяйственных органах и объединениях, перед работодателем, собственниками или уполномоченными ими органами и лицами».
Вот только автору этих строк совершенно не известно, когда и в каком деле профсоюз поддерживал и выступал бы весь как один (а не отдельными представителями) на стороне рядового сотрудника РАН. Может быть, такие случаи и имели место, но вот информации об этом никакой нет. Потому что представители дирекции институтов, да и руководства РАН в целом тоже являются, так сказать, рядовыми членами профсоюза, чьи права, получается, надо защищать наравне с младшими, старшими и ведущими научными сотрудниками.
Иными словами, директор и младший научный сотрудник как бы равны перед профсоюзом. Но мы-то понимаем, что на самом деле это не так, и смысл профсоюзной деятельности заключается не в представительстве интересов начальства где бы то ни было, а в борьбе за «профессиональные права», включая трудовые, авторские и т.д., тех, кто трудится на научной в нашем случае ниве и не наделен административными возможностями. Для этого люди, собственно, и объединяются в профсоюз. То есть в Уставе должно быть четко прописано, что профсоюз обязуется строго и неукоснительно защищать права и законные интересы рядовых сотрудников РАН, а не всех подряд, вплоть до директоров институтов и руководства самой академии.
Правда, решить эту задачу профсоюзным органам будет непросто. Да и самих себя проконтролировать тоже. Жесткая вертикаль в данном случае отсутствует напрочь. А всё потому, что, согласно пункту 4.1.2, «основой организационного строения Профсоюза РАН является первичная профсоюзная организация». Она может «добровольно» делегировать часть своих полномочий вышестоящим органам, а может и не делегировать. В результате вмешательство территориальных и центральных профсоюзных инстанций в дела первичек весьма ограничено, чуть ли не на уровне совещательного голоса.
Поэтому не удивительно, что деятельность профсоюза работников РАН зачастую весьма инертна, проводится иногда для пресловутой галочки. Вот и задаешься вопросом: а нужен ли такой профсоюз самим работникам РАН?
Опять 25
То, что профсоюз работников РАН ведет себя довольно робко, когда речь заходит не о глобальных проблемах, а о реальных насущных делах своих собственных научных коллективов, объясняется, в том числе, и элементарным человеческим малодушием. Тут одними призывами к членам профкомов быть посмелее в отстаивании трудовых и гражданских прав коллег не обойдешься. Ведь Конституционный суд РФ признал несоответствующим Конституции РФ ряд положений статьи 25 закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Благодаря этой статье члены профкомов могли более-менее смело защищать своих товарищей от несправедливых увольнений и иных санкций работодателя, не опасаясь, что сами могут быть выкинуты вон. Увольнять их можно было только с согласия остальных членов выборного профсоюзного органа. Теперь на профкомовцев распространяются те же правила, что и на остальных тружеников.
Для работодателя это идеальный вариант — «выступать» при таком раскладе будут только самые отчаянные защитники народа, с которыми можно разобраться, предъявив по любому малейшему поводу претензии профессионального характера. В науке, где все материи тонкие, и вовсе никаких проблем найти повод для того, чтобы заставить замолчать смельчака или уволить его при первой возможности.
Тут все профсоюзы, и ПР РАН в том числе, должны ходатайствовать о немедленной ратификации Конвенции №135 Международной организации труда. Именно там, в статье 1, обозначен механизм защиты членов профкомов: «Представители трудящихся на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей трудящихся, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями».
В переводе с бюрократически-дипломатического языка в статье констатируется иммунитет для всех членов избранных профсоюзных органов от санкций работодателя при отстаивании ими прав и законных интересов своих товарищей. Иными словами, после ратификации данной Конвенции нужно будет возвращать в том или ином виде статью 25 в закон о профсоюзах.
Без этого механизма бороться, конечно, значительно труднее, но это вовсе не оправдание бездействия. Профсоюзы должны добиваться справедливости в любых условиях. Ну а уж ПР РАН просто обязан это делать твердо, но с умом, ведь защищает он интересы самой образованной части пролетариев — ученых. Да и состоит из них, так что на него должны равняться другие профсоюзные организации. Должны, но вряд ли пока равняются, настолько скромно ПР РАН порою выглядит при рассмотрении проблем самой Академии наук и ее институтов.
Итак, профсоюз ученым нужен, только другой, существенно модернизированный! И только если обновить его не удастся, придется всем научным миром всерьез подумать об альтернативной ассоциации.
Александр Евдокимов,
канд.филол.наук, с.н.с. ИМЛИ РАН,
ведущий редактор журнала Hard’n’Soft
Всё верно, но только большая часть работников РАН пассивна (а профсоюзы карманные)и скорого обновления профсоюзов ждать не приходится.
статья верная не знаю как в РАН а вообще по стране профсоюзов не слышно и не видно потому как шмаков вполне успешный олигарх сейчас каждый директор есть олигарх
Профсоюз всегда нужен, даже несовершенный, даже с работодателем в одной лодке, что порождено нашей традицией.Ну кто мешает члену профсоюза написать письмо в профсоюзную или иную газету с рассказом о своих бедах? Кто мешает обратиться с заявлением в профком или к председателю профсоюза? В Центральном совете есть своя правовая служба, и каждый член профсоюза может получить бесплатно квалифицированную консультацию. Только из профсоюза нужно
» вытряхивать » демагогов с мозгами параноиков — такие тоже есть.
Профсоюз нужен даже несовершенный.Ну кто мешает члену профсоюза напиать о своих бедах в профсоюзную газету или председателю профсоюза?В Центрльном совете работает юрист, и к нему можно обратиться за помощью.
«директор и младший научный сотрудник как бы равны перед профсоюзом.»
МОТ не признает профсоюзами организации (например российскую ФНПР), включающую в себя работодателей.
Отмена вузовским преподавателям надбавки за стаж и замена надбавки за ученую степень с 3-х (5-ти для докторов) МРОТ на 3 (5 — для докторов) тыс. руб. было «согласовано» с профсоюзами.