Воплощение чуда, или Ответ науки и искусства нытикам и пессимистам

Биолог Елена Наймарк рассказала ТрВ-Н о том, как она с сыном и мужем, также биологом и популяризатором науки Александром Марковым, побывала на выставке «ЖИЗНЬ. Версия науки», организованной фондом «Династия». Елена, как и Александр, — докт. биол. наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН.

«Магнитная жидкость» – экспонат Музея науки Петрозаводского госуниверситета

Первого апреля 2011 г. состоялось открытие выставки «ЖИЗНЬ. Версия науки», куда мы и отправились: два биологически подкованных, заинтересованных взрослых в сопровождении совершенно легкомысленного и незаинтересованного 10-летнего сына. Было решено, что если выставка нас разочарует, то всё равно все получат удовольствие от столь редкого совместного похода куда бы то ни было. Но получилось совершенно не то, что планировалось. Природа по своему обыкновению посмеялась над нами, предложив третий, неожиданный вариант: ребенок решил остаться на выставке навсегда, а взрослые оказались совершенно неподкованными и неподготовленными. Дело в том, что на выставке нас встретили чудеса.

Понятно, что пришедшие посмотреть на достижения науки решительно настроены против чудес — чудесами ведает другая организация, не наука. Но тут столкнулись обычная человеческая психика и здравый смысл. Эмоциональное восприятие настаивало на чуде, а здравый смысл утверждал, что это всё — человеческое творение. Посовещавшись, психика и рассудок полюбовно заключили, что пусть это будет маленькое, отдельно взятое чудо, расположенное в конкретном замкнутом пространстве.

Конечно, чудеса нельзя расчленять на составляющие, но так как один из участников соглашения — рассудок, то ему и поручим содержательную часть. Откуда приходит ощущение чуда? Во-первых, сама выставка превосходно устроена. Это дизайнерский успех. Полутьма залов настраивает на встречу с тайной. Четкое геометрическое членение пространства, создание соподчиненных уровней ассоциируются с логикой и техникой. Ну а дальше — подсветки, размеры, динамика, всё это исключительно гармонично.

Посетители тестируют трехмерную инсталляцию «Внутри. Работа мозга» Алексея Чебыкина

Что же касается самих экспонатов, тут всё — безоговорочный успех! (Или почти все, но это «почти» теряется в общем море восторга.) Игрушки в первом зале… Веселье с самого начала «Мой первый коллайдер» — всё равно что «биоорганическая физика для самых маленьких». Мы, конечно, не смогли освоить этот коллайдер, но не потому, что «не сумели», а потому, что он оказался в начале, а хотелось бежать дальше и осваивать что-то еще.

Вообще каждый экспонат на выставке сделан безжалостно заманчивым, так что бедный посетитель сразу начинал разрываться на части. Следующая игрушка на большом мониторе — построение двойной спирали ДНК. Казалось бы, что проще А-Т, Г-Ц, а попробуйте на скорость! Да еще вместе с сыном! Выделение адреналина обеспечено, а сын, хоть и легкомысленный подросток, но запомнил, кого с кем нужно соединять. А матерый доктор наук, отдышавшись, изрек научную истину: теперь понятно, откуда мутации — попробуй не ошибись, когда так быстро нужно шевелиться.

Стояли рядом с большой «книгой» по эволюции Вселенной, листали ее туда и обратно, разглядывали существ на картинках. В отличие от современных школьных учебников, ошибок там не нашли. А в центре зала — немыслимые опыты по самоорганизации. Вот уж, правда, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сколько книг и статей по самоорганизации я читала, сколько научных дискуссий переслушала — не перечесть. Но представить, что манная каша прыгает, как веселый зверек, или из опилок распускаются цветы — нет. Никакие статьи и картинки, даже никакие ролики на YouTube не помогут в этом.

Юная посетительница с мамой у интерактивной панели

Неньютоновские жидкости — совершенно неинтересные слова, а когда из ложки манной каши (кажется, это был крахмал с водой, а не каша) выскакивает нечто на пяти ножках и начинает жить своей личной, неньютоновской жизнью, вот тогда и понимаешь смысл самоорганизации. Сын сказал, что это самый лучший зверь в его жизни и что он хочет такую штуку домой.

В основном зале нас встретил экспонат почвоведов, посвященный строению и происхождению почвы. Материя вроде бы скучная, почва — это то, откуда растут растения, к тому же сырая и грязная. Как выясняется, сами почвоведы думают иначе и готовы доказывать это всем и каждому. Почва — это вселенная, наполненная жизнью, со своими законами, со своей архитектурой, со своей историей.

В одном из своих научных проектов мне пришлось заниматься происхождением почвы и почвенных обитателей. Я помимо своих текущих экспериментов черпала информацию из новейшей литературы. Потому я не могла не увидеть, что сведения, сообщавшиеся человеческими словами (никакого педогенеза!) широкой публике в популярном фильме, взяты из самой последней научной литературы, просто с пылу с жару, а не из почтенных пожелтевших учебников.

Дети не могли оторваться от прозрачных боксов с лабораторными мышами (мышами-нокаутами)

Можно смотреть мультик про червячка (сын смотрел его два раза), слушать, как шумят муравьи и кроты (тоже два раза), пытаться понять, как в почве циркулирует вода (не поняли, хотя и старались). Много там всего, но главное — что происходит дружеская встреча с другой вселенной и понимаешь, что ты всего лишь человек. Стоит, пожалуй, показывать почвенный «экспонат» философам, за умными словами утерявшими связь с реальностью.

Понятно, что людей больше всего интересуют они сами, поэтому на выставке много проектов, связанных с мозгом и сознанием. Тут нашим экскурсоводом был сын — мы полностью зависели от его неудержимых бросков от одной инсталляции к другой. Беспорядочные молниеносные зигзаги, которые он вычерчивал по залам, наглядно показывают, какое внутреннее возбуждение испытывает посетитель.

Вот наш мозг и колоссальная сеть нейронов. Ее трехмерность вызывает ассоциации бесконечной глубины сознания. Ассоциация, конечно, больше лингвистическая, а не научная, но, может, авторы проекта именно на нее и рассчитывали? А тут экспериментальные базы, препараты, мухи, мышки в кукольных домиках. Остановились и заглядываем в окошки, как там мышкам — уютно? Рядом огромный прозрачный пластиковый кокон, внутри перепутаны веревочки и какие-то колечки свисают, что-то внутри шевелится. Если бы можно было измерить любопытство прибором, то здесь прибор бы зашкалило.

Гигантские африканские улитки Achatina fulica в биоактивной инсталляции «То, что живет во мне» Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина

Даже если и не понять, что автор инсталляции хотел этим выразить (вообще-то понятно), то возбуждение любопытства в современном, испорченном ленью и изобилием человеческом существе само по себе достойно восхищения. Можно поиграть в человечка, который путешествует по пространствам Эшера, заключенным в коробочки, можно полюбоваться на собственные мозги, увидеть воочию, как делится клетка, чтобы, наконец, понять, что такое этот загадочный гетерохроматин.

А вот вдоль стены бегает геометрическая белая собака и лает на посетителей. Ясно, что эту фигуру сконструировали математики на координатной сетке, но почему тогда она по-собачьи реагирует на нас, подошедших погладить ее, протягивающих к ней руки? Это чудо. Пусть ее сконструировали математики, пусть это движущееся изображение на стене, но для неискушенного зрителя — всё равно чудо.

Александр Марков, Елена Наймарк с сыном осматривают выставку

Своеобразным символом научной магии стала для меня инсталляция с улитками. На пробковом рельефе ползали улитки с разноцветными кружками на раковинках. Их снимала камера, но на большом экране видны были не только сами улитки, но и голубые дорожки, вычерчивающие их маршрут, и еще аура улиток. Аура изображалась в виде дрожащих голубых ломаных линий, хаотично пересекающихся и постоянно меняющих свою конфигурацию. Я удивилась присутствию «эзотерической» ауры и стала допрашивать юношу, сторожившего этих улиток. Он объяснил, что ауру достраивает компьютер, выбирая за начальную точку фигуры датчик на ракушке (вот что это за цветные кружочки были). Как это «достраивает»? -ну, просто случайные линии на экране выводит, получаются голубенькие дрожащие формы. Так и создается голубая аура у улиток. Ха, вот вам и «наука умеет много гитик»! Понадобилось явить нечто чудесное- пожалуйста, нарисуем!

Для меня чудо — это способность человека что-то создавать, новое или прекрасное; создавать, невзирая ни на какие обстоятельства, на отсутствие или присутствие средств, денег, поддержки, создавать, исходя единственно из внутренней потребности создавать. Вся выставка стала воплощением такого чуда. В нашей стране, с ее порой отрицательным потенциалом к созиданию, выставка «ЖИЗНЬ. Версия науки» смотрится укором ленивым и нелюбопытным, впавшим в уныние интеллектуальным пессимистам, нытикам и жалобщикам. Не нужно ныть и жаловаться, нужно что-то делать.

Фото Н. Деминой

Выставка проходит 2-17 апреля 2011 г. в Центре современного искусства Винзавод (www.winzavod.ru). 4-й Сыромятнический переулок, 1. Проезд ст. м. «Курская», «Чкаловская».

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *