Достающее звено

Многие годы я была счастлива и спокойна, потому что у меня был Запасной План. Он гласил: «когда любимой работы больше не будет, я пойду учиться в магистратуру — в МГУ, на кафедру антропологии». Когда любимой работы не стало (а новая любимая работа еще не появилась), я, наконец, зашла на сайт кафедры, и выяснилось, что план мой никуда не годится: такой магистратуры не существует. И вообще биофак МГУ практически не перешел на двухступенчатое высшее образование: студенты здесь учатся пять лет, а магистерских программ у них предусмотрено одиннадцать, причем бюджетных мест — вообще пять. В СПбГУ таких программ — тридцать пять, а бюджетных мест хватает на весь поток. Но кафедры антропологии на петербургском биофаке нет, и теперь я совершенно не представляю, где бы меня могли поучить эволюции человека.

Во время моего обучения на биофаке антропогенез упоминался только однажды — на лекциях по введению в специальность для первокурсников. Эволюцию у нас преподает кафедра энтомологии, поэтому почти все общие принципы объясняются на примере пластинчатоусых, саранчовых или огневкообразных (в зависимости от того, кого именно любит лектор). В результате ленивые и нелюбопытные студенты типа меня через два года после окончания вуза оказываются неспособны назвать кого-нибудь из родственных человеку существ, кроме австралопитеков и неандертальцев, и хорошо еще, если помнят, кто из них жил раньше (да и это, скорее, благодаря потоку новостей о расшифровке генома вторых). Единственное, что остается в голове у студента, — прекрасная теория Оуэна Лавджоя о том, как важно самкам нашего вида удерживать около себя самца. Ну, то есть она не совсем об этом, она рассказывает, как прямохождение и скрытая овуляция могли быть полезны для одной и той же цели — возможности выращивать больше маленьких детей параллельно, ухода от крайней К-стратегии, характерной для других приматов, — но трактовалась студентами она именно как лозунг «поощрительное спаривание — двигатель эволюции!».

Итак, я ничего не знаю об антропогенезе. Периодически по ходу работы мне доводилось разбираться в каких-то конкретных деталях (как и почему мы могли потерять шерсть или научиться смеяться), и каждый раз я слушала выпускников кафедры антропологии МГУ, завороженно развесив уши, и мечтала когда-нибудь пополнить их ряды: столько интересных вещей, сколько знают эти специалисты, не знает о человеке никто. Популяризацией этой области, по моим ощущениям, занимаются меньше, чем популяризацией любых молекулярно-биологических проблем (кроме сообщества в ЖЖ «Некультурная антропология» и работы Александра Маркова на его сайте evolbiol.ru и на «Элементах», я сходу ничего и не назову). Это очень странно, потому что область, во-первых, захватывающе интересная (про нас!), а во-вторых, идеологически правильная: происхождение человека от обезьяноподобного предка обязательно нужно объяснять, потому что конкуренты не дремлют и предлагают десятки прекрасных версий, от Адама до дельфинов.

Александр Марков недавно сказал, что напишет книгу об эволюции человека — продолжение «Рождения сложности», и я жду ее примерно так же, как фанаты ждали появления новой части поттерианы.

А пока что появился новый сайт — antropogenez.ru. Название моей колонки наглейшим образом утянуто оттуда и принадлежит Станиславу Дробышевскому — это целый раздел сайта, подборка научно-популярных статей о методах антропологии, о характерных особенностях человека, многие из которых оказываются вполне распространенными и у родственников, и обо всех обезьянах и людях — современных и вымерших. Сайт только что открылся, поэтому информации там пока не очень много — на полдня чтения, так что надо подписываться на его RSS сейчас, пока еще есть шанс не упустить ничего прекрасного.

Ну, раз уж магистратуры по антропологии в МГУ все равно нет.

Связанные статьи

4 комментария

  1. Цит: «Единственное, что остается в голове у студента, — прекрасная теория Оуэна Лавджоя о том, как важно самкам нашего вида удерживать около себя самца. Ну, то есть она не совсем об этом, она рассказывает, как прямохождение и скрытая овуляция могли быть полезны для одной и той же цели — возможности выращивать больше маленьких детей параллельно, ухода от крайней К-стратегии, характерной для других приматов, — но трактовалась студентами она именно как лозунг «поощрительное спаривание — двигатель эволюции!».»

    Узнаю биофак СПбГУ :)

  2. На биофаке МГУ теорию эволюции читает кафедра теории эволюции, но, судя по всему, ничуть не лучше, нежели ленинградские энтомологи. Там весь курс состоит из ничего не значащих слов вроде ароморфоза и идиоадаптации, а какие бы то ни было механизмы эволюции вовсе не затрагиваются. Я не уверен даже, что они вообще слышали выражение «теория игр».

Добавить комментарий для Олег (он же oldodik) Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *