Клонирование человека — актуальная проблема современной науки и политики

Игорь Вишев, доктор философских наук, профессор кафедры философии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), действительный член Академии гуманитарных наук

Мы публикуем письмо, посвященное проблеме клонирования человека, сложной не только с научной, но и с этической, и даже политической стороны. В России существует законодательный мораторий на клонирование человека, который вскоре может быть продлен. Автор письма не является профессионалом в данной области, он — философ, причем занимающийся весьма экзотическим направлением — концепцией практического бессмертия человека. Направление, конечно, лежит за гранью современной науки; видимо, на то и существует философия, чтобы охватывать в том числе и такие запредельные темы. Однако тема, поднятая в письме, имеет самое непосредственное отношение к науке сегодняшнего дня, причем в таком аспекте, который волнует широкие слои общества. Мы будем рады получить комментарии профессионалов по поводу данной проблемы вообще и недавно продленного законодательного моратория, в частности.

Рубежные годы XX и XXI столетий ознаменовались целой чередой выдающихся научных достижений, среди которых первенство, на мой взгляд, уверенно удерживает открытие реальной возможности клонирования человека. Данное направление научных исследований открывает неведомые ранее перспективы решения целого ряда сложнейших и насущных задач укрепления здоровья людей, продления их жизни. Среди них прежде всего следует упомянуть получение биологически неотторжимых органов человека, в которых существует острейшая потребность для спасения жизни множества людей, поскольку в условиях крайнего дефицита донорских органов остается исключительно высокой смертность реципиентов, нередко усугубляемая разного рода осложнениями. Современный уровень развития биологии и медицины делает подобную ситуацию совершенно неоправданной и недопустимой. Естественно, в этой области исследований есть еще немало нерешенных проблем, но современное слово науки — отнюдь не последнее ее слово; трудности же, как известно, надо не замалчивать, не уходить от них, не откладывать на будущее, но преодолевать, насколько это возможно, уже сегодня. Недаром говорят: «под лежачий камень вода не течет».

Весьма показательно, что практически никто не оспаривает принципиальную возможность клонирования человека и решение соответствующих задач. В пользу ее реальности свидетельствуют первые экспериментальные данные, когда удается продлить жизнь человеческого эмбриона, полученного методом клонирования, до двухнедельного возрасти, который, однако, после этого принято уничтожать [1, с. 53]. Это считается вполне этичным, но отнюдь не осмотрительное продолжение самого эксперимента.

С самого начала перспектива клонирования человека встретила резкое осуждение со стороны практически всех конфессий. Так, бывший патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил: «Клонирование человека — аморальный, безумный акт, ведущий к разрушению человеческой личности, бросающий вызов своему Создателю» [2]. А нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, также категорично высказался против использования этого метода, ибо, по его словам, «таковое действие есть вторжение в Божий замысел о человеке» [3, с. 9]. Такого рода утверждения не могут не вызвать удивления, поскольку, согласно их же собственному вероучению, «пути Господни неисповедимы», так что людям не дано знать о такого рода «замыслах Создателя». Против клонирования человека, реальные интересы которого явно игнорируются, приносятся в жертву идеологическим догмам, выступает и ряд консервативно настроенных ученых, которые, впрочем, тоже нередко оказываются под тем или иным влиянием религиозного мировоззрения.

Именно подобный, по существу, идеологический подход перевел сугубо научную проблему в явно политическую плоскость. Первая кризисная ситуация в этой области исследований возникла, когда Госдума РФ 19 апреля 2002 г. приняла закон о моратории на такого рода исследования. Уже тогда запрет нанес существенный ущерб развитию отечественной науки в этой области и интересам граждан России в осуществлении их неотчуждаемого, не противоречащего правам и свободам других людей, непосредственно действующего конституционного права на жизнь [4]. Срок моратория закончился 23 июня 2007 г. Тогда он не был продлен и, казалось, уже ничто больше не угрожает таким исследованиям, хотя, понятно, тревога в этом отношении всегда сохранялась, поскольку подспудное противостояние не могло не продолжаться.

Теперь наступила вторая кризисная ситуация на исследования по клонированию человека. Почти два с половиной года спустя после окончания срока первого моратория на такие исследования Правительство РФ неожиданно внесло в Госдуму поправку в статью 1 федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» с целью его продления. Кстати сказать, его формулировка лишний раз подчеркивает реальность возможности клонирования человека. Утверждается, что проект запрета поддержан РАН и РАМН. При современном положении вещей это, к сожалению, неудивительно, но, тем не менее, было бы вполне оправданным ознакомить общественность с соответствующими протоколами обсуждения и решения этого вопроса.

Выдвигаемые доводы в пользу продления моратория, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Главный из них — технология клонирования человека в настоящее время окончательно не разработана. Но, совершенно очевидно, без продолжения исследований такая задача в принципе никогда не может быть нами решена, а между тем именно в ее решении все мы крайне заинтересованы. Эти исследования, безусловно, должны быть продолжены, но при условии жесткого контроля со стороны научной общественности и государства.

С этой целью, как представляется, следовало бы, в частности, ввести лицензирование на исследования по клонированию человека для институтов, лабораторий и отдельных ученых, которые способны по своим профессиональным и этическим качествам решать данную проблему в интересах людей. Но ни в коем случае, что надо еще раз подчеркнуть, нельзя запрещать такого рода исследования. Подобный запрет является бесполезным и крайне небезопасным, ибо исследования все равно так или иначе будут продолжаться, но нелегально, а это, действительно, чревато всевозможными злоупотреблениями.

Нельзя не принимать во внимание и те доводы в пользу запрета на клонирование человека, согласно которым еще не решены окончательно, а продолжают обсуждаться вопросы биологической безопасности, связанные с клонированием человека, что оно встречается с множеством юридических, этических и будто бы религиозных проблем, пока не имеющих очевидного решения. Однако и в данном случае ни одна из этих задач не может быть решена без свободного научного поиска их решения.

Вместе с тем следует со всей определенностью заявить, что религия не имеет никакого прямого отношения к научным исследованиям по клонированию человека. Ее приверженцы, как уже отмечалось, имеют полное право дать им свою идеологическую оценку, но не должны влиять на их ход и результат. Свободный научный поиск ученых не может ограничиваться и направляться ортодоксальными выводами из религиозных догм.

Клонирование человека — дело сугубо добровольное. Кто не хочет применить этот метод для улучшения и продления своей жизни, имеет на то полное право. Но нежелающий не должен препятствовать применению данного метода другими, ибо это стало бы непосредственным антиконституционным ущемлением их прав и свобод, прежде всего права на жизнь. Сторонники продления моратория ссылаются на Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН, запрещающую клонирование человека. Ее, действительно, поддержало большинство стран, в частности Южной Америки, где подавляющее влияние имеет католицизм, в ряде других -ислам и т.п. Но в данном случае более важное значение имеет обстоятельство, что в то же время эту Декларацию не поддержали 34 страны мира, среди которых Англия, Франция, Канада, Австралия, Китай, Япония и др. Может случиться так, что нам, россиянам, за осуществлением права на индивидуальное существование, укрепление здоровья, продление жизни придется обращаться в иные страны. Такое положение вещей недостойно России, и потому допустить его нельзя!

Особое место в обсуждении данной темы занял вопрос о клонировании человека и человеческом достоинстве. На нем особо акцентируется внимание в упомянутой Декларации ООН и богословских оценках. Правда, текст этой Декларации, в отличие от богословских, можно прочитать так, что в принципе клонирование человека не исключается по существу и не запрещается, а лишь в тех случаях, когда оно ведет к ущемлению его достоинства. Вместе с тем это обстоятельство четко никак не оговаривается, и потому может сложиться впечатление, что клонирование человека всегда должно повлечь за собой такое ущемление. С этим трудно согласиться.

Уже сегодня все говорит о том, что нельзя допустить продления моратория на научные исследования в области клонирования человека, ибо такой запрет непосредственно противоречит правам и свободам граждан России, в первую очередь их праву на жизнь, демократическим и гуманистическим принципам, интересам развития отечественной науки!

Литература

1.Крутов Б., Болонкин А. Бессмертие станет реальностью? //Панорама. — № 962, 15-21 сентября.

2. www.wco.ru/biblio/books/kaft1/H1-Thtm

3. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Лишь близость к Богу дает человеку силы… //Комсомольская правда, 2000, 12 июля (№ 125).

4. Конституция Российской Федерации, раздел первый, глава 2, статья 20.

Связанные статьи

1 Comment

  1. Да, клонирование действительно имеет немало потенциальных перспектив! Главное, вводить его постепенно, и учитывать взаимодействие всех факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *