Последние из могикан

Т.Шанин. Фото А.Артамонова

8 и 29 октября 2010 г. исполнилось по 80 лет одному физику и одному «лирику»: академику РАН, доктору технических наук, исследователю в области аэродинамики больших скоростей, президенту Международного инженерного университета, председателю жюри премии «Просветитель» Юрию Рыжову и социологу, крестьяноведу, профессору Манчестерского университета, президенту Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодору Шанину.

Мы не знаем, знакомы ли они друг с другом. Однако удивительное и неожиданное совпадение дат их рождения (1930) заставляет задуматься о том, что их объединяет. И это не только история России, через многие перипетии которой пришлось пройти и Рыжову, и Шанину. И это не только наука, служению которой они посвятили свои жизни. И это не только неравнодушие к общественным вопросам, которое им свойственно, а прежде всего сила, цельность и масштаб их личностей.

Юрий Алексеевич и Теодор, с днем рождения!

Ю.А. Рыжков. Фото из архива фонда "Династия"

Живут на свете люди, биографически никак между собой не связанные, занимающиеся разными науками. Но одинаково масштабные. Наблюдаешь за ними, замечаешь неожиданное сходство манер, привычек, взглядов. Не в узком смысле («что вы думаете о…»), а в предельно широком — взглядов не на конкретные проблемы, а на жизнь как целое. Отмечаешь основательность, свободу, легкость, мудрость. А потом вдруг — юбилей, и выясняется, что они — одногодки. Обоим исполнилось по 80.

Выдающееся поколение, которое с достоинством прошло сквозь послевоенную историю. Как Шанин — то сражаясь в Палестине, то бунтуя в Манчестере, то создавая независимое образование в России. Как Рыжов — то развивая авиацию, то порождая демократию, то защищая ученых, не поделившихся с чекистами и севших на долгие сроки. Как-то Рыжов сказал, что в системе отбраковки главное — не поступаться эталонным экземпляром; как только поступился — пиши пропало. Вот Рыжов и Шанин и есть эталонные экземпляры. Они нам гораздо нужнее, чем мы им. Поэтому дай им Бог (в которого они, кажется, не слишком верят) здоровья и долгих ясных лет.

Александр Архангельский,
писатель, телеведущий,
сопредседатель оргкомитета
премии «Просветитель»

* * *

VOX SHANIN

Шанин как человек говорящий

Теодора Шанина я знаю больше двадцати лет. Первая встреча — 1990 год, июль, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина, красно-бархатный конференц-зал. Организационное собрание членов Первого крестьяноведческого проекта. Входит громадный, чуть-чуть неловкий в движениях, крупноголовый мужчина, небрежно кладет на зеленый стол кожаную плечевую сумку и говорит: «Извините за опоздание. Десять минут. Москва — тяжелый город…». Меня почему-то поразили эти простые отрывистые слова, сказанные человеком дела и человеком в то же время деликатным.

С той минуты я начал пристально наблюдать Теодора как личность говорящую. Профессор Шанин не перестает удивлять и восхищать меня как речевой феномен. Разговор Теодора, как мне кажется, уникален. И поэтому лишь понимать смысл речей Шанина, фиксировать в памяти лишь содержательные, информационно-логические эшелоны его высказываний — всё равно, что слушать музыку в формате mp3.

К счастью, подобная конвертация и редукция невозможны для внимательных его слушателей. Воистину устная речь Теодора Шанина великолепна и неповторима в своей неправильности и продуктивной шероховатости. Она цепляет, теребит и взлохмачивает стандартные слушательские привычки человека. Известно пушкинское: «Как уст румяных без улыбки, / Без грамматической ошибки / Я русской речи не люблю…».

Теодор умеет виртуозно воплощать эту улыбчивую, а порой и серьезную ошибочность. Говорящий Теодор интересен и неповторим своим синтаксисом и фонетикой. В конструкции любой его фразы видны очевидные (с точки зрения стандартной нормы) ошибки — рельефные швы, прочные, но скошенные сочленения, грубо изысканные крепежные элементы. И в этом — особый талант говорящего Теодора.

Вслушиваясь в его речь, всматриваясь в пространство его фразы, периода, абзаца, ловишь себя на том, что реально думаешь вместе с ним (чуть-чуть отставая), мгновенно заменяя брутально увесистые конструкции Теодора своими собственными — облегченными, стандартными, привычно уютными.

Но эта замена есть творчество. Эта замена есть усваивание семантической стереоскопии текстов Шанина. Звучание и партитура говорящего Теодора — всегда полифония. Это — фуга, а не речевое тарахтенье, которого мы все вдоволь наслушались и от университетской профессуры, и от телевизионных говорунов, и от политиков.

Всегда захватывает зрелище, точнее — восприятие акустической дорожки разговора Теодора с журналистами. (К счастью, Шанин в последнее время становится гостем многих теле- и радиодискурсов.) Как известно, журналисты, ведущие программ — народ бойкий и нетерпеливый. Для них темпо-ритм программы — самоцель. Они не любят пауз и непредсказуемых лексических связок и поворотов. Припомните: когда Теодор, сидя в эфире, вдруг задумывается, ища слово, журналист (помня, что Шанин — иностранец) услужливо подсовывает ему свой, как правило, стерильный, стертый вариант — вот тогда-то и сверкает неподражаемое речевое мастерство Шанина. Он медленно выговаривает свой глагол, свое определение, свой термин, свое слово. И мгновенно беседа обретает мощь и увесистость.

На одном из первых «длинных столов», когда мы с Теодором обсуждали очередной этап Первой крестьяноведческой экспедиции и Теодор прочел нам лекцию об эксполярности, я отважился заметить, что стилистика Теодора напоминает склад мемуарных текстов Александра Герцена. Такая же отрывистость и подрезанность, взволнованная сухость фразы… Теодор выслушал меня, подумал и сказал: «Что ж, Герцен не самый плохой образец и пример…».

И громко, по-шанински, расхохотался. Одновременно подмигнув.

Валерий Виноградский,
социолог, крестьяновед,
доктор философских наук,
профессор кафедры «Социология»
Саратовского государственного
технического университета

Примечание:

Статья В. Виноградского публикуется с любезного разрешения МВШСЭН. Она войдет в сборник юбилейных статей о Т. Шанине, который будет представлен на праздновании 80-летия ученого в Москве, 11 ноября 2010 г.

* * *

Крылатые фразы Теодора Шанина:

Я — атеист. С двенадцати лет. До этого меня воспитывали в религиозном духе, особенно дед. Но однажды я решил, что религия несовместима с наукой. И сказал об этом маме. Она спросила: что же из этого следует? Я сказал, что больше не буду молиться. С тех пор так и живу. (…)

Тогда я поставил себе вопрос: есть ли вещи, которые являются для меня абсолютными ценностями? Продумывая это, я начал с десяти заповедей. И пришел к тому, что, собственно говоря, ни одна из них не абсолютная ценность для меня. Они являются ценностями, но не абсолютными. Скажем, «не укради». Я был замешан в воровстве в детстве, когда в ссылке помогал ребятам сбывать краденый хлеб, чтобы прокормить семью. И мне не стыдно. .Я держусь этой заповеди: мне доверяют, и не зря, огромные суммы. Я не отступаю и от других заповедей, но они не абсолютны для меня.

Что же тогда? И так я нашел две абсолютные ценности, которые остаются для меня таковыми и по сей день. Одна из них, вторая: быть добрым другом друзьям. Дружба как абсолютная, а не переменная ценность. А первая… Ее точно описывают слова из книги про Маккавеев, которую я читал в детстве: «И ты не согнешь колен перед человеком и перед Богом, потому что рабами мы были в земле Египетской». Очень глубокие слова, если вдуматься. Их говорят люди, бесконечно преданные Богу, но получается: одно дело — абсолютная преданность, а другое — не согнуть колена. Это необыкновенно драматический взгляд на действительность. И я его принимаю. Для меня важно, что я в жизни не согнул колен перед человеком или Богом. И надеюсь таким уйти в мир иной.

(…) Своим студентам я сразу же говорю: разница между моим поколением и вашим в том, что в наше время человек осваивал в институте профессию, с которой оставался сорок лет, а если вы не поменяете профессию четыре раза за жизнь, я буду удивлен. … Школа(ТрВ: МВШСЭН, по-другому Шанинка) должна дать уверенность в том, что можно справиться с трудностями без того, чтобы продать душу дьяволу. Потому что продать душу — это тоже один из способов справиться с трудностями. Так в каждом обществе, а в России современной особенно (из интервью Т. Шанина В. Коновалову, «Известия», 2004 [1]).

* * *

Властью, данной мне от Бога, я продлеваю перерыв. С 15 до 20 минут.

У А. Эйнштейна есть статья «Почему я социалист». В ней Эйнштейн высказал очень верную мысль о том, что естественные науки помогают нам достигнуть цели, но ничего не могут сказать нам про сами цели. В точку! Именно для этого и нужны гуманитарные и общественные науки. Если их не защитить, мы, быть может, будем знать, как добиться цели, но не будем знать — какой. (.)

Высокие технологии в области коммуникаций предельно важны, но если вложить все ресурсы в это, то легко можно получить искривленное общество, как бывало в России не только в эпоху индустриализации, но и раньше. То, что Россия отстает в немалом, — это не ново. Она и отстает, и догоняет, и обгоняет почти триста лет. Но она может попасть впросак, если все свои ресурсы сосредоточит в одном месте. Перебор был всегда более опасен России, чем недобор. Реальный вопрос, на который надо, можно и нужно ответить, — не «что делать», а как комбинировать «делание», как оптимально использовать ресурсы (из интервью Т. Шанина 0. Орловой, «Полит.ру», 2006 [2]).

* * *

Россия не может и не должна стать слепком Запада. Не может потому, что культурные особенности не исчезают из-за волевых решений банкиров и правительств. Не должна потому, что исчезновение особенностей обеднит и Россию, и мир. В то же время Россия не может и не должна закрываться от Запада. Не может потому, что глобализация — не выдумка аналитиков и политиков, она реальна и необратима. Не должна потому, что мир нужен России, а Россия нужна миру. Эта «вечная дилемма» поэтому бессмысленна, а существенным является вопрос другого характера: что полезно отобрать из наработанного Западом образовательного опыта и как это интегрировать в условия России (Из выступления Т. Шанина перед ректорами российских вузов «О пользе иного», 2006 [3]).

1. www.izvestia.ru/articles/article42804/

2. www.polit.ru/science/2006/01/23/sh.html

3. www.polit.ru/science/2006/01/23/shan.html

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *